Сокровенное сказание. Смерть Есугея

Юрий Бахарев
Сокровенное сказание.
2. Смерть Есугея
Начало: http://www.proza.ru/2018/06/09/778

У ТемучИна три брата единоутробных родилось
Младших: ХасАр, ХечеУр и ТемУге, с сестрою ТемУлун.
Каждый из них, от другого, двумя лишь годами был младше.
Братья дружили друг с другом, малышку – сестру обожали.

Было Ченгизу, всего то, лет  девять, как сватать  собрались:
Дядя по маме из рода ОлхОнут младую  девицу имеет.
К дядям ОлхОнутским сватать, повез Есугей как-то сына.
Сват Есугея ДэсЕчен в пути к их родне повстречался.

Свата Дэсечен спросил: «Ты куда держишь путь, вместе  с сыном?»
«К дяде Ченгиза, посватать невесту»,- ему Есугей отвечает.
Свату Десечен речёт: «У Ченгиза,  сынка,  взгляд что пламя,
А лицо, что заря». Этой ночью сон видел чудесный.

Как белый орёл, луну с солнцем  держащий, мне сел на деснИцу.
Я вопрошал у людей, что мой сон сей таинственный значит?
Солнце с луной можно видеть на небе,  и только  лишь взглядом.
Тут же светила в когтях у орла, что сошёл мне на руку.

Что предвещает? Тут вижу, мой сват Есугей едет с сыном.
Думаю я, что вы духом своим в сон вошли, предрекая,
 Здесь наше свиданье, а, встретив вас, сон разгадал я:
Счастье для вашего дома, волшебный мой сон предсказал вам.

Мы УнгирАтское племя, известны красой своих женщин.
С древних времён знаменита,   и гордая стать УнгирАток.
Ранее дом УнгирА  не тягался с другими родами,
Ни за рабов, ни за землю и скот, не сражались давно уж.

Были  красивые девы, их мы за царей выдавали.
Ведь выбирают супруга богатым, невесту- красивой.
Сват Есугай! У меня  в доме, дочь, малых лет, проживает.
Сыну Тимуру в невесты, мой сват,  я  БортЭ предлагаю,

Свата Дэсечен ввел в  дом. Есугаю дочурку представил.
Ей было в тот раз уже  десять, на год постарше Тимура.
Дочь  была истинной феей. Весь вид её радовал сердце.
В тот день они ночевали у свата, назначив помолвку.

Утром хозяин речёт: «В том ли честь, чтоб отдать  дочь торгуясь?
Есть ли бесчестье, без торга отдать? Бортэ я отдам Темучину.
Будет мне зять. А пока, ты оставь его здесь, женихом.
Рёк Есугей: « Сын боится собак, не пугай его ими».

И оставив коня, в знак сего сватовства, Есугай удалился.
По дороге домой, близ урочища ЧЕнчер, он спЕшил.
Ясно видит, татары пируют. ТомИм был он жаждой,
И голод дал знак, остался батыр пировать там.


  Хоть его пригласили, но,  зная, кто он есть,   подсыпали яда.
Он по дороге  почувствовал дурно, затем, совсем плохо.
Рёк Есугей: « Боль в моём сердце, кто рядом есть, отзовись!»
Сын ЧарахАя, МунлИк на призыв подошёл к Есугею.

 Рёк пареньку Есугей: «  Жаль, малы мои дети! А братьям,
Что отравили татары, тебе я сказать завещаю.
И мою выполни волю, скорей приведи Тимучина».
Он посмотрел на МунлИка и в то же мгновенье скончался

На заставке: Портрет Есугея-богатура (из Интернета).

Продолжение: http://www.proza.ru/2018/06/26/858