Преимущество литературы

Михаил Иванович Куканов
Глубина понимания идеи в литературе

Литература сегодня достаточно редкое явление. Мне представляется, что в конечном итоге с постепенным вымиранием всех мозгов на планете вымрет и литература, как искусство, останется лишь писать развлекательную составляющая, чем и будут заниматься рассказчики XXI века. Заметьте я не стал употреблять слово "писатели" намеренно. А все потому, что рассказчик и писатель это разные люди, которые занимаются различным вещами. Приведу цитату одного известно рассказчика по имени Сергей Довлатов:

"Рассказчик говорит о том, как живут люди, прозаик говорит о том, как должны жить люди, а писатель — о том, ради чего живут люди"

Люди постепенно начинают забывать ради чего они живут, это напрямую связано с тем, что в мире не хватает грамотных писателей способных из человеческой жизни, материала рассказчика, сделать обобщенную версию смысла жизни. Звучит не очень, правда? А это потому, что в двух словах не передашь, каким образом действует писатель, а самое главное для чего он использует литературу, то есть не кино, ни музыку или телевидение, а литературу влияющую на человеческую душу или по научному на психику.

Почему литература умирает? Однозначно сказать нельзя, однако в глобальном масштабе это связано с тем, что люди, основная часть населения планеты Земля, постепенно привыкают к поверхностным, простым и совершенно не затруднительным мыслям, которые чаще всего являются естественной реакцией на развлекательную информацию. Это объясняется просто, во все времена большинство населения думало и делало все абсолютно поверхностно, поэтому меньшинство всегда могло ими управлять.

С приходом советской власти и с вступление в эру индустриализма, а потом и пост индустриализма, у людей появилась возможность зайти немного дальше и посмотреть, а что же там все-таки внутри яблока. Что оно вкусное современный человек и так знал, а вот, что там имеются семечки, которые еще можно и посадить, чтобы вырастить яблоню, никто не догадывался. Ну про то, что можно посадить яблоню будет немного дальше, пока разберёмся с тем, что люди наконец догадались разрезать яблоко и лицезреть коричневые семена.

Они вдруг поняли, что мысль, которая у их отцов была довольно посредственной, представляется лишь поверхностной, что все мысли и идеи уходят намного глубже, чем им казалось. А кто всему виной? Конечно же литература. Можно много спорить о том, какая литература сильнее повлияла на человечество, но неоспорим тот факт, что новое поколение людей читало книги и читало их в избытке. Мысль стала развиваться. Теперь яблоко, которое раньше было лишь вкусным фруктом, стало для широкой общественности сосредоточием атомов, которые кружатся, вертятся и никак не могут остановится. Они читали книги и воспринимали мир более глубоко, более насыщенно, в красках и заоблачных фантазиях.

Для многих литература стала стилем жизни, а для меньшинства самой жизнью. Одновременно с этим, люди у власти стали использовать книги, как метод пропаганды патриотизма, новой войны и конечно же идеологии. Множество книг, как инструмент пропаганды не действовал, оставалось только найти книгу, которая заменит людям и мать родную и отца. Идея, которая восхвалялась и доказывалась в этой книге была страшным червем, заползающим в головы людей до самых глубин, прямо в мозг. А все потому, что одна книга преобладала над всеми остальными, а как мы знаем книга имеет свойство углубляться в человека и оставлять там свои ростки, не важно положительные они или отрицательные. Таким образом вместе со всеобщим образованием, которое как бы даровало людям свободу мысли, пришел и более сильный метод управления людским сознанием, эффект которого преодолеть было уже намного сложнее.

С одной стороны этот аргумент не в пользу литературы и образования, с другой следует задуматься над тем, какое чудо могла бы сотворить литература если бы эффект был положительным.

Идея, которая проникает в мозг человека благодаря книгам и в первую очередь влияет на психику, создавая микроимпульсы, являющиеся раздражителями нервной системы овладевает человеком и заставляет делать, то что первоначально он не сделал бы ни при каких обстоятельствах. Отсюда и мотивация человека к деятельности посредствам психических процессов.

С чем связана эффективность воздействия литературы на человека? На этот вопрос не просто ответить, так как он предполагает раскрытие сущности литературного продукта.

Во-первых, это объем. Структура художественного произведения содержит в себе множество различных элементов, которые необходимы для полноценного восприятия истории читателем. А под полноценным восприятием подразумевается, долгое и последовательное поглощение информации связанной с одной большой темой, раскрытой в произведении. Объемом объясняется многое, в том числе и чувства, которые испытывает человек после прочтения книги, и по поводу этой книги через год, два или даже десять лет.

Проникая в сознание человека книга живет там, дышит и рисует различные образы, незаметно повторяющиеся многократно, очень плавно и размеренно, однако уже в новом свете, все глубже и глубже. Словом этот процесс снова можно сравнить с яблоком. В первой главе нам показывают яблоко, мы воспринимаем цвет и представляем себе, какое оно на вкус. Во второй постепенно начинают снимать кожуру и мы видим, что кое-где оно немного прогнило, но все же не перестаём хотеть его съесть. В третье главе его разрезают на две половинки и мы понимаем, что в яблоке поселился червяк. Как же мы любили это яблоко и как же надеялись его съесть и тут такое разочарование. Мы будем помнить о нем вечно. Конечно вам сейчас смешно, но это только потому, что я уделил истории пару строк, если бы про это яблоко был написан целый роман, тогда возможно, вам бы пришлось идти к психологу, чтобы забыть про него после прочтения.

Во-вторых, восприятие происходит на уровне вашего воображения, а не картинки на экране. Это способствует повышению процента усвояемости информации, ведь эту информацию вы буквально сами и создали, а точнее представили, прочитав что-либо в книге.

Психика современного человека устроена таким образом, что вся информация из внешнего мира серьезно отфильтровывается и в сухом остатке с человеком живет лишь абстрактный образ того продукта, либо той услуги, чья реклама внушила, что мысль о покупке это его собственная мысль. Точно так же и литературное воздействие является эффективным по причине существования собственного воображения и отсутствия каких-либо картинок.

Таким образом глубина идеи воспринятой посредством литературы достаточно хорошо воспринимается читателем, по мере того, как он прочитывает всю книгу от корки до корки. И воздействие этой идеи будет намного глубже, нежели чем воздействие идеи переданной другими видами искусства. Это одно из основных отличий литературы от других искусств и самая главная ее беда в современном поверхностно мыслящем обществе.

Конкуренция с другими видами искусства.

Литературные веяния восемьдесятых годов растворились в новом веке, как облака после грозы. Что же произошло, учитывая тональность тех времен, когда люди по всему миру любили читать длинные романы и предпочитали покупать толстую книгу, чем приобрести маленький, но лаконичный сборник рассказов? Сейчас современной молодёжи даже этот сборник покажется слишком большим и очень скучным. Хотя конечно, если человек привык читать, он прочитает легкое произведение с воодушевлением, а тяжелое с напором и устойчивостью нервной системы. Однако не привычному будет очень трудно воспринять текст, который постоянной мельтешится перед глазами и никогда не заканчивается. Кажется будто строчки будут плыть бесконечно, но это не так.

В основном литература обладающая оригинальными качествами или по другому особенностями художественной прозы, должна привлекать читателя и переводить его привлеченное внимание на нечто полезное для него. Однако с увеличением информации и с создавшимся приоритетом у людских масс о ее быстром потреблении началась складываться очень противоречивая ситуация, которая сама по себе является убийственной для таких людских качества, как терпение, преодоление себя, настойчивость и ум.

Для того, что бы с пользой потреблять информацию или же наслаждаться произведением искусства необходимо сосредотачивать собственное внимание несколько дольше, чем это делают те, кто читает заголовки статей в интернете, пока едет в метро или слушает современную музыку по дороге домой. В связи с этим люди перестали задумывается над полезностью сути той или иной новости, музыки, фильма или сериала, о книга я вообще не говорю.

Современная литература наполнена бесчисленным количеством бессмысленных книг рассчитанных либо на самопиар и прибыль либо просто на одну прибыль, потому что многие из нас уже устали от пиара.

Однако осталась еще литература двадцатого века и маленькая прослойка иностранных авторов, которые еще не разучились писать о важном. Именно эту художественную литературу и стоит сравнивать по конкурентоспособности с другими видами искусства.

Читает меньшинство, слушает большинство.

Музыка в человеческом обществе присутствовала всегда. Она занимала внимание почти всех людей. И конкурировать с музыкальными композициями и песнями могли только книги. Однако сейчас музыкальные композиции стали все меньше появляться на глаза общественности, им на замену пришли ритмичные треки с минимальным смысловым контентом. Популярность простых треков сказалась на течении массовой культуры и на замену потреблению информации с пользой пришло развлечение себя без пользы и потребления информации. Эта новая культура общественности сказалась на литературе очередным кризисом. Хочу отметить, что литература никогда не являлась трендом и не была популярна в массовом сознании за исключением дворянства в Российской империи. В этом смысле она никак не может конкурировать с музыкой, однако последним ударом уничтожение того, на чем основана художественная литература: многообразие и потребность в потреблении осмысленной информации.

С другой стороны музыка никоим образом не может конкурировать с литературой в интеллектуальном плане. Ведь смысловая нагрузка в художественной литературе это самый важный фактор, за ее не имением произведение могут назвать графоманским отчетом или что еще хуже сплошными стихами прозе.

На данный момент качество литературы никак не влияет на ее популярность. Основными факторами влияния на интерес массовой аудитории является обложка и пиар лица, которое на ней изображено. С музыкой дела обстоят лучше. Чтобы прослушать весь трек достаточно трех минут, в связи с этим человек имеет возможность осознать степень своего интереса и мотивацию для покупки.

С точки зрения художественной выразительности и наслаждения искусством ни то ни другое не может конкурировать с тем, что было раньше. В связи с понижением культурного уровня общественности, понизились и запросы к искусству, а соотвественно его качество и степень влияния. Если раньше чтобы удовлетворить запросы общественности автору приходилось создавать произведение на века, то сейчас достаточно сделать что-то модное и проходящее на несколько недель, потом забыть про это и сделать еще раз что-то похожее в целях увеличения прибыли, а не покровительства искусству.

Задача любого вида искусства держать в равновесии душу и разум. Однако, когда перевешивает что-то одно происходит постепенное отмирание другого и в конечном счёте катастрофа кризиса развитой личности.

Помимо музыки можно считать конкурентами театр и живопись. Однако ни то ни другое не является таковыми. Что театр, что живопись есть лишь естественной дополнение литературного искусства, без которого возможна литература не возымела бы такого эффекта в былые времена. Но мы видим, что и тот и другой вид искусства переживает кризис схожий с литературным. Внимание людей направлено не на созерцание или анализ, а на тупое потребление всевозможной информации. Мозг человека теперь больше похож не на библиотеку, а на свалку с химическими отходами, запах от которой распространяется повсюду. Но как театр, так и живопись требуют от человека более глубокого погружения. Тот же самый принцип действует и в художественной литературе, но не действует в современной музыке.

Конкуренции между видами искусства требующими глубокого погружения нет, потому что переходя от одного вида к другому знания человека, приобретённые от другого искусства, не противоречат той информации, которая почерпнута скажем из литературного произведении. Она наоборот дополняет ту информацию, которую человек почерпнул ранее.

Единственным поводом для конкуренции между перечисленными выше видами искусства может стать качество произведения. Однако и в этом случае есть существенный фактор, который ставит подобную конкуренцию на второе место. Искусство, которое не развивается и не улучшается, со временем умирает. Именно поэтому искусству жизненно важно развиваться и улучшать качество, а не потому, что существует какая-либо конкуренция со стороны.

Существует конкуренция другого вида, о которой я упоминал ранее. Она более опасна и уже дала свои плоды. В силу того, что человеческий организм стремится к тому, что бы потреблять меньше собственных ресурсов и по максимуму использовать свои возможности в культурном мире изменение, которое на данный момент помогает человеку достичь этой цели. Но с потреблением меньшего количества ресурсов, другие называют это ленью, человек все меньше эффективно развивается, как личность и как строитель будущего. Самым большим конкурентном художественной литературы и катастрофическим фактором, который может привести человечество к упадку, является привычка воспринимать множество различной информации в относительно небольшой промежуток времени с наименьшем процентом воспринятых фактов. Такое поведение человека крайне опасно, так как ведет не к гибкости ума и развитию человеческого внимания, а наоборот к рассеиванию этого внимания и деградации. Там где всего по чуть-чуть, нету ничего, что можно было бы использовать в профессиональных и стратегических целях.

С другой стороны развитие литературы может поставить значок равенства между подобным потреблением информации и вдумчивым чтением, сопровождениям анализом смысла. Подобный знак равенства будет считаться спасением аналитического мышления и привычки к развитию умственных способностей.

Чтобы решить проблему нужно ее изучить, а чтобы изучать нужно читать

Мысль, которую мне бы хотелось передать в этом эссе уже множество раз отражалась на строчках ранее. В нашем веке несмотря на то, что уровень образования значительно снизился, а культура в том числе и массовая упростилась до нельзя, все же встают серьезные политические, экономические и моральные проблемы, которые человечеству предстоит решать.

Информационное поле загажено множеством различной информации, которая наименьшим образом задействует нашим с вами мозговые центры. Другими словами человечество или массовый разум деградирует и может случится так, что в разгар деградации мы не сможем решить ту или иную проблему, которая будет стоить нам очень дорого.

Приведу очень важный пример о котором, упоминал Махатма Ганди в своей второй книге "Моя вера". Индия страна с многовековой историей, и сколько мы ее знаем общества внутри всегда подразделялось на два класса безумно богатые и обреченные на пожизненную нищету бедняки. В других странах эта разница не так заметна, как в стране великого лидера всех времен. За свою долгую жизнь Ганди видел много горя и сделал для себя вывод, который можно охарактеризовать так: на протяжении столетий бедняки оставались бедняками, их умственные способности передавались по наследству детям, образом мышления шел следом за генетическими предрасположенностями. Бедняки оставалось глупыми еще и потому, что глупость передавались им по наследству от отцов и матёрей. Конечно под глупостью стоит понимать способность обучатся, но есть и еще один фактор возможности, которой у них никогда не было. Таким образом можно предположит что генетически, мозг бедняка сформирован таким образом, что человек может только подчинятся и поддерживать ту жизнь, которую вели его предки на протяжении веков.

Из это примера можно вычленить несколько мыслей. Во-первых, через несколько столетий полной деградации наша общество может стать не способным к выживанию, потому что генетические предрасположенности будут накапливать от одного поколения к другому. В нашем случае генетической предрасположенностью будет медленное понижение уровня интеллекта масс и соотвественно экономическая стагнация, а в конце концов и упадок. По всей вероятности понижение интеллекта будет связано еще и с тем, что информация потребляемая обществом на протяжении нескольких веков будет простой и незамысловатой, а соотвественно не нуждающейся в анализе со стороны читателя. Аналитическая составляющая постепенно отпадёт и учителя, которые будут обучать новое поколение детей уже не станут их заставлять думать и мыслить вглубь, разбирать информацию под микроскопом, а станут целенаправленно пичкать детей тем, что сами когда-то с удовольствием потребляли, а именно второсортной, легкой информационной едой созданной для поддержания иллюзии образованного мира. Все закончится тем, что люди перестанут читать в принципе и информация будет передаваться только аудиовизуальным путём. Самым распространенным на данный момент способом донесения каких-либо мыслей до общественности.

А теперь поговорим о литературе. В частности художественной с элементами научного знания. Люди которые в своей жизни прочитали хотя бы одну книгу наверняка знают, как произведения забавляет тебя вникать в его суть. За чтением человек может отвлечься и подумать о чем-то своем, однако осознав, что он пропустил несколько абзацев ему приходится их перечитывать, а соответственно все сильнее вникать в суть написанного. Воспринятая путём прочтения информация всегда подвергается более серьезному анализу, чем любая другая. Чтобы осмыслить прочтённое надо хотя бы на десять секунд задуматься. Что глубоко вникнуть, в то что хочет передать автор нужно уделить этому больше времени. Здесь чаще всего удар принимает на себя писатель. Он выжимает из себя огромное произведение для того, чтобы читатель понял, осознал и углубился в важную мысль, чтобы он пропитался ее и как будто на собственном опыте пережил. Эту мысль можно отразить в одном предложении. Однако воспринятое человеком предложение будет просто принято к сведению, но если та же самая мысль раскроется в романе она углубится в человеческий мозг и подвергнется глубокому анализу, как со стороны автора, так и со стороны читателя.

Изучение же проблемных ситуаций требует глубокого анализа. Но анализируя такую ситуацию приходится держать в голове огромный пласт информации, так как проблема всегда имеет десяток другой различных сторон, а еще у разных людей могут быть разные точки зрения на этот счёт. Предполагается рассмотреть все возможные варианты решения проблемы. Не будем же мы записывать песню, в которой перечислим основные недостатки экономической системы. Нет, мы возьмем блокнот и запишем все словами или будем вводить текст на компьютере, а потом забыв про него, будем перечитывать снова вникая в суть проблемы, которую исследовали ранее и переосмысливая ее по новому, стремится к разрешению ситуации.

Так вот теперь представим, что учёный предположительно через двести лет после дня написания этого эссе столкнётся с проблемой экономического кризиса в стране. Прилавки будут пустовать, еды на всех хватать не будет. Основная масса населения будет голодать, другая часть воровать и убивать за еду и блага. В подобно общественно до экономического кризиса в школах даже не писали сочинений, дети рассматривали новый трек модного исполнителя в котором фигурировали такие слова, как "свобода", "богатство", "простота" и "похуизм". Дети слушали эту песню и думали о том, как в стране все хорошо. Но неожиданно для всех настал экономический кризис. Ученый заперся в своем кабинете и думает, что со всем этим делать. В голову приходят какие-то мысли, но они настолько мимолётны и настолько сложны, что ему даже не представляется возможным в них разобраться. Книжного шкафа у него нет, ручки тоже. Перед глазами только портативный планшет на котором установлено только одно приложение "ЮТУБ". Даже клавиатуры нет. Скажите, такой ученый сможет решить проблему экономического кризиса в стране. Если даже лучшие экономисты XX века, с лучшим в мире советским образованием, не смогли предотвратить экономический кризис 1990-х годов, то что же сможет сделать этот человек. А ведь таких в том обществе будет большинство.

Информацию изложить невозможно, проанализировать ее не возможно, а соотвественно решить проблему невозможно тоже. Вы спросите, но ведь художественная литература не относится напрямую к этой ситуации? Помимо нее есть и другая, научная литература, литература по экономике и так далее. Отвечу вам на это очень просто. Художественная литература рассчитана на образованные массы населения земли и является по сути своей тренировкой мозгов, тренировкой в анализе данных, тренировкой в решении пока еще не существующих проблем. Она в увлекательной форме помогает нам оставаться на уровне интеллектуального развития. На мой взгляд это самая главная цель художественной литературы на следующие двести лет. Снабжать человека научной информацией, заинтересовывать его, и побуждать его к анализу.