Случайная встреча

Валдис Хефт
      Давно это было… в 70-х прошлого века.
Приезжая иногда к родственникам в глухую деревню, затерянную в лесу, где никогда не было ни электричества, ни телефона, ни… даже автобусной остановки, – я очень любил, кроме помощи по дому одиноким старикам, ходить в лес один – без компаса и даже бутылки воды, полагаясь только на свое детское восприятие природы и крестьянское происхождение… Только ножик и спички..
      Иногда за мной бегала дворняжка, но её хватало только на полчаса.. Очевидно, ей эти прогулки были совсем не интересны и она втихаря возвращалась домой – в отличие от меня, соскучившемуся по общению с природой…
      Мне с детства нравился лес: здесь было так спокойно и даже умиротворенно, я чувствовал себя как дома.. Знал, какие и где обитают птицы (правда, были и неизвестные), где могут пастись кабаны со своими выводками, где растут любимые ягоды и грибы…  – ведь для каждого из них есть свое место.. Для этого не надо быть зоологом или ботаником – достаточно иметь элементарные школьные познания о природе (флоре и фауне), в которой мы, как и звери, живем!..
      Но иногда, в отдельной местности, прямо на глазах нарушается проповедуемое наукой равновесие: популяции хищников, например, волков  и лосей с кабанами, с другой стороны, – могут колебаться в связи с их миграцией. Ведь для них не существует границ – они перемещаются вслед за кормом… Или убегая от браконьеров, которых покрывают «власть имущие».. Вот они и есть враги природы!
      А что творится в человеческом обществе?! Это – лишь следствие!..
      Никакого равновесия с начала 90-х я что-то не заметил!.. Одна дискриминация и волчий беспредел!..
                *   *   *   
      В тот приезд и очередной поход по окрестностям где-то в 8-10 км от деревни
я наткнулся на странную берлогу (или шалаш) с трубой(!)  Недалеко от ручья с родниковой водой, недалеко от непроходимого болота..  Без всяких видимых тропинок, замаскированное густыми ветвями елей и орешника..
      Сразу возникло подозрение на медведя… Но здесь они редкость и потом откуда труба?..
      Природное любопытство взяло верх.. Я затаился в кустах и стал выжидать, памятуя прежние времена, когда мы ходили с местными охотниками на тетеревов..
      Хорошо, что не было с собой собаки, которая наверняка бы проявила себя..
      И.. уснул от усталости.
      Ночью проснулся от холода и учуял запах дыма, столь непривычный для лесных запахов.. В пелене тумана было непонятно – откуда он?..
      Вот так в полудреме и темноте несколько часов до рассвета пришлось принюхиваться и бодрствовать, боясь обнаружить себя..
      И только под утро я увидел выползшее из этого пристанища странное существо в каких-то лохмотьях, обросшее и малоподвижное… Оно, полусогнувшись, пошло к ручью..
      Страха не было: я понял, что это мужчина и я справлюсь с ним, если только в этой берлоге не окажется еще кто-то!..
       Стараясь не наступать на сухие ветки, я прокрался следом и как только он нагнулся над родником, приставил свое ружье к его голове и тихо сказал: «Не двигайся!»
      Но он даже не испугался, только повернул голову и сказал: «Я свой..»
      Мы говорили почти шепотом, т.к. я боялся его возможного напарника, но потом всё понял!..
      Мне было искренне жаль его – выброшенного войной на обочину и забытого всеми!..  Простой, неграмотный крестьянин, призванный в первые дни той войны,  был обречен: погибнуть в бою почти безоружным, быть военнопленным в концлагере или сгинуть в болотах окруженцем.. – все равно «пропавшим без вести»!
       Спустя 70 лет некоторые все-таки осознали, что сотни тысяч брошенных в 1941 году на произвол судьбы солдат РККА – простых крестьян, а потом объявленных «предателями Родины», нельзя обвинять в предательстве!
       Это сейчас известно: до начала Великой Отечественной войны в период репрессий было расстреляно в 2 раза(!) больше высшего комсостава: от комдивов до маршалов, чем их погибло в период ВОв!
      Так в чем же были виноваты простые крестьяне?!..
                *   *   *   
      Тогда я понял, почему дед всегда настаивал взять с собой его древнее оружие – одностволку 16 калибра и 4-5 патронов, снаряженных картечью. На всякий случай...
      Конечно же, он и односельчане знали, что где-то в окрестностях обитает совсем безобидный человек, якобы пропавший без вести во время Великой Отечественной войны, но боявшийся вернуться даже в эту, забытую Богом деревню.  Он где-то скитался на чужбине, пока не добрался до родных мест, где его давно «списали»..
      И он, невиновный в чужих грехах, простой мужик, почувствовал себя виноватым… Он даже не мог похоронить свою мать, безвременно ушедшую!..    
      Я понял, почему здесь его никто не осуждал и не обсуждал с посторонними..
Власть приходит и уходит: то белые, то красные… И всем «по барабану» – как жили и живут здесь люди!
     Они просто отвечают ей взаимностью!..
         *   *   *
PS:  В настоящее время этой деревни уже нет. Она вымерла полностью…