Закон Архимеда

Андрей Амельяненко
Повезло Мишке Веткину. Да, повезло. У него сестра есть. Старшая. Галя. Она в десятом классе учится. Мне тоже, конечно повезло. Только не очень. Сестра-то у меня тоже есть. Наташка. Но она ещё мелкая, к тому же вредная. И учится пока в первом классе. И толку от неё никакого. А Мишкина сестра помогает ему домашнее задание делать. Ещё у неё все учебники есть, по которым она раньше училась. И за шестой класс, и за седьмой, и за восьмой, и за девятый. Все до одного целые. Ни один не порванный и не разрисованный. Она ведь девочка, поэтому бережно ко всему относится. Мишка этим пользуется, берет у неё учебники и читает. Не все, конечно. Только те, которые ему интересно. Особенно любит он про физику читать. Законы там разные узнавать. Потом мне про физические законы  рассказывает. Хвастается. Умного из себя строит. Как будто он меня умнее. А как он может быть умнее? С какого перепуга? Учимся мы-то с ним в одном классе. В четвёртом. Сидим за одной партой. Значит знаний у нас в головах поровну. Когда Наталья Андреевна, учительница наша, объясняет что-то, это ведь в мозгах у всех учеников откладывается равномерно. Никому ни больше, ни меньше. Подумаешь, Мишке сестра помогает уроки учить, а я сам всё делаю. Что из этого? Оценки-то у нас с ним почти одинаковые. Четвёрки в основном. Бывают, правда, и тройки иногда. И у него и у меня. А по некоторым предметам у меня оценки даже лучше. У Мишки, к примеру, по физкультуре четвёрка, а у меня пятёрка. Я подтягиваюсь на турнике десять раз, а он девять. Вот так. Так что, не надо ему строить из себя кого-то выдающегося. Суперумного супергероя. Учебники он по физике читает! Придёт время, я тоже их буду читать и изучать. А пока это мне зачем? В четвёртом-то классе?

Только Мишка этого не понимает. Всё равно продолжает про свою физику рассказывать. Умничать. Говорит, от физики польза большая. Прямо без неё никак, жить невозможно. А я вот сомневаюсь. Это ещё доказать требуется. Но Мишка он такой, прилипучий. Как пристанет с физикой, не отвяжешься. Я ему говорю, доказать надо! А он, давай вместе доказывать. Я соглашаюсь. Тогда мы эксперименты ставим. Вчера вот тоже такой эксперимент был. Сейчас расскажу.

Приходит Мишка ко мне. После уроков. Я уже и пообедал и домашнее задание подготовил. Только сел за компьютер, тут Мишка заявляется. Как всегда с умным видом. По-другому у него не получается, с тех пор, как за физику взялся. И спрашивает у меня:

– Ты, Николай, закон Архимеда знаешь?

Это он так торжественно меня Николаем зовёт, когда ученого из себя строит. Важности себе придает. Обычно-то всё меня Колькой  или Коляном зовут. А тут – Николай! Так, думаю, опять он за своё. Что на этот раз такое он там, в учебнике у сестры, вычитал? Про Архимеда узнал? Ага! Интересно! Я про этого Архимеда давно знаю. Мультик видел, правда, когда ещё маленький был. Грек он древний, вот. Что он такого открыл? Смотрю на Мишку молча – ну, ну, что там с Архимедом?

А он прям светится весь от гордости. И опять:

– Про закон Архимеда знаешь? Великое открытие, между прочим!

– Какое, – спрашиваю, – ещё великое открытие?

Мишка и выдаёт:

– Тело, погруженное в жидкость, вытесняет объём, равный объему тела.

И смотрит на меня с победным видом, как будто я бестолочь, двоечник последний. Вот, мол, видишь, какой закон я узнал.

А мне-то что? Ну, закон, ну, Архимед, и что? Тело там какое-то, жидкость неизвестная, объём вытесняет – фигня какая-то! Что тут великого?

Я так у Мишки и спрашиваю:

– Дальше что? Какая польза от твоего закона?

Мишка не унимается:

– Во-первых, – говорит, – не о моего, а от закона Архимеда! Во-вторых, польза огромная, просто ты ничего не понимаешь.

Дальше он стал мне рассказывать про этот закон. Оказывается, царь какой-то древнегреческий заказал себе корону. Не простую, а золотую. Как в сказке про курочку-рябу и яичко. Кому заказал, неизвестно. Мастерам, наверное, древнегреческим. Они-то корону сделали. Красивую, с резьбой и украшениями всякими. Только царь почему-то подумал, что мастера эти жулики. Решил проверить, на самом деле корона золотая или нет. Может, она деревянная, только покрашена золотистой краской. Задал царь эту задачу своему придворному учёному. А это как раз и был Архимед.

Стал Архимед думать. Думал, думал, и понадобилось ему объем короны узнать. Что-то там ещё Мишка про удельный вес начал мне рассказывать, я сразу и не разобрался. Понял только, что кубический метр дерева и кубический метр золота весят по разному.  Ничего себе, думаю, где это столько золота взять, чтоб кубический метр получился. У олигархов, что ли? Спросил об этом Мишку, он отмахнулся.

– Это, – говорит, – теоретически. Для вычислений. Мы сейчас не про золото, а про объем короны.

И давай дальше мне историю рассказывать.

Оказывается, Архимед, пока думал, устал очень и вспотел. Понятное дело, жарко у них там в Греции. И решил Архимед в ванну залезть, охладиться. Ну, и помыться, наверное, тоже, заодно. Только он в ванну погрузился, как из неё лишняя вода стала выплескиваться. Тут его и осенило. Он закричал «Эврика!» и стал голый бегать по Греции. Дошло до него, что воды вылилось столько, сколько его самого, то есть, Архимеда, в ванну залезло. Только голым бегать и кричать «Эврика!» долго нельзя было. Его стражники поймали и к царю повели, на суд. Архимед объяснил, почему он в таком виде и зачем кричит. Он ведь задание самого царя и выполнял. А «Эврика» означает – нашёл! Царь его простил и награду выдал, новое пальто или что-то другое, что у них там в древней Греции носили. Так этот закон он и открыл. Понятно?

Решили мы с Мишкой проверить закон Архимеда на практике. Ведь если это закон, то он везде должен действовать. И на всех. Да, на всех. А иначе это не закон, а так, говорильня одна.

– И на ком будем его проверять? – спрашиваю Мишку. – На мне?

– Почему бы нет, – отвечает он, – ты же можешь в ванну залезть. А я буду измерять, сколько воды из неё выльется. Так и узнаем твой объём.

Я подумал и отказался, наотрез. Во-первых, воды много на пол прольется, потом её собирать надо. Развезем болото, мама потом задаст мне. Во-вторых, не хочется мне сейчас ванну принимать. Да и тесно там, в ванной комнате, не повернёшься. Как воду выплеснутую собирать? Отказались мы от этой затеи. Стали думать, как-то ведь закон Архимеда надо проверить. И чтоб он подтвердился, и чтоб дома беспорядок не устроить.

Наташка, сестра моя, всё это время, пока мы с Мишкой Архимеда обсуждали, сидела тихонечко в уголке за своим столиком. Рисовала что-то, она любит рисовать. И тут вдруг говорит:

– А вы воды в тазик налейте и на кухне свой закон проверяйте. Там места много, – Вот мелкая какая! Сидит себе, делает вид, что занята своим делом, а оказывается всё подслушивает.

– В тазике, – спрашиваю я, – и кого мы в него посадим? Тебя, что ли? Для меня места маловато будет.

– Нет, – отвечает Наташка с умным видом, прямо как Мишка, когда про физику рассказывает. – Вы Барсика посадите. Он как раз там поместиться.

– Точно, – подхватил Мишка, – и воды меньше на пол выльется. Барсик же не очень-то большой. Соберем потом воду тряпкой, выжмем в банку и узнаем, сколько в нём литров.

– В ком? – спрашиваю.

– Да в Барсике, – опять влезает в разговор Наташка.

Тут до меня дошло. Хорошая идея, да, объем Барсика узнать! Круто! Молодец Наташка! Вот мелкая, мелкая, а голова, оказывается, работает. Вся в меня, наверное.

Стали мы Барсика ловить. Да не тут-то было. Пока мы обсуждали, что да как, он спокойно лежал себе на диване. Прикидывался, что спит. Хотя сам, наверное, подслушивал, как Наташка. Только я к нему направился, он вскочил и мигом забрался под диван. Вот бестолковый! Не понимает, мы же его хотим в качестве испытателя привлечь. Первым котом будет, на котором закон Архимеда подтвердится. К тому же узнает, сколько в нём литров. Какой у него объём. Но Барсик ни в какую. Не желает принимать участие в научном эксперименте и всё.

Как его оттуда достать? Попробовали выманить колбасой, Барсик не поддался. Наташка тоже подключилась, принесла щётку с длинной ручкой. Но и щёткой достать его не получилось. Он ведь не тапок, на месте не лежит, всё время изворачивается. Потом он выскочил из-под дивана и взлетел на шкаф, я подставил стул, только собрался его схватить, Барсик сиганул на штору. Но не долетел. Мишка его перехватил на лету. Вот молодец! Хоть у него и четвёрка по физкультуре, а реакция есть. Вратарём может стать.

Но удержать кота Мишка не смог. Барсик цапнул его за руку, вырвался, и тут началось!

Барсик прыгал и скакал. Упирался изо всех сил. Шипел и рычал, прям как тигр. Летал взад и вперёд, вверх и вниз. Отбивался изо всех сил. Поцарапал руки мне, Мишке и даже Наташке. Прижимал уши и поднимал хвост трубой. В общем, всячески мешал проведению эксперимента. Ничего ему не помогло. Мы с Мишкой всё-таки его поймали и понесли на кухню. Наташка тем временем приготовила тазик с водой.
Я держал Барсика за передние лапы, Мишка за задние, Наташка ухватилась за хвост. Стали мы его в таз засовывать. Он поместился весь, но голова осталась снаружи. Что делать? Без головы-то объем не полностью измерен будет. А если с головой Барсика под воду макнуть, он захлебнуться может. Утонуть. Как быть? Стали думать.
Мишке пришла идея надеть на него маску для подводного плавания или скафандр, как у космонавтов. Но ни скафандра, ни маски у нас не нашлось, и Наташка предложила надеть ему на голову резиновую перчатку. А что, нормально она придумала. Тем более перчатки вот они, на раковине висят, мама в них посуду моет.

Стали мы Барсику на голову перчатку надевать. И так пробовали, и сяк, не получается. Сопротивляется он сильно. Того и гляди, перчатку порвёт. Отказались мы от этой затеи. Но эксперимент-то закончить надо. Что из-за головы кота всё сорвётся? Вот так просто, от Барсика зависит подтвердиться или нет научное открытие? Так же нельзя!

Вдруг меня осенило! Прямо, как Архимеда. Только я не в ванну залез и «эврика» не закричал, просто увидел на столе папину любимую кружку. Вот, всё очень просто! Голова у Барсика как раз размером с кружку. Надо собрать сейчас воду с пола, которую Барсик вытеснил из тазика, потом добавить в банку кружку воды. Вот и получится объём кота.

Так мы и сделали. Эксперимент прошёл на высшем уровне. Мы и закон Архимеда проверили, и объем нашего кота узнали. Два с половиной литра. Молодец всё-таки Архимед, хороший закон открыл. Настоящий. Полезный. Мы с Мишкой тоже молодцы, ну и Наташка тоже, конечно. Она ведь нам помогала.