Искушает ли Бог человека? Трудные места Писаний

Врачъ
1 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.
2 [Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.
(Быт.22:1,2)

Слово искушение и испытание пишутся одним еврейским словом, а смысл становится ясным из контекста.
Таких примеров множество. Исх1604, Исх1525.
Бог знал, что Авраам не пожалеет сына. Но Аврааму надо было пройти через это испытание.

Как садовник знает, что посадив семечко, поливая его, ухаживая за ним, можно дождаться плодов, так и Господь наперед знает, какие плоды могут принести люди. Но одно дело знать, а другое дело сорвать плод, вкусить его:
12 [Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.
(Быт.22:12)

Цель Бога - усовершить человека, взрастить в нем любовь к Себе и к ближним. Поэтому, все что происходит в жизни искренне верующего - есть испытания, которые содействуют ко благу.Рим0828

Но человек сам выбирает - станет ли эта трудная ситуация благословением для него или проклятием.

А цель дьявола была бы в том, чтобы Авраам пожалел сына ради себя. Ему нужно искусить человека, заставить его отвернуться от Бога, разорвать его связь со Спасителем.

Еще один пример с фараоном Египта:
21 И сказал Господь Моисею: когда пойдешь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицем фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
(Исх.4:21)

Может сложиться мнение, что Бог разыгрывает представление - насылает казни, а сердце фараона в то же время делает жестоким, чтобы наводить следующие бедствия.

Неужто, Бог специально ожесточал год за годом сердце этого человека, чтобы тот угнетал Израиль. Чтобы стесненный до крайности народ призвал Бога, а Он в ответ послал Моисея и показал Свое могущество над фараоном?

Ибо Я не хочу смерти умирающего, говорит Господь Бог; но обратитесь, и живите! Иез1832

Вот слова Господа к фараону:
15 так как Я простер руку Мою, то поразил бы тебя и народ твой язвою, и ты истреблен был бы с земли:
16 но для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Мое по всей земле;
(Исх.9:16)

Бог давно мог уничтожить фараона. А значит, этот человек уже был осужден Всевышним, потому что в его сердце уже не оставалось раскаяния.
Бог не спешил чинить суд, но хотел явить Себя Израилю и всей земле.

Слова "ожесточу сердце его" можно понимать, как - Мои дела приведут его в гнев, жесткость, зависть, сожаление... Как жертва Авеля ожесточила сердце Каина.
И еще один вариант объяснения этих слов - Я дозволю злому духу действовать в его сердце. Как это было с царем Саулом:
14 А от Саула отступил Дух Господень, и возмущал его злой дух от Господа.
(1Цар.16:14)

Еще одно трудное место для понимания - эпизод с царем Ахавом, собиравшемся начать войну с Сирией за город Рамоф.
Царь по своему обыкновению созывает пророков, чтобы узнать Божью волю.
Все пророки как один говорят - иди, будет успех.
И только один пророк, Михей, сказал следующее:
19 И сказал [Михей]: выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
20 и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
21 и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
22 Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. [Господь] сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так.
23 И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих; но Господь изрек о тебе недоброе.

Буквально здесь выходит, что Бог не просто попускает духа лжи, а Сам ищет исполнителя Своей воли.

Ясно, что Ахав уже осужден Богом.
И мне близко толкование, что описанная сцена была судом.
Ангелы по левую и по правую сторону - ангелы дьявола и ангелы Божьи.
Вопрос Бога направлен был именно к ангелам тьмы.

Здесь не идет речь об искушении Ахава, а о суде над ним.
Ахав задумал начать войну и по обыкновению вопрошал бы своих пророков об успехе похода. И вот, предвосхищая эти события, Бог собрал воинства и вопрошал, кто бы на этом совете склонил Ахава отправиться в поход, чтобы там погиб. Тем самым Он хотел привести Свой приговор в действие.
Да... вышло, что руками злых духов.

С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно,
с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его.
(2Цар.22:26,27)

Обратим внимание на последние слова пророка, которые звучат предостерегающе - Господь изрек о тебе недоброе. Получается, что Бог дает царю шанс сохранить свою жизнь. Это произошло только благодаря Иосафату, иудейскому царю,  который был позван Ахавом на помощь против Сирии.
Иосафат, слыша пророчествующих в один голос, решил вопросить еще какого - нибудь пророка. И Михей отвечал:
я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря. И сказал Господь: нет у них начальника, пусть возвращаются с миром каждый в свой дом.
(3Цар.22:17)

Еще раз Господь через Михея дает совет царям - лучше возвращайтесь по домам.
Отсюда следует важный вывод - действия благочестивых людей, способны отсрочить Божий суд:
30 Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел.
31 Итак изолью на них негодование Мое, огнем ярости Моей истреблю их, поведение их обращу им на голову, говорит Господь Бог.
(Иез.22:30,31)