Помоги себе сам

Андрей Браев-Разневский Абр
Сергий:
У вас свои отношения с Богом - с вами и разговор будет соответствующий. А с другими - другой. Вот не надо навязывать другим свои стандарты и решать за них (и за Бога) всуе это сказано или нет. Тем более повторяю - сказано может быть по причинам вам непонятным, которые не могут или не удосижаются вам объяснить. Напр. просто в качестве молитвы за тех или иных людей, пострадавших от преследований за веру и свободу слова и самовыражения, в память о предках, которые не боялись поминать Бога постоянно в своей повседневной речи, также как поминают друзей или учителей. Запрещая другим людям иметь отношения с Богом отличные от ваших, излишне настойчиво предлагая другим людям коверкать свою речь вы тоже в общем выступаете против права других людей на свободу самовыражения - признака образа Божия в каждом человеке. Веками в селах и местечках Украины именно так, ненавязчиво подрастающее поколение и училось богословию, с самых пеленок - от взрослых людей, которые поминали Бога как неотъемлемую часть своей жизни и мировоззрения. Более глубокое осознание приходило потом и не ко всем, но азы закладывались в глубоком детстве, как что-то общепонятное, само собой разумеющееся и родное. А в 20 веке этот процесс был грубо нарушен. В т.ч. цивилизаторами других культурных традиций, которые на словах утверждая, что они хотят сделать лучше - на деле грубо вмешивались в приватную жизнь других людей, ламая, искореняя и запрещая то, смысл чего сами не понимали или понимали превратно, меряя своими мерками, тоже кстати усвоенными с детства. Блаженный Феодосий кстати тоже от этого страдал и это похоже стало одной из побудительных причин для него начать с Божьей помощью свою хитромудрую проповедь и подвижничество в Киеве.


Цитата:

Запрещая другим людям иметь отношения с Богом отличные от ваших


Ответ:

Абр:
Насколько я понял, здесь продвигается мысль, что всякий человек сам определяет, как ему верить в Бога, и не надо указывать ему, как это делать. Между тем, существует Священное Писание, где приводятся слова Иисуса и апостолов, которые указывают людям, что и как надо делать. Разве они посягают на твою свободу? - Ну уж нет. Они ставят человека перед выбором: либо ты будешь в Церкви, либо за её оградой, если что-то не устраивает. Встань за оградой и молись. Тут никакого принуждения. По факту, получается, что люди набили головы всякими ересями, но им никто не воспрещает ходить в храм, причащаться, собороваться, получать должность дьякона, священника, архиепископа. Что уж там говорить про "казаков". И, если кто-то начинает говорить правду, которая глаза колет, то сразу начинают завывать: "а чо ты нам своё мнение навязываешь?" Есть вещи, в которых можно иметь разногласие, они второстепенны, но есть основы, например, Символ Веры, постановления Семи Соборов, решения поместных Соборов, и так далее. Кто не соблюдает единства, тот разрывает Церковь на части. Поэтому надо выбирать тему для спора. Нил Сорский и Иосиф Волоколамский спорили о церковных землях, но им бы никогда не пришло в голову обсуждать, надо ли поминать Бога всуе, или нельзя. Они знают, что нельзя. И не надо говорить: как хочу - ворочу. Всё, что написано в Библии, соблюдай, а не хочешь - понесёшь ответ на Суде. Пока ты ещё в этом мире, не дожил до конца, и не помер, есть ещё время навести порядок в мозгах. И мне это не надо - торжествовать от победы в споре с тобой. Помоги себе сам, а я буду радоваться за тебя.