Критика неэкономических факторов образования госуд

Максим Чернышевский
 К слову о том, чему сейчас учат в школе.

 В сборнике О. В. КИШЕНКОВОЙ по обществознанию есть такая интересная глава, называется факторы образования государства. Кишенкова тут опирается на современный наш российский плюрализм мнений и и пишет что, при всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира невозможно. Аргументирует это она тем, что для каждой местности были характерны свои факторы образования государства, что я считаю справедливым. Однако выделила она всего две группы факторов и одно особую.

 "Первая группа - экономические факторы, а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека обеспечить всем необходимым себя и произвести излишки на обмен,на продажу другим,изменение форм собственности - от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведёт к созданию государства."

 Экономические факторы здесь определены совершенно верно, ведь факторы есть причины возникновения государства, почва, на которой оно возникает. Добавлю, что все это одним словом можно назвать общественно-экономическим базисом, системой отношений производственных отношений между людьми. Людьми объединяются для проведения совместной, а значит, более эффективной экономической деятельности и все делается ради удовлетворения потребностей. Однако, автор решила добавить ещё две группы факторов.

 "Вторая группа - социальные факторы. Общество в своём развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей - их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач."

 Скорее всего, здесь идёт подмена понятий. Это не фактор образования государства, не причина (предпосылка) его появления, а уже сам процесс его зарождения, формирование государственной структуры. То, что родовая община сменилась соседкой, конечно, ведёт к образованию государства, но нельзя говорить о том, что это есть причина. Родовая община сменяется соседской - это говорит об усложнение общественной структуры, это стало возможно благодаря развитию общественно-экономических отношений, то есть благодаря экономическим фактора, это есть следствие их, но не наоборот, потому что не может соседская община появиться без соответствующего базис, она без него не может существовать.

 "В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины."

 Нужно понимать, что просто так эти люди не бросят землю, которая их кормит и не пойдут командовать другими в обмен на содержание, "кормление". Эти люди появятся только тогда, когда появится прибавочный продукт, который земледельцы производят сверх своих потребностей, который можно собрать и дать человеку, который будет шаманить с погодой, и другому человеку, который будет решать проблемы, споры между земле дельцами. То есть, появление высшего сословия людей обусловлено чисто экономическими причинами и появление их лишь констатирует зарождение государства, но никак не является фактором.

 "Разделяются люди и по имущественному признаку - на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими - подходы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования."

 Имущественный признак разделения людей на богатых и бедных я бы отнёс к социально-экономическим факторам, но это разделение играет роль распределения людей по иерархии государственной власти на этапе её зарождения или во время коренных преобразований (например, почти все приближенные Петра Алексеевича - выходцы из недворянских родов). Военные походы же вообще невозможны без наличия развитых экономических отношений между людьми, если это не варварские налёты.

 "В качестве особой группы факторов можно выделить этнические:тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает свою идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство."

 Как народ осознает себя в качестве единого целого? У этого народа должен быть один язык, одна система верований, одна форма материальной культуры. Но для того, чтобы это произошло, необходимо постоянно поддерживать отношения между представителями одного и того же своего народа, иначе этот народ перестанет осознавать себя единым целым. Так, например, в 15 веке Новгородская Республика уже не чувствовала себя частью единого русского государства, заставлять его это почувствовать Ивану III пришлось аж тремя военными походами и переселением трёхсот боярский семей в московские земли. Также и с племенами славян в 9 веке. Если бы первые русские князья их не объединяли силой, племена в скором времени забыли бы, что они единый народ, а вот финно-угорские племена наоборот почувствовали себя русскими в составе Киевской Руси и спокойно ассимилировались. Этнический фактор, конечно, играет роль, но нужна постоянная поддержка связей межку представителями одного этноса. Добиться этого можно либо проживанием на одной территории и непосредственным общением между представителями, либо торговлей.

 Так, в принципе, все и сводится к экономике.