Банкир

Александр Потапов 6
               
     Руслан Алексеевич Арбенин был от рождения необыкновенно коммуникабельный человек. Его общительность позволяла ему, первый раз столкнувшись с незнакомым человеком, уже через десять минут обсуждать с ним любые вопросы, как будто они всю жизнь были друзьями. Проезжая на машине и увидев собрата в затруднительном положении, всегда останавливался и спрашивал:
     - Нужна ли помощь?
     И если в ответ слышал – нужна,  останавливался и помогал, чем мог.
     После окончания школы отслужил положенное время в армии и всегда говорил, что это были самые замечательные годы в его жизни. Служил он в Ярославле, в этом городе остались его друзья – сослуживцы, с которыми он встречался каждый год, приезжая для этого к ним в Ярославль, а некоторые из его друзей частенько приезжали к нему в Кулему, где он приобрел дачу, рассчитывая вначале, что там будут отдыхать его родители, но ему так понравилось это место, что он и сам зачастил туда, проводя там чуть ли не все выходные .
     После армии Руслан окончил финансовый институт и его направили работать а Сбербанк. А буквально через пару лет начались совершенно головоломные события: развалился и исчез Советский Союз, пошла приватизация всего и вся, создавались и тут же исчезали разнообразные фирмочки, почти каждое солидное предприятие создавало свой банк. В Сбербанке тоже пошли преобразования. Появились совершенно новые люди, началась кадровая чехарда. В этой ситуации Руслану повезло – почти каждая бывшая сберкасса становилась филиалом, и руководителем одного из них назначили Арбенина. Тот рьяно взялся за дело. Он оказался хорошим организатором, филиал регулярно перевыполнял плановые показатели, сотрудники получали премии и охотно выполняли любые поручения своего руководителя.
     Его личное благополучие тоже росло. Хотя зарплата была у него не ахти какая, но зато премия существенно ее превосходила, а он, пользуясь возможностями Сбербанка, аккуратно переводил свои рубли сначала в доллары, а с появлением европейской валюты – и в евро. После дефолта его рублевое состояние сразу выросло в несколько раз. Конечно, он не стал богачом, но мог уже ни в чем себе не отказывать: купил автомобиль, помогал родителям и сестре, и даже затеял реконструкцию дома родителей и строительство в Кулеме отдельного дома для себя.
     Но все в мире меняется. В очередной раз поменялось руководство Сбербанка, и новая метла приняла решение об укрупнении своих подразделений, а, значит, о ликвидации части филиалов. Под эту ликвидацию попал и филиал Арбенина. Все уволенные получили выходные пособия и дальше были предоставлены сами себе. Руслан после увольнения фактически переселился в деревню и занялся завершением строительства своего Кулемовского поместья. Человек хлебосольный, он любил гостей, у него все лето кто-нибудь жил, а на выходные иногда приезжали по нескольку семей. Чтобы обеспечить нормальные условия приезжим, Руслан построил целых три гостевых деревянных дома, так что у него, действительно, образовалось целое поместье.
     Удивительны свойства человеческой памяти. В жизни Арбенина банковский период не был ни главным, ни длительным, но именно на этом этапе он появился в Кулеме, и прихотливая молва навсегда прилепила к нему прозвище, отличающее его от других персон, - банкир.
     За годы своей начальной карьеры Руслан то ли не смог, то ли не успел из-за загруженности текущими делами создать устойчивые взаимообязывающие контакты в банковской сфере, так что ему не приходилось рассчитывать на возвращение туда на приличных условиях. Деньги у него еще были, но не мог же он их просто проесть. Надо было найти возможность вложить их в какое-то дело, чтобы получать регулярный доход.
     Размышляя над этим, Руслан обратил внимание на появившуюся на окраине Приволжского лесопилку, заехал туда, внимательно все осмотрел, переговорил с хозяином. Предприятие влачило жалкое существование, а не могло раскрутиться по банальной причине – отсутствию денег. У теперешнего владельца лесопилки года полтора назад появилась возможность получить почти даром приличный участок земли под промышленное производство. Он купил дешевенький станок, нанял двух таджиков и стал закупать бревна и распускать их на доски. Качество их было невысоким, и они пользовались слабым спросом. В то же время Роман видел, какое повальное строительство новых домов идет в расположенных в округе деревнях. По дороге мимо лесопилки регулярно проходили грузовики, загруженные под завязку строительными материалами.
     Руслан засел за расчеты. Главное – нужны были современные деревообрабатывающие станки, способные производить широкую номенклатуру изделий для строительства. Результат его изысканий был для него неутешительным: своих денег на создание небольшого, но хорошо оснащенного завода у него довольно ощутимо не хватает. Нужен партнер. Владелец лесопилки явно не годился – денег у него не было, от своего предприятия он в любой момент с радостью бы избавился, лишь бы покупатель нашелся.
     Дорога в Кулему проходила через Приволжское, и Руслан не мог не обратить внимание на появление магазина Ларисы – так его называли все в округе. Обратил и даже время от времени заходил внутрь посмотреть, что за ассортимент предлагает Лариса. Вначале набор продуктов был довольно убогим, но справедливости надо сказать, что представлены были самые ходовые товары, которые быстро раскупались. Видимо, связи с поставщиками Лариса установила прочные, потому что продукты у нее всегда были свежие и появлялись во-время. Заметил Руслан и то, что в первый год Лариса торговала из спиртных напитков  только пивом, но уже через полтора – два года на прилавках магазина появились водка, вино и даже дорогие виски и коньяки.
     Небольшое здание магазина в течение нескольких лет буквально на глазах преображалось. Сначала появилась боковая пристройка, где стала продаваться бытовая химия, затем Лариса нарастила второй этаж и облицевала стены панелями, так что магазин приобрел вполне респектабельный вид. Побывавшие у Ларисы на втором этаже рассказывали, что там она построила для себя вполне комфортабельную четырехкомнатную квартиру. Свою квартиру в Титово Лариса сохранила, там жили ее подросшие дети, завершая образование в находящейся в двух шагах школе, а на выходные и на каникулы появлявшиеся в Приволжском. Лариса и сама часто  бывала в Титово или в Кимрах, в магазине же теперь торговали нанятые ею две продавщицы.
     Наблюдавший все это Руслан сделал для себя однозначный вывод – у этой подруги денежки есть, так что после своего посещения лесопилки запланировал  визит к Ларисе, который вскоре и предпринял. Ему повезло – Ларису долго искать не пришлось, она была в магазине, что-то втолковывала одной из продавщиц. Терпеливо дождавшись окончания их довольно длительного разговора, Руслан обратился к Ларисе:
     - Здравствуйте, Лариса Борисовна! Разрешите представиться – я в течение многих лет был соседом вашего отца Бориса Петровича, к сожалению, его уже нет, а я все также живу  на том же месте, что и раньше. 
     Лариса восприняла обращение незнакомца довольно холодно:
     - Здравствуйте! Что же вы хотите?
     Это не смутило Руслана:
     - Я хотел бы поговорить с вами об одном предложении. Мы могли бы найти более спокойное место?
     Лариса заколебалась было, но потом решилась:
     - Хорошо, пойдемте со мной, - и открыла перегородку, пропуская Руслана сначала в подсобку, а затем и на второй этаж
     Разговор их затянулся часа на полтора. После изложения Русланом своего предложения, Лариса, немного подумав, начала дотошно расспрашивать о всех подробностях, связанных с созданием нового предприятия, а под конец разговора попросила подготовить в письменном виде обоснование своего проекта, включая все текущие расходы на обеспечение работы деревообрабатывающего завода. Руслан согласно кивнул:
     - Да, я это сделаю. Давайте, если вы не против, встретимся завтра здесь в это же время.
     Лариса была не против.
     По дороге в Кулему Руслан заехал на лесопилку, выяснил у хозяина, за сколько тот готов расстаться со своей собственностью, а заодно размер налога на землю и отправился к себе домой готовить обоснование. Он видел, что Ларису заинтересовало его предложение и уже прикидывал первые шаги по раскрутке завода – он был уверен, что предприятие будет успешным.
     Действительно, на следующий день они с Ларисой обо всем договорились. Начальное руководство предприятием в течение, по крайней мере, полугода Руслан брал на себя с условием, что потом будет наемный директор. Лариса же взялась за перерегистрацию предприятия – она уже имела в этом деле опыт и даже некоторые связи.
     Хозяин даже немного сбросил цену лесопилки, лишь бы поскорее от нее избавиться. С таджиками договорились, что они пока будут работать в прежнем режиме и даже один – два месяца потерпят с зарплатой. Бывший хозяин очень их хвалил: скромные, работящие, забот не требуют, хотя и живут неизвестно где. Правда, регистрации нет и документов, говорят, нет. Получают мизерную зарплату, каждый день безропотно вкалывают, но повышения не требуют.
     Поскольку Ларисе для оформления сделки и перерегистрации предприятия надо было время от времени ездить в Кимры, Руслану пришлось стать на время как бы ее личным водителем. В первой же поездке Лариса пожаловалась на неудобство поездок на автобусах и выразила свое желание получить водительские права и купить автомобиль, Руслан тут же взялся обучить ее начальным навыкам водительского искусства, и они, не откладывая, приступили  к урокам. Лариса оказалась способной ученицей,  но отказываться от услуг Руслана не спешила.  Теперь они вместе проводили довольно много времени, поневоле пришлось устраивать совместные ужины, сначала в кафешке, но быстро переехавшие на квартиру Ларисы в Приволжском, где на столе сразу же появилось и вино, благо, его было вдоволь на первом этаже.
     Вино развязывает не только языки, но и руки. Руслан не стал тормозить их невоздержанное поведение, а Лариса тоже не препятствовала их продвижению в ее потаенные места. С каждой новой встречей они все больше нравились друг другу, и Руслану все меньше хотелось покидать уютную квартиру Ларисы.
     Между тем дела по организации нового производства шли своим чередом и довольно успешно. Они платили за оборудование наличными, а это сразу ускоряло его закупку и доставку, так что через пару месяцев вдоль дороги появился плакат «Мы открылись!» с указателем проезда к «Деревообрабатывающему заводу». Сначала к ним заезжали из любопытства, но, увидев привлекательные цены и хорошее качество изделий, появились реальные покупатели и  с каждым днем их становилось больше и больше.   
      С самого начала они с Ларисой договорились, что в качестве рабочих возьмут таджиков, но потребуется  трое из местных, которые должны будут следить за оборудованием, за техникой безопасности и, конечно, понадобится водитель. Почти одновременно с их решением двое работавших у прежнего хозяина таджиков, видя, что предприятие развивается, предложили Руслану принять на работу их, как они сказали, братьев. Руслан даже обрадовался, что не надо самому искать новых рабочих, и сразу согласился, но как только появлялось новое оборудование, к нему приходили таджики и снова предлагали своих братьев. Вскоре  у них работало уже четырнадцать  таджиков и трое местных. Как-то Руслан даже пожаловался Ларисе:
     - Представляешь, приходит ко мне таджик, приводит, как он говорит, свою жену, слезно просит принять на работу уборщицей, та тоже стоит, слезы льет. Ну, я не удержался, согласился. 
     Казалось, что причин для беспокойства нет, хотя все таджики были без регистрации, но предприятие работало вовсю, заказов было много и прибыль была тоже немаленькой, так что, как считали Руслан с Ларисой, в случае чего можно будет и откупиться. Но пока все было тихо. Правда, за все время один раз все же появился старый Ларискин знакомый – пожарник - капитан. Он прошелся по заводу, сделал какие-то пометки в своей записной книжке, пошел искать директора, но Руслан в это время куда-то отлучился. И тогда капитан отправился прямиком к Ларисе. Она оказалась на месте, и капитан тут же огорошил ее:
     - У вас столько на заводе нарушений, что я вынужден его остановить до устранения всех недостатков. Предписание я вам сейчас выпишу.
     Лариса вздохнула:
     - Петр Петрович, ну вы же разумный человек. Давайте обсудим ваши замечания, конечно, мы их устраним, но вы хоть растолкуйте мне, в чем они заключаются. А я за это вас напою кофе.
     Капитан улыбнулся:
     - Я помню, кофе у вас замечательный.
     Следом за Ларисой он поднялся на второй этаж. Лариса даже не успела сказать ему, что сейчас соберет на стол, как он без особых церемоний тут же принялся ее раздевать. Не сопротивляясь, Лариса покорно легла на диван.
     Руслан проработал директором уже больше двух лет, но замены ему не находилось. Как только они приглашали кого-нибудь из Приволжского или из Кимр, тот, увидев такое количество таджиков, тут же отказывался:
     - Видно же, что они без регистрации. Не хочу из-за них иметь неприятности. Вы останетесь в стороне, а за все придется отвечать директору.
     Семейные дела у Руслана шли под откос. Жена его чувствовала неладное, но пока делала вид, что его холодность вызвана усталостью от занятости на новом рабочем месте, где он буквально дневал и ночевал. Хотя ночевал он, как правило, у Ларисы. Он понимал, что так долго продолжаться не может. Надо было разводиться, но он не решался, своих детей он любил и не представлял жизни без них.
     Оценив обстановку на предприятии, Руслан предложил Ларисе  назначить директором старшего из таджиков, которому, судя по всему, все остальные подчинялись. Та не возражала.
     Вначале все шло хорошо. У Руслана появилось свободное время, он стал больше бывать дома, хотя и продолжал встречаться с Ларисой. Но вскоре они увидели, что доходы их предприятия резко стали падать. К тому же почти с самого начала  местные кадры у них долго не держались, а теперь принимаемые на работу новые почти тут же уходили. Даже водителя пришлось заменить таджиком, которого предложил новый директор.
     Однажды Руслан, неожиданно приехав на предприятие, застал готовую к отправке груженую их изделиями машину. Неизвестно почему он решил проверить  документы на отгрузку продукции. Сидевший в машине сопровождающий выскочил и чуть не набросился на Руслана с кулаками:
     - Иди, если хочешь, разбирайся со своим таджиком. Мне документы не нужны, а деньги все до копеечки я отдал вон тому хмырю, - он показал на таджика – директора.
     Директор даже отнекиваться не стал:
     - Это то, что ты нам не доплачиваешь.
     Конечно, они с Ларисой тут же его сняли, и Руслану снова пришлось взять производство в свои руки. Заодно он докопался, почему увольняются местные кадры. Оказалось, что подобострастно таджики вели себя  только по отношению к начальству, к остальным, не входящим в их команду, относились нагло, пытались оскорблять и почти в открытую воровали их вещи. Если кто-то из местных работников приезжал на автомобиле, могли незаметно поцарапать автомобиль или проколоть шину. Было непонятно, как с этим бороться. Если привлечь полицию, вскроется факт присутствия нелегалов, чёрная зарплата, непрофи-льное использование помещения и мало ли что еще.
     Проблема совместимости местных кадров с таджиками была очень острой, они с Ларисой много раз ее обсуждали, но решения не находили. Если уволить всех таджиков, доходы резко упадут, будет ли тогда смысл заниматься этим бизнесом – неизвестно. Пока они над этим раздумывали, видно, кто-то из уволившихся местных работников, обидевшись, сообщил в налоговые органы, что творится на заводе. Уже больше трех лет их не беспокоили, и они так привыкли к этому, что потеряли чувство опасности. Во всяком случае, когда на заводе неожиданно появился налоговик, он смог, никому ничего не говоря, как обычный покупатель, пройтись по заводским закоулкам, поговорить с рабочими, после чего пошел искать директора. Руслан был на месте, и проверяющий, представившись, потребовал у него все документы о деятельности завода. Посмотрев представленные бумаги, спросил:
     - А где договора с работниками? Вон у вас сколько таджиков, небось, человек двадцать?
     Руслан только руками развел. Представитель налоговой службы покачал головой:
     - Да, серьезная ситуация. Вам грозят крупные штрафы за все время работы завода – вам лично, как директору, и еще как юридическому лицу. Сколько вас владельцев, - он глянул на документ, - вижу, что двое. Кто второй? А-а, Лариса Борисовна, она, кажется, еще и магазином здесь владеет?
     Руслан пожал плечами:
     - Вроде владеет.
     - Ну, хорошо, - налоговик, чуть поколебавшись, продолжил. – Поскольку дело серьезное, я хотел бы предупредить об ответственности сразу вас всех. Второй владелец далеко?
     - Она, скорее всего, в магазине, - Роман решил, что, возможно, участие Ларисы поможет как-то облегчить их положение, у нее должен быть в этом деле какой-то опыт.
     Магазин был не очень далеко, минут пять ходьбы. Ларису они увидели сразу же, как только вошли, а она, едва взглянув на вошедших и узнав в налоговике Вадима, сразу поняла, в чем дело и, поздоровавшись, предложила пройти на второй этаж. Уселись за стол, и Вадим изложил претензии налоговой службы. Услышав, что у них нет договоров с работниками, Лариса взглянула на Руслана:
     - У нас же есть договора с работниками из местных жителей.
     - Их всего три человека, - пожал плечами Руслан.
     - Да не три, а тридцать три за все время, - Лариса взглянула на Вадима.
     Тот поддержал ее:
     - Это меняет дело, учитывать можно всех, но с таджиками ситуация серьезная.
     Лариса, подумав немного, предложила:
     - Может, нам всех их немедленно уволить?
     Вадим снова ее поддержал:
     - Это здравая идея. Завтра наверняка сюда явится полиция. Надо, чтобы к утру таджиков не было, тогда по этой части претензий к вам не будет. - Он чуть помолчал. – Но остается еще немало других вопросов. Сегодня я провел оперативную проверку, для серьезного обследования, которое неизбежно, мне понадобится ваша документация, можно копии.
     Руслан, чувствуя, что ситуация из безнадежной становится более – менее решаемой, тоже решил проявить инициативу и обратился к налоговику:
     - Если вы можете немного подождать, то я откопирую документы, которые вам необходимы, ксерокс у нас есть. Ну, и, конечно, тут же уволю всех таджиков.
     Некоторое время у них ушло на то, чтобы обговорить подробно, что незамедлительно надо сделать Руслану. За это время Вадим обещал подготовить решение о штрафных санкциях, пока что предварительных, которых не избежать, а Лариса обязалась приготовить для гостя кофе и, конечно, поучаствовать в обсуждении предполагаемых санкций.
     Руслан освободился примерно  часа через полтора. Зайдя в магазин, он увидел спускавшегося по лестнице со второго этажа Вадима. Тот обрадовался:
     - Вот хорошо, во-время, мы с Ларисой Борисовной практически все вопросы обсудили, согласованный предварительный акт я оставил. Давайте ваши документы, но вам все равно придется приехать ко мне в Кимры, у меня будут вопросы. Я вам позвоню, ваш телефон я взял у Ларисы Борисовны.
     Передав документы, Руслан поднялся на второй этаж, открыл дверь и неожиданно увидел полуодетую Ларису. Он сразу понял, что здесь происходило, видимо, Лариса просто не успела привести себя в порядок, и сдавленно произнес:
     - Лариса, как ты могла?
     Лариса виновато опустила голову:
     - А что я могла сделать? – она всхлипнула и закрыла ладонями лицо. – Он хотел подвести тебя под уголовную статью.
     Руслан обессиленно опустился на стул.
     На этом совместный бизнес Руслана и Ларисы закончился. Выплатив штрафы, они продали завод первому же подвернувшемуся покупателю.