Имануил Кант Критика чистого разума

Кедров-Челищев
УДК  1(091)(430)
ББК  87.3(4Гем)
          К20
Все права защищены.
Любое использование материала данной книги,
полностью или частично, без разрешения
правообладателя запрещается.
Кант, Иммануил
Критика  чистого  разума  /  И.Кант;  пер.  с  нем. 
Н.О. Лосского. – Москва : Издательство АСТ, 2018.
160 с. – (Величайшие люди и мыслители).
ISBN 978-5-17-107836-2
«Критика   чистого   разума»   –   философский   труд   
И. Канта, впервые опубликованный в 1781 г. и оказавший
значительное  влияние  на  развитие  европейской  и  рус-
ской  мысли  XIX  и  XX  вв.  Ключевой  вопрос  «Критики», 
исследование  познавательной  возможности  разума,  как 
никогда  актуален  в  век  интернет-технологий  в  нашем 
стремительно  меняющемся  мире.  Исследуя  тайны  разу-
ма, Кант пришел к выводу, что все наши представления о
мире  возможны  только  в  категориях  пространства  и  вре-
мени.  Оставалось  только  понять,  чем  именно  являются 
пространство и время. Это чисто объективные реалии или
плод человеческого воображения?
УДК 1(091)(430)
ББК 87.3(4Гем)
ISBN 978-5-17-107836-2
К20
©  К.А. Кедров, введение,
      составление,      2018
©  ООО «Издательство АСТ», 2018
Кант
Иммануил
5
Ни  одно  из  открытий  Канта  не  является  устаревшим. 
Исследуя  тайны  разума,  он  пришел  к  выводу,  что  все 
наши  представления  о  мире  возможны  только  в  катего-
риях пространства и времени. Оставалось только понять,
чем  именно  являются  пространство  и  время.  Это  чисто 
объективные  реалии  или  плод  человеческого  воображе-
ния? Именно этот вопрос заставил философа усомниться
в  достоверности  как  субъективного,  так  и  объективно-
го  знания.  Само  разграничение  на  субъект  и  объект  уже 
вызывает  сомнение.  Ведь  и  в  первом  и  во  втором  случае 
присутствует и реальный опыт, и игра воображения. Вот
почему  Канту  понадобились  два  новых  понятия:  чистый 
разум  и  разум  практический.  Выяснилось,  что  и  область 
чистой игры мысли, и область строго научного, проверяе-
мого опытом знания в равной мере не свободны от проти-
воречий  внутри  собственных  утверждений.  Здесь  откры-
вается прямая дорога и к диалектике Гегеля, и к теоремам
о   неполноте   и   противоречивости   любых   формальных   
языков  Курта  Гёделя.  Если  высказывание  верно,  оно  не 
полно; если высказывание полно, оно не верно.
Открытие   Канта   —   разум,   сам   себя   исследующий   
и критикующий, — это тоже прямая дорога к лингвисти-
ческой философии Витгенштейна. Не только мы говорим
языком, но и язык говорит нами.
ВВЕДЕНИЕ
6
Исследуя противоречия чистого разума, или так назы-
ваемые  антиномии,  Кант  находит  смысловые  первоато-
мы мысли. Мир вечен — мир не вечен; мир бесконечен —
мир конечен; всё закономерно и детерминировано — всё
случайно и хаотично. Из размышлений над этими проти-
воречиями  выросла  физика  и  космогония  ХХ  века.  Раз-
мышления  о  природе  времени  и  пространства  привели 
Альберта  Эйнштейна  к  открытию  СТО  (специальной  те-
ории  относительности)  и  к  ОТО  (общей  теории  относи-
тельности). Оказалось, что практический разум великого
Ньютона,   несмотря   на   грандиозные   космологические   
и  физические  открытия  этого  гения,  всё  же  обманулся 
из-за  доверия  к  считавшимся  незыблемыми  понятиям 
чистого  разума  —  абсолютного  пространства  и  абсолют-
ного времени.
Антиномия  необходимости  и  случайности  легла  в  ос-
нову квантовой физики и привела к открытию принципа
дополнительности  Нильса  Бора  и  принципа  неопреде-
лённости Вернера Гейзенберга.
Утверждение  Гегеля,  что  истина  это  не  конечный  вы-
вод, а само движение, сам процесс познания, тоже проис-
текает из кантовских антиномий и кантовского принци-
па — разум, критикующий себя во всех своих выводах и в
самом  процессе  познания.  Критика  чистого  разума  рас-
пахнула процесс познания в бесконечность. Был открыт
своего рода вечный двигатель мысли.
Кант поставил жирную точку на иллюзиях эпохи Про-
свещения, которые можно назвать слепой верой в разум.
Дело в том, что и сегодня не существует дефиниции разу-
ма. Часто разум путают с логикой Аристотеля. Но логика
логикой, а истина может быть и вне логики. Важнейший
критерий  истинности  в  логике  —  не  противоречивость. 
Но  Кант  именно  это  свойство  истинности  поставил  под 
сомнение. Он доказал в рамках самой логики, что любые
7
построения разума упираются в извечные противоречия.
Таким  образом,  чистый  разум  —  разум,  оперирующий 
логикой и интуицией, не обладает монополией на истину
и нуждается в научном подтверждении на основе опыта.
Но  опыт  тоже  никогда  не  бывает  чистым  и  полностью 
объективным.  И  в  самой  постановке  эксперимента,  и  в 
его  истолковании  чистый  разум  задействован  в  полной 
мере.  Доказав  противоречивость  любого  разума,  Кант 
вовсе  не  отверг  разум  как  таковой.  Он  просто  изобрел 
новый метод познания — разум, сам себя критикующий.
Истина  в  истолковании  Канта  перестает  быть  догмой 
или  каноном.  Она  обретается  в  самом  процессе  позна-
ния. Гегель довершит эту идею Канта, провозгласив, что
истина не конечный вывод, а сам процесс постижения.
Проще  говоря,  Кант  открыл  в  области  мысли  и  логи-
ки  новую,  ранее  неизвестную  координату  —  движение. 
Оказывается, мысль и разум это не то, что дано однажды
и навсегда, а то, что постоянно себя критикует, ставит под
сомнение, открывает новое. Речь здесь идет об эволюции
и развитии как мысли, так и разума, каким бы изначаль-
но чистым и совершенным он ни был. На вопрос: есть ли
предел  в  развитии  и  совершенствовании  разума  —  Кант 
не дает прямого ответа, но чётко очерчивает границы на-
шего постижения мира. Мы не можем выйти за пределы
модели,  включающей  такие  фундаментальные  понятия, 
как пространство и время. Кант не знал, что само время
и  само  пространство  возникли  13  миллиардов  400  мил-
лионов лет назад, но именно размышления над филосо-
фией Канта привели науку XX века к этому неожиданно-
му открытию.
Вернемся  к  одному  из  главных  открытий  Канта.  Все 
наши  представления  о  мире  так  или  иначе  ограничены 
категориями пространства и времени. Во времена Канта
это  было  абсолютное  время  и  абсолютное  пространство 
8
Ньютона. Теперь, когда выяснилось, что ни того, ни дру-
гого  в  природе  не  существует,  блестяще  подтвердилась 
правота  Канта  об  ограниченности  чистого  разума,  кото-
рый может выстраивать такие гениальные модели мира,
как физика Ньютона, и при этом заблуждаться в течение
столетий. Теперь, когда стало ясно, что время и простран-
ство не вечны и не абсолютны, а относительны и зависят
от скорости света, возникает вопрос — а не являются ли
эти понятия тормозом на пути познания. Строго говоря,
с точки зрения физики нет ни времени, ни пространства,
а  есть  то,  что  Эйнштейн  называл  пространственно-вре-
менной  континуум,  а  гениальный  русский  филолог  Ми-
хаил  Бахтин  обозначил  термином  хронотоп  (хронос  — 
время, топос — пространство).
Однако  все  наши  житейские  представления  по-преж-
нему  зиждутся  на  ньютоновской,  по  сути  дела  неверной 
картине мира. Мы по-прежнему представляем некое бес-
конечно  протяженное  время  и  отдельно  от  него  якобы 
существующее пространство. Хронотоп — реальность, ко-
торую мы так и не научились моделировать в своей пси-
хике. Чисто кантовская коллизия — мы как бы уперлись
в  некую  стенку  из  пуленепробиваемого  стекла.  Следую-
щим  поколениям  предстоит  построить  для  себя  модель 
мира, которая будет соответствовать открытиям физики
и  космологии  ХХ  века.  Сегодня  же,  как  это  ни  странно, 
мы  всё  ещё  психологически  обитаем  не  во  вселенной 
Эйнштейна,  а  во  вселенной  Ньютона.  Отстаем  на  целые 
столетия.
Что  касается  кантовских  антиномий  о  вечности  и  не 
вечности,  о  бесконечности  и  ограниченности,  о  необхо-
димости  и  случайности,  они  активнейшим  образом  за-
действованы  и  в  современной  физике,  и  в  современной 
космологии. Например, выяснилось, что хронотоп огра-
ничен и не бесконечен, однако за этой небесконечностью
9
мира космолог Стивен Хокинг увидел модель, где време-
ни нет, но существует изначальное пространство, то, что
в обыденной жизни мы назвали бы вечность. И опять же,
что  такое  это  вневременное  пространство,  мы  не  знаем 
и  даже  не  можем  пока  представить.  Снова  прав  Кант  — 
дальнейшие  открытия  ждут  нас  за  пределами  привыч-
ных моделей времени и пространства.
Самое  замечательное,  что  Кант  дает  нам  представле-
ние о вещах, которые в принципе не могут быть обозначе-
ны, поскольку их смысл и сущность неисчерпаемы. Здесь
и  чистый,  и  практический  разум  должны  потеснить-
ся,  уступая  место  искусству  и  образу.  Это  лучше  других 
сформулировал поклонник и переводчик Канта русский
поэт Афанасий Фет: «...не знаю сам, что буду, / петь — но
только песня зреет».
Согласно  Канту  субъективный  мир  человека  бесконе-
чен, как мироздание: «Под каждым могильным камнем
погребена вселенная». Здесь заложен фундамент нового
гуманизма, основанный на уважении к личности каждо-
го  человека  независимо  от  его  общественного  положе-
ния  и  сословного  происхождения.  Для  философа  это  не 
было  отвлечённым  построением  или  несбыточной  меч-
той. Знаменитые обеды Канта, на которые приглашались
представители всех сословий и самых разных профессий,
иллюстрировали этот несбыточный, но прекрасный про-
ект  философа.  Подняв  каждую  личность  на  высоту  ми-
роздания,  Кант  дал  человечеству  пусть  не  достижимый, 
но правильный ориентир — идеал. Эту мысль Канта бли-
стательно  переформулировал  Пушкин:  «Цель  искусства 
идеал,  а  не  нравоучение».  «Поклонник  Канта  и  поэт» 
Ленский  пел  в  своих  стихах  и  «нечто,  и  туманну  даль» 
именно  потому,  что  глубоко  усвоил  мысль  Канта  о  бес-
конечности  и  неуловимости  человеческих  чувств.  После 
Канта  внутренний  мир  человека  приобрел  вселенскую 
ценность  и  значимость.  И  до  сегодняшнего  дня  это  от-
крытие не только не утратило свою ценность, но, наобо-
рот, стало ещё более значимым. Чем более притесняема
и  ущемляема  личность,  тем  ценнее  и  важнее  открытие 
Канта. Личность есть вещь в себе,  и общество не в праве
посягать на её вселенскую бесконечную сущность.
Константин Кедров,
доктор философских наук