Повесть о приходском священнике Продолжение V

Андрис Ли
Чай можно пить даже холодным, главное, чтоб он был сладкий...
Для Бируте

Храм в Рассветном выглядел весьма скромно. Скорее всего, раньше это был обычный дом, на крыше которого возвели купол и достроили колокольню. Территория выглядела обширной и ухоженной: скамейки, выложенная булыжником и расчищенная от снега дорожка, вдоль которой стройными великанами выстроились мохнатые ели. Мне рассказывали, что дом благочинного находится возле храма, и найти его оказалось несложно. Редкий частокол с мудрёной резьбой и отвислой калиткой отделял от церковных владений небольшой домик. В нём ярко горел свет, освещая тесный двор, посреди которого несуразной фигурой застыл снеговик. Мне долго не открывали, хотя я неистово тарабанил в оконное стекло. В какой-то момент даже показалось, что хозяева за пластиковыми окнами просто не слышат меня, и я никогда не достучусь. Наконец в коридоре послышалось движение, и на крыльцо вышел человек средних лет с черной клинообразной бородой и густыми вьющимися волосами.
— Вы ко мне? — прищуривая глаза, спросил открывший дверь человек, машинально взглянув на висевшие в прихожей большие старинные часы. Они показывали половину одиннадцатого вечера.
Я и сам понимал, что для визитов довольно позднее время, только деваться было некуда и, попросив прощения за беспокойство, я ответил:
— У меня указ в село Покровское, я новый священник. Вот приехал к благочинному, всё как положено.
— А... — настороженность исчезла с лица хозяина дома. — Подождите минутку, — добавил он, скрываясь за дверью прихожей.
В дом меня не пригласили, и я понял почему: судя по детским голосам и весёлой возне, люди уже собирались отдыхать, хотя, если честно, тогда это мало волновало. Хотелось быстрее на свой приход, где-нибудь определиться на жильё, а там, как Бог даст.
Отец Георгий отвёл меня в небольшое здание, располагавшееся здесь же, на территории храма, которое он называл «крестилка». В ночной тени исполинских елей, крестилка скрывала свой истинный цвет, и казалось, что она сделана из черного мрамора и блекнущего янтаря. Только зайдя внутрь этого здания, опустившись в мягкое старое кресло, покрытое бархатной скатертью, я перевёл дух, и внутри стало всё понемногу успокаиваться. Отец Георгий как-то долго изучал мой указ, морщил лоб и кривил губы, затем тяжело вздохнув, проговорил:
— Вы раньше бывали в Рассветном?
— Нет, — ответил я, — даже не слышал никогда об этом городке.
— Странно, как вы отважились один отправиться в такую даль, в совершенно незнакомое место?
Я лишь молча пожал плечами. Что я мог тогда ответить?
— К чему говорю? — продолжил благочинный. — Вы такой молодой, а приход, мягко говоря тяжёлый, правильней будет сказать, сложный… Вообще-то, в Покровском при правильном подходе есть большие перспективы. Правда, за пять лет существования парафии, там столько всего произошло, романы писать можно. Вкратце могу обрисовать обстановку, если желаете, остальное сами на месте узнаете. Посёлок в масштабном плане довольно небольшой, хотя и насчитывает семь тысяч дворов. Железнодорожная станция— единственная в районе; паромная переправа, тепловая электростанция, четыре завода местного значения — всё это в Покровском. А вот в храме людей практически нет. Священники долго не задерживаются, вы вот девятым будете. В соседнем селе храм типовой построился, так почти все прихожане туда ушли, к отцу Мирону. А тут ещё и раскольники собор возвели, на Волчьей горке, так один из микрорайонов Покровского называется. Место там просто райское, обустроили чудесно: фонтаны, парк, озеро с лебедями. В общем, венчаться и святить пасхи только там предпочитают. Даже из райцентра не ленятся мотаться. Неразбериха потом получается жуткая. Люди не всегда хотят вникать в подробности и последствия разделения конфессий. Когда пытаешься объяснять, что вы не венчаны или крещение вашего ребёнка не действительно, воспринимают в штыки, обижаются. Мол, Бог один, какая разница! Будто это я виноват в их неосведомленности. Действуют в селе и несколько сектантских общин. Все эти деноминации не агрессивны, разве что только очень назойливы по отношению к населению. Ходят по домам, квартирам, агитируют, раздают книги, брошюры. А вот недавно образовавшееся так называемое общество «Возрождение древней Украинской веры», проще говоря, язычники, — те и камни в окна бросают, колокола снимают и в реке топят. Короче, беспредел творят полный. Существует в Покровском нелегальная община. Люди своеобразные, практически фанатики. Они считают себя истинными православными христианами, хотя храм Божий не посещают, таинства не принимают и вообще живут обособлено, замкнуто. Дело в том, что во время Великой Отечественной и в послевоенное время в здешних местах служил один ирей — отец Иосиф. Большинство людей до сих пор его почитают как старца, человека святой жизни, ездят к нему на могилу, молятся ему, одним словом, канонизировали его как праведного священника. Так вот, некоторые последователи сего дивного старца после его кончины решили создать некое братство. Эти люди проповедуют, что якобы отец Иосиф не что иное, как Второе Пришествие Христа. Он явился почему-то для определённой группы людей и спас их души, заповедав не ходить в современные храмы. Вернее, не принимать таинства, не почитать священство, что они и делают. Несмотря на такие убеждения, эти отступники совершают полноценные богослужения, исключительно в ночное время, в домах, на могиле отца Иосифа или в лесу, на так называемой Святой горе. Говорят, что там когда-то монастырь существовал: по одной из версий, его сожгли шведы или поляки; по другой — весь монастырь погрузился под землю и якобы до сих пор каждую Пасху из-под земли слышен колокольный звон. В народе этих сектантов прозвали «белявцы». Уж не знаю, что послужило такому прозвищу, то ли фамилия предводителя Лукиана Беляева, а может то, что одеваются исключительно во всё светлое, а женщины поверх всего ещё и фартуки носят. Они утверждают, что фартук как неотъемлемую часть одежды им заповедала одевать сама Пресвятая Богородица.
Слушая рассказ отца Георгия о белявцах, я невольно улыбнулся. Уж очень чудные показались эти «истинные» христиане. Заметив мою реакцию, благочинный серьёзным тоном добавил:
— К вашему сведению, смею заметить, что представителей данного толка не стоит недооценивать! Не в пример нам и несмотря на свою таинственность, белявцы ведут достаточно активный образ жизни, проповедуя свои убеждения. Они явно демонстрируют мнимую христианскую любовь, вплоть до апостольских целований, занимаются странной, если её можно так назвать, благотворительностью. Люди охотно им верят и даже вступают в их сообщество. Искоренить такую язву на теле Церкви Христовой будет достаточно непросто. Вот такой приход ждёт тебя, отец. Тут ведь главное что? Честно и искренне относиться к своему служению, завоевать авторитет. А иначе сломаешься. И всё — пиши пропал. Впадёшь в уныние, начнёшь роптать. Ежели что, не стесняйся, приходи ко мне, чем смогу помогу.
Мы ещё какое-то время посидели с отцом Георгием, обсуждая особенности Покровской парафии, пили чай и в половине двенадцатого пожелали друг другу спокойной ночи.

Дальше будет....