Разговор с внуком

Ольга Анциферова
Мой тринадцатилетний внук, как и все современные дети его возраста, в моих глазах, настоящий "компьютерный гений". Я часто не только не понимаю действий, которые он производит в компьютере, но и
большинство слов, произносимых им в связи с этими действиями, не понимаю. На что мой дорогой внучек говорит:
- Бабушка, как с тобой трудно разговаривать, ты компьютерно-безграмотная. И, вообще, ваш век был "отстой".
- Почему? - спрашиваю я.
- У вас не только компьютера не было, а даже телефона сотового не было, - отвечает Алёша.
- Даже обычный телефон был не в каждой квартире, - подливаю я масла в огонь.- И телевизор  у нас появился только, когда я в школу пошла, зато мы...
- Знаю я, знаю,  ты рассказывала, что вы много гуляли, в игры разные играли, - прерывает меня  внук,- зато мы можем играть в компьютерные игры "онлайн".
Не спрашиваю, что такое "онлайн", чтобы не нарваться на очередной "отстой".
На внука я не сержусь. В конце концов, каждый живёт в своём веке. Запрещать компьютер детям уже поздно, да и немыслимо. А вот пытаться научить их ещё чему-то кроме "компа", расширять их  кругозор, надо. Они живут в своём веке, нисколько не смущаясь тому, что, погрузившись в интернет, многое не знают в обыденной жизни.
Вчера, например, выяснилось, что Алёша не знает, откуда берётся сахар! Про сахарный тростник, он ещё слышал, а что у нас в России сахар получают из сахарной свёклы, не знает.
- Как это? Из свёклы? - удивляется мальчик, - так сахар же красный будет? Рассказываю ему, что сахарная свёкла белая и сладкая. "Надо будет посеять сахарную свёклу в огороде,- думаю я, - пусть посмотрит".
А уж что такое крахмал, откуда он берётся, и как из него получается кисель, Алёша и не слышал. Да и многое другое не знает. Объясняю, рассказываю, что могу, то показываю. И радуюсь, что слушает, что ему интересно.

Вот и сегодня у нас с внуком разговор. Идём по улице домой. Наступили каникулы, и мы  никуда не торопимся. Лето нынче позднее, но всё-таки - лето! Яблони и сирень цветут, небо такое красивое! Птицы щебечут.
- Бабушка, - говорит внук, - а я уже соскучился по нашей "банде".
- По какой "банде"? - вздрагиваю я.
- Ой, да не пугайся ты. Это мы дружим, четверо нас. Банда у нас, - успокаивает Алёша.
- И кто в этой вашей банде? - спрашиваю я.
Алёша перечисляет: - Кирилл Авдюков, Серёжа Тарасов, я и Лиза.
- Хорошие дети, - говорю я, - дружите, это прекрасно.
- Мы и летом договорились встречаться, гулять вместе, номерами телефонов обменялись, - рассказывает мне внук.
- Очень хорошо, - подбадриваю я его.
- Вот хотел собрать всех, чтобы в кино сходить всем вместе, но не получается, - продолжает мальчик.- Кирилл уехал в Екатеринбург на неделю, Серёжа у бабушки пока, остались мы с Лизой.
- Так ты Лизу пригласи в кино, - говорю я.
- Да, я Лизу могу пригласить, - соглашается внук.
- Вот и пригласи, - добавляю я, - уж денег на два билета я тебе дам.
- На два? - удивляется мальчишка, - зачем на два?
- Ну ты же девочку приглашаешь в кино, значит должен купить билеты. Ты же мужчина!- делаю акцент на слове - мужчина.
- Ну вот ещё! Пусть сама покупает!- восклицает Алёша, а потом задумчиво спрашивает: - А что, всегда так должно быть? Мужчина билеты покупает? А почему?
- Девочки более слабые, за ними ухаживать надо, защищать их, окружить вниманием, - пытаюсь объяснить я.- И не только билет купить, - продолжаю дальше, - угостить мороженым или шоколадом надо, цветы подарить.
Внук с изумлением смотрит на меня: - Вот это да! Хорошо эти девчонки устроились! Слабые они! У нас в классе Ксюша Ивлева приёмами самбо всех парней побеждает.
- Ну, во-первых, Лиза - это не Ксюша, она приёмами самбо не владеет. А потом, даже если и Ксюша - всё равно она девочка.
- Да я знаю, - говорит внук, - все девчонки мышей боятся. В походе нынче потеха была. Девчонки  мышь увидели и так визжали, а Ксюша громче всех.
- Ну вот, видишь, всех девочек оберегать надо. А особенно ту, которую в кино пригласил. И добавляю:
- А ещё, после кино Лизу надо проводить домой.
- Домой!? - возмущённо кричит Алёша, - ну уж нееет! Она в Заречном районе живёт! Кинотеатр - вон где! А Заречный - вон где! Провожу её, а потом что?
- А потом - домой пойдёшь, - смеюсь незаметно я.
- Пешком?- в ужасе спрашивает внук.
- Пешком,- спокойно отвечаю я.
- Не пойду я, - сопротивляется мальчишка.
- Ну хорошо, можешь с мамой договориться, она после кино на машине за вами приедет. Сначала Лизу увезёте домой, а потом сами домой поедете, - успокаиваю я Алёшу. А про себя думаю: "Рано вам ещё у крылечка стоять. Придёт время, и ты про маму и не вспомнишь, провожая девушку."
- Ох, - облегчённо вздыхает внук,- хоть не провожать. Хватит и остального: билеты, мороженое, шоколад...

День очень хороший, совсем летний, тёплый. Заходим в сквер, садимся на скамейку. Некоторое время молчим. Кругом настоящая благодать! Сколько зелени! Золотые полянки одуванчиков! На детской площадке смех детей. Лица людей повеселевшие, и одежда, по-летнему, яркая.
- Бабушка, - говорит вдруг Алёша, - а я Лизу всё равно приглашу в кино. Мне даже нравится,что я её должен оберегать. Вот только мне надо снова пойти в секцию самбо ( последние месяцы он вдруг перестал заниматься самбо, чем очень нас огорчил). " Вот хорошо, - думаю я,- может и правда, снова
начнёт ходить на занятия в секцию."
- И денег мне на билеты не жалко, - продолжает мальчик, - ты мне можешь не давать, у меня же есть те, что на день рождения подарили. Хватит и на билеты, и на мороженое, я ещё поп-корн куплю.
Я обнимаю застеснявшегося вдруг внука.
" Пусть дольше продлится это светлое время, - думаю я,- береги его, Боже, от разочарований. А мне дай время порадоваться рядом с моим мальчиком..."