Еще о Шелковской

Еремин
        Историография казачества последнего десятилетия ХХ и начало ХХI веков пополнилась довольно многочисленными и разнообразными изданиями и публикациями. Среди них заметное место занимают материалы восьми Международных Кубано-Терских научно-практических конференций, где активными участниками являются  профессора, доктора исторических наук Виноградов В.Б., Виноградов Б.В., Дударев С.Л., Великая Н.Н., Голованова С.А., Клычников Ю.Ю., Николаенко Н.Д. и другие.
        Весьма примечательно, что в связи с возрождением и становлением казачества в современной России выходят в свет довольно интересные и поучительные монографии, открывающие «белые пятна» казачьей истории
       К их  числу можно отнести «Историю и культуру казачества Брянского региона и сопредельных территорий» авторского коллектива под руководством Дзюбан В.В., где подтверждается фактами, что казаки играли положительную и важную роль в укреплении российского государства на сопредельных и спорных  территориях с другими государствами. Казачьи подразделения использовались для охраны границ российской империи.
        Реформы и образование новых казачьих войск происходило  в течение всего имперского периода России. Так в 1916 году планировалось создать даже Ефратское казачье войско, ядром которого должны были стать кавказские казаки, православные армяне Карса и курды. При этом должен был быть использован кавказский опыт образования казачьих станиц.
         Терская станица Шелковская, начавшая свою историю с открытия шелкового производства в 1718 году, первоначально была населена преимущественно грузинами и армянами, а позже и крестьянами помещиков Хастатовых. (Н.Еремин. По указу Петра  1-32 с.)
           Обустройство и укрепление левого фланга Кавказской линии привело в начале ХIХ века к переводу населения Шелковской в 1832 году в разряд казачьего сословия. Проследить этот процесс было возможно по архивным документам, хранившимся  в ЦГА ЧИАССР, но уничтоженных во время боев в городе Грозном в 1995 году. Однако по предыдущим авторским публикациям и сохранившимся выпискам из архивных дел можно установить следующие события.
     «Документы Шелковского станичного правления 1849-1858 гг.»( ГА ЧИАССР ф.94) содержали переписку командования Гребенского казачьего полка и станичных начальников хорунжих Рябова и Губернаторова, посемейные списки казаков, распоряжения и приказы.
     В 1848 году в станицу прибыли переселенцы из слобожанской Малороссии в количестве 50 семей. Среди них были родоначальники многих сегодняшних шелковских фамилий: Григорий Бульба, Моисей Гунтовой Ферипон Колесников, Василий Небывайлов, Фелимон Суховеев, Павлик Соколов, Павлик Винограцкий, Сидор Семидоцкий, Степан Рядченко, Трофим Павленко, Савелий Лучанинов, Ефим Труфанов, Лука Фелимоненко, Иван Московой, Василий Бандурин и другие. (ГА ЧИАССР ф.94)
      Новых поселенцев необходимо было подготовить к несению воинской службы. Поэтому их не зачислили первоначально в полковые списки, а поручили нести охрану станицы и переправу-паром через Терек, обучая при этом искусству конной верховой езды и владению шашкой. Данная льгота была определена до 1854 года.
      Для вооружения вновь приписанных казаков Войсковая казна заказала ружья, шашки и кинжалы, частично оплатив расходы за счет войска. А 1 рубль 50 копеек серебром должен был выплатить казак.
     Станичные бумаги подтверждают, что на берега Терека с Украины прибыли не самые богатые селяне, свидетельствуя, что за многими приписными казаками долг висел годами. Приведем документ с сохранением орфографии того времени.
      «Начальнику Шелкозаводской станицы господину хорунжему Рябову.
Желая предупредить тех переселенцев, которым отпущено из казны ружья со штыками и, новое оружие как-то: ружья, шашки и кинжалы, доставленные из города Тулы, чтобы от них строгою ответственностью не смели никому продавать оное, а представляю Вашему благородию с получения сего строго приказать переселенцам станицы Шелкозаводской  отнюдь не сметь продавать оружие и о том, что если кто у них таковое купит, тот лишен денег и будет отобрано купленное оружие и по прежнему возвращено по принадлежности, но с виноватого как и с покупателя будет строго взыскано.»(ф.94.опись 1.л.7)  Документ этот датирован 9 июля 1849 написан в станице Червленной, где в то время находилось полковой правление Гребенского казачьего полка. Факт же предупреждения по поводу случаев продажи оружия переселенцами свидетельствует об их непростом материальном положении.
          Круг вопросов, решавшихся в станичном правлении, был весьма обширен и разнообразен. Так, наряду с бытовыми вопросами типа «О  духовном завещании казака Колесникова» или «О тайном согласии на брак жителей станицы Дубникова и Григорьевой», встречаются и такие как бумаги барона Розена, командира Гребенского полка, о необходимости строительства новых паромов на переправе, предписания об укреплении береговых линий по Тереку, о праве торговли чихирем (вином).
           К станичному начальству шли бумаги и военного характера, т.к. рядом со станицей  находилось Шелковское предмостное укрепление под командованием штабс-капитана Яковича, 4-й маршевый батальон, батарея №15 поручика Ростковского. На левобережье Терека отводились на отдых и переформирование воинские части. Их содержание и выделение квартир обеспечивали казаки.
Ежегодно станичное правление составляло отчеты. В ведомости 1852 года о строениях станицы  указывалось, что в ней имеются «приходская церковь – 1;  лавок торговых деревянного строения -3; станичное общественное здание – 1; питейный дом – 1; винокуренный завод – 1; 113 казачьих домов и два господских дома». В примечании отмечалось, «показанный в графе винокуренный завод и две мельницы (водяные) принадлежат помещику Хастатову, которые находятся на казачьей земле»  (ГА ЧИАССР фонд 94. опись 2. л.62-63).    Отставной штабс-капитан Хастатов, двоюродный дядя поэта Лермонтова М.Ю, жил в своем имении на самом берегу буйного Терека. Гостями его были не только кавказские офицеры, но и знаменитый Александр Дюма и будущий гений русской литературы Лев Толстой, что накладывало отпечаток на жизнь терской станицы.
В 1861 году станичный писарь Петров составил отчет об уплате денег по станичному правлению. Отмечалось, что уплачено «начальнику станицы – 7 рублей; двум судьям – 4 рубля (по два каждому); двум писарям – 4 рубля; смотрителю станичного магазина – 1 рубль; учителю станичной школы – 10 рублей» (ГА ЧИАССР ф. 94. опись 1. дело 4.). Школа в станице была открыта в 1835 году. Учеников было 26 человек. Учителем был писарь Федюшкин.
В отличие от старинных родовых гребенских станиц, где офицерские семьи насчитывались десятками в Шелкозаводской ( так некоторое время именовалась Шелковская) было всего две офицерские семьи сотника Н.Н.Сулуквадзева и хорунжего Н.Д.Губернаторова. Урядниками были А.Борисов, Д.Отинов,  Т.Гергиев, Е.Тамазин.  Список рядовых казаков станицы открывала старожильческая из обрусевших грузин семья Ивана Дмитриевича Атарова с сыном Иваном.  Следующей была записана семья его брата Степана Дмитриевича с детьми  Семеном, Андреем, Аверьяном, Иваном, Павлом…
10 августа 1862 года по ходатайству общественного схода станицы Шелковской Наказной Атаман терского войска писал  наместнику Кавказа в Тифлис прошение: « Приходская церковь станицы Шелкозаводской Гребенского казачьего полка от времени до того обветшала (построена в 30-е годы ХYIII века), что  в настоящее время угрожает совершенным разрушением. Взамен той ветхой церкви, общество станицы предполагает выстроить новую деревянную церковь с употреблением из старой годного еще леса». (ЦГА СОРесп. Алания. Фонд 53. опись1. дело 12. л. 1-6) Станичники просили ссуду в 5 тысяч рублей, так как ежегодный доход станичного правления составлял 111 рублей серебром. Шелковчане писали, что основной доход жителям дают виноградные сады, но у 16 семей виноградников нет совсем. У станицы самый скудный участок земли, «на котором не только в  прошлом (1861) году не смогли сделать распашку под озимые и яровой хлеб, но даже не смогли заготовить на продовольствие скоту собственного сена.»  Хлеб и сено приходилось покупать в затеречных аулах.
В Тифлисе 28 февраля 1863 года было принято положительное решение по ходатайству шелковчан. Ссуду выдали. Церковь, освященную во имя Великомученицы  Святой Варвары, выстроили добротную. Даже наводнение 1885 года ее не разрушило. Церковь была перенесена на место нового поселения казаков  у Шевелева озера.
   Снесли этот храм в конце 50-х ХХ века устроители « новой жизни».
   Станица находилась в выгодном месторасположении  при пересечении дорог. В ней было почтовое  ездовое отделение, где меняли лошадей почтовые экипажи, следовавшие по маршрутам Владикавказ – Серебряковская пристань на Каспии, Ставрополь – Баку, Ставрополь – Кизляр – Брянская крепость, из Грозной через станицу Николаевскую в слободу Хасав-юрт.
   Случалось, что даже особы царствующего Дома Романовых следовали через почтовую станцию Шелковскую. Целый переполох у казачьего начальства вызвало сообщение, что летом 1870 года Великий князи Константин Николаевич проследует берегами Терека. Составлен был специальный циркуляр по этому поводу.  29 августа объявлялся в станице нерабочим днем, всем, а особенно женщинам рекомендовалось быть в  праздничных одеждах. Полковой командир приказывал станичному начальству: «…распорядиться уравнением той улицы в станице, по которой будет проезжать Его Высочество а равно лично осмотреть дороги, приступить к исправлению их в самый лучший вид…, чтобы ямщики прилично были одеты и знали свое дело… при проезде через станицу должны встречать хлебом-солью… при церкви производить колокольный звон…, предупредить жителей, что хотя желающим и не возбраняется при проезде Его высочества, подавать прошения, но разбор их не входит в круг занятий генерал-адмирала.» (ГА ЧИАССР. Фонд 94. опись 1, дело 7)
Жаловаться и просить казаку не возбранялось, но и не поощрялось.
А забот и проблем у жителей терской станицы было предостаточно, Одной их главных обязанностей казачества являлась воинская, которая отложила отпечаток на различные стороны материальной и духовной жизни казачества, способствовали формированию у него специфической военно-сословной психологии .
Особая роль отводилась подготовке к службе и проводам на нее. Обставлялось это всегда торжественно. Проводился смотр молодых казаков. Отправляясь на службу, станичник должен был иметь черкеску  и шаровары темного цвета, бешмет и башлык синего, бурку и папаху, три пары белья, сапоги,  чувяки, бурочные носки. Кроме того коня, причем разрешались все масти, кроме серых и пегих, седло и весь конский убор кавказского образца, исправную шашку с портупеей и кинжал с поясом. В полку выдавали винтовку и погоны. Данная повинность была не всем под силу, многим рядовым казакам казачий круг оказывал общественную помощь.
 К началу ХХ века в станице Шелковской были возведены кирпичные здания  2-х классной министерской школы, войсковой больницы, войскового виноградарского училища, винного завода, земской почтовой станции, почтово-телеграфного отделения, построена железнодорожная станция,.

 Гордились станичники  генерал-майором Георгием Александровичем Борисовым, полковниками Музуровым и Борисовым, есаулом Кариным, офицерами Гергиевым и Савельевым.
 В начале ХХ века Шелковская была центром благочиния, «…основана в 1718 году, в 203 верстах от Владикавказа: в ней Варваринская церковь, построена в 1901 г., притч: священник и псаломщик… Метрические книги и исповедные книги с 1826 года. В 4 верстах селение  Шелкозаводское.»
 К сожалению 1917 год круто изменил судьбу терского казачества. Ряд станиц как Кохановская, Тарская, Воронцово-Дашковская, Фельдмаршальская были  разрушены, а жители физически уничтожены.  Не менее трагична судьба потомков казаков левобережных станиц уже в конце ХХ века, испытавших не только гонения, но и геноцид.               
 Однако опыт обустройства новых территорий в прошлом актуален и для нынешних поколений, которые после вынужденного исхода с родных мест, призваны не только сохранить, но и возродить былую славу казаков,верных сынов Отечества.

   На снимке: казачья супружеская пара Сирик Игнат Яковлевич и Елена. Станица Шелковская.