Диплом по заказу

Борис Донской 2
                * * *
«Борис, есть одно дело», – сказал Михаил Тростяницер, позвонив как-то мне домой. С Мишей я был знаком давно – когда-то работали вместе.
«А дело вот в чём, – начал он при нашей встрече. – У меня есть дальняя родственница – дура-дурой, но ужасная проныра. В прошлом году она «завалила» госэкзамены на промэке в университете и осталась без диплома. И вот теперь добилась разрешения вместо госэкзаменов в вузе написать дипломный проект, после успешной защиты которого сможет получить диплом о высшем образовании. Работает она в ОТК (отдел технического контроля) в одном из цехов завода, на котором, мы знаем, работаешь и ты. Её мамаша, торговка на Канавинском рынке, не надеясь на её способность написать диплом и переживая за дочь, попросила меня найти человека, который мог бы успешно написать ей диплом, обещая хорошо заплатить. Может, ты возьмёшься за это дело?»
                * * *
Я в это время строил двухкомнатную кооперативную квартиру и очень нуждался в деньгах, поэтому после небольшого раздумья согласился.
После чего с Мишей приехали к этой мамаше и в присутствии её дочери Софьи обговорили все условия моей работы.
Я получил аванс и приступил к делу. Тема дипломного проекта была названа мной – «Экономика заводской стандартизации (на примере машино-строительного завода)», которая была одобрена её руководителем и утверждена в вузе. Времени для
написания диплома оставалось немного – всего 2,5 месяца.
Работа продвигалась тяжело. На заводе я собирал необходимые данные, ездил в областную библиотеку, где изучал всевозможную литературу, относящуюся к данной теме. Поздно вечером, уже дома, производил необходимые экономические расчёты и писал главу за главой данного дипломного проекта. В конце концов проект был написан в срок, полностью отпечатан и в окончательном варианте предъявлен ею своему научному руководителю, который дал положительную оценку. Также были получены все необходимые положительные отзывы оппонентов. К защите дипломного проекта я написал доклад, который Софья должна была зачитать, не говоря ничего своего, лишнего.
Защита прошла успешно. И мы все вчетвером отправились в ресторан, где отметили это событие.
                * * *
С тех пор, на протяжении многих лет, где бы я только не встречался с мамашей Софьи, всегда слышал: «Спасибо Вам. Вы переломили судьбу моей дочери. Теперь, получив диплом, она успешно продвигается по службе. А не смогли бы Вы подыскать ей ещё и хорошего жениха? За это я хорошо отблагодарила бы». А я деликатно советовал ей для этого найти хорошую сводню.
Надо сказать, что работа над дипломным проектом не прошла даром. Позже на его основе, существенно переработав и дополнив, я издал брошюру в одном из издательств Москвы.
Я не знаю, как сложилась в дальнейшем судьба Софьи и её обожаемой мамаши, но с Мишей после этого ещё больше сдружились. Женившись, он перебрался в Киев, и я, бывая там в служебных командировках,встречался с ним, вспоминая историю написания дипломного проекта. Смеялись и шутили по этому поводу.
Киев всегда завораживал меня. Приезжая в город, в полной мере ощущаешь его энергетику. Такой богатой историей и таким большим количеством памятников культурного наследия может похвастаться не всякий европейский город. Особенно прекрасен Киев летом, буквально утопающий в зелени. Здесь множество красивых каштановых и тенистых улиц, парков и садов. Самая красивая улица города – Крещатик. Глядя на неё, трудно поверить, что в 1948 году, когда наша семь переехала в Киев, она, как и почти весь город, лежала в развалинах.
Постепенно героическими усилиями киевлян при участии граждан со всего Союза на моих глазах Крещатик и весь город были отстроены заново. Наша семья в то время жила на Караваевых дачах – тогда это была окраина города. Здесь я окончил семилетнюю школу, потом ходил в десятилетнюю школу в конце Полевой улицы. Здесь в десятилетнем возрасте я начал писать стихи, эпиграммы, которые публиковались в школьной стенной газете. А некоторые из моих стихотворений я отсылал в газету «Пионерская правда».
Здесь я научился плавать и переплывал Днепр. Здесь же, в Киеве, познал первые детские обиды и первую любовь.
                * * *
Последний раз я был в Киеве и встречался с Мишей накануне отъезда в эмиграцию. Настроение моё было подавленным, будущее казалось безрадостным и неопределённым.
Миша, успокаивая меня, говорил, что лично он никогда и никуда не эмигрирует, так как живёт в самом прекрасном городе мира, и пригласил в ресторан поднять настроение. Ресторан, в который пригласил меня Миша, находился в большом красивом здании. Мы ужинали и вели беседу. Но разговор не клеился. Я чувствовал себя неважно, и он посоветовал мне выйти и посидеть в парке на свежем воздухе, пока будет рассчитываться с официантом.
В парке было уютно, дул свежий ветерок с Днепра, и я постепенно приходил в себя. Это был Мариинский парк со смотровой площадкой, с которой открывался прекрасный вид на побережье реки Днепр и на многочисленные острова на ней. Немного ниже расположен стадион «Динамо» им. В.В. Лобачевского, который я, будучи школьником, посещал неоднократно.
Через некоторое время в парке, запыхавшись, появился Миша и выяснилось, что он, не рассчитавшись с официантом, без моего ведома просто сбежал из ресторана. Я подозревал, что он скуп, но не ожидал от него такого поступка, высказав ему всё, что думаю по этому поводу.
Мы распрощались, и больше с ним я никогда не встречался. Многое изменилось с тех пор. На Украине произошли трагические события. И как теперь сложилась его судьба – мне неизвестно.
«Ау, Миша? Где ты? Как теперь тебе живётся в Киеве, в бандеровской Украине?»