Утопленник

Александр Георгиевич Гладкий
Закончился не по-весеннему жаркий, сухой, ветреный май, а с ним и запрет на ловлю рыбы с лодки. Истосковавшись за зиму и весну по веслам, я в первых же числах июня выбрался на небольшой, но рыбный пруд, где прошлой осенью неплохо ловилось спиннингом. На берегу я был на рассвете, еще до восхода солнца. С вечера долго не мог заснуть, хотя лег пораньше, ворочался, включал свет и читал, что часто со мной бывает в предвкушении рыбалки и еле дождался трех часов утра, когда небо на северо-востоке стало постепенно светлеть.

За многие годы процесс надувания лодки и подготовки ее к рыбалке доведен у меня до автоматизма и не занимает много времени. Руки сами знают что делать, хотя голова занята совсем другими мыслями. Еще до восхода солнца я сделал первые забросы проверенных прошлыми рыбалками здесь приманок. Однако, еще спуская лодку на воду, я обратил внимание, что последняя густо окрашена, цвета крепкого чая. Осенью она была значительно светлее. Видимо, талые воды из близлежащих торфяных болот принесли с собой много гуминовых веществ. Особенностью этого пруда являются подтопленные кусты ивняка, практически закрывающие все берега, своеобразные белорусские «мангровые заросли», делающие невозможной ловлю без лодки. Заброс за забросом, а поклевок нет. Уже обловил большую часть пруда – безрезультатно и только в месте, где в прошлом году попадались горбатые черные окуни, поймал пару увесистых бронированных красавцев. День постепенно разгорался, и поднявшееся высоко солнце стало здорово припекать. Ветра не было, и водная гладь пруда нарушалась только веслами моей лодки.

- Пора закругляться, - подумал я  и в этот момент заметил барахтающуюся в воде птичку в двух десятках метров от меня.

 Сперва подумал, что это ласточка-береговушка неудачно спикировала, но они никогда не допускают таких ошибок и обычно, касаясь воды, легко с нее взмывают вверх. Птичка отчаянно гребла крылышками, стараясь держать головку над водой, но это ей не удавалось, и она на пару секунд замирала, опустив  голову в воду.

- Дело плохо. Пожалуй, она сама не взлетит, а до берега не доплывет, - сообразил я и поспешил на помощь.

К моменту, когда я подхватил ее рукой, птица уже не двигалась, потеряв надежду на спасение, и лежала на поверхности, опустив голову в воду. Оперение не давало ей утонуть, но и не обеспечивало необходимой плавучести.

- Опоздал, - подумал я, но положил птичку на крышку пластикового ведра в лодке.

Утопленник казался совсем не живым: глазки закрыты плёночкой век, дыхание отсутствовало.

- Нахлебался воды, - сделал вывод я, взял птицу рукой, наклонил головой вниз и несколько раз встряхнул. В этот момент она тихонько пискнула и задышала, жадно хватая воздух широко раскрытым клювом.

- Полные легкие воды. Вряд ли выживет, - засомневался я, но опять положил ее на ведро и стал рассматривать.

Это был недавно оперившийся птенец – слеток, похоже, зяблик, судя по полоскам на крыльях, который решился перелететь через пруд и не рассчитал своих силенок.

- Совсем, как люди, которые заплывают далеко от берега, а вернуться сил не хватает и становятся утопленниками, - возникла ассоциация.

Спустя пару минут интенсивного хватания воздуха, глазки птенца приоткрылись, но он не реагировал на мои прикосновения к нему.

- Дыши, дыши. Может, очухаешься, - сказал я вслух и вновь занялся рыбной ловлей, изредка бросая взгляд на спасенного.

Постепенно дыхание у него стало спокойнее, клювик раскрывался при вдохе не так широко, как раньше и он стал поворачивать голову, поглядывая по сторонам. Вскоре, когда я сделал резкое движение, забрасывая спиннинг, он испуганно шарахнулся, взмахнув крыльями.

- Оживает. Уже реагирует на внешние раздражители, - отметил я. - Пожалуй, выживет. Посмотрим, что будет дальше.

Через полчаса птенец согрелся и обсох на солнышке и стал с опаской следить за каждым моим движением.

- Высажу-ка его на берег, пока он с испугу не свалился с лодки в воду, - решил я, и погреб к берегу.

Причалив лодку вплотную к береговой линии, я резко махнул рукой и мой пассажир, испугавшись, перелетел пару метров на берег и забился под кустик.

- Ну, вот и все. Спас живую душу. Даст Бог, отойдет и еще порадует людей своей звонкой трелью с характерным росчерком в конце.

С этой мыслью, в хорошем настроении, несмотря на не совсем результативную рыбалку, я поплыл к машине.