Два аса братских народов

Иван Лавриненко
Сейчас, когда по вине политиков между Россией и Украиной царят напряженные отношения, самое время вспомнить о нашем общем героическом прошлом, когда в ходе Великой Отечественной войны братские народы плеч о плеч сражались за нашу тогда общую Родину.

В качестве примера возьмем боевые карьеры двух друзей-однополчан, Героев Советского Союза – русского Ивана Михайловича Горбунова и украинца Николая Николаевича Печеного, которые по итогам войны возглавили список самых результативных лётчиков прославленного 42-го Гвардейского истребительного авиаполка. Их героический боевой путь был очень схож и достоин для повествования.

Довоенная карьера

Иван Горбунов родился 25 мая 1915 года в крестьянской семье в селе Стужень Старо-Оскольского района Курской области (ныне входит в состав села Ястребовка).  В 1928 году закончил 4 класса сельской школы. В 1931 году – 3 класса профессиональной школы. После этого прошел обучение на техника сельского хозяйства.

25 августа 1935 года поступил на службу в Красную Армию и стал курсантом Ейской Военной авиационной школы им. Сталина (Северо-Кавказский военный округ). В январе 1936 года был переведен в 8-ю военно-авиационную школу летчиков в городе Одесса.

Пройдя обучение, 6 ноября 1937 года Иван Горбунов получил звание старшина и стал пилотом-инструктором в той же авиашколе. 4 ноября 1938 году получил звание лейтенант. А 15 сентября 1940 году был произведен в старшие лейтенанты.

Николай Печеный родился 15 декабря 1919 года в хуторе Шевченково (ныне часть поселка Белогородка) под Киевом. Окончив 10 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), работал слесарем и водопроводчиком на заводе «Ленинская кузница» в Киеве. Параллельно закончил Киевский аэроклуб и 24 декабря 1937г. он вступил в ряды Красной Армии, добровольно став курсантом 8-й военно-авиационной школы летчиков в городе Одесса, где попал под начало Ивана Горбунову. Завершив обучение, 20 декабря 1938г. и получив звание лейтенант Печеный, как и до этого Горбунов, остался в Одесской ВАШП на должности пилота-инструктора.

В 1941г. оба авиатора оказались военном авиационном училище пилотов в городе Конотоп Харьковского Военного Округа, продолжая служить лётчиками-инструкторами. 31 января 1941 года оба были назначены на должность командиров звеньев.

После начала войны лётчиков отправлять на фронт не торопились – в тылу нужны были талантливые инструкторы, готовящие пилотов для фронта. Это имело и свои плюсы. Долгое пребывание в тылу позволило обоим в совершенстве овладеть авиатехникой, которую эксплуатировали в авиашколе. Так, будучи курсантом и инструктором, Николай Печеный только на самолетах У-2, Ут-2 и И-16 за период с 1937г. по 1942г.  совершил 1984 вылета, в том числе 153 ночью. Налет на этих машинах составил 877 часов днем и 93 часа ночью!

На фронте

В августе 1942г. после многочисленных рапортов опытным инструкторам, наконец, удалось попасть на фронт. И снова для них особенной стала цифра «8» – старшего лейтенанта Ивана Горбунова и лейтенанта Николая Печеного отправили в 8-й истребительный авиаполк на должности заместителей командира эскадрильи. К этому времени часть входила в состав 217-й ИАД 4-й Воздушной армии, которая вела боевые действия на Северо-Кавказском фронте. Воюющий с июля 1941г. полк к этому времени успел принять участие в боях в районе Смоленска и Ельни, под Вязьмой, на Донбассе, под Харьковом. На вооружении части стоял истребитель Як-1, а командовал полком ветеран боев на Халхин-Голе подполковник Яков Архипович Курбатов.

Боевую работу оба авиатора начали 13 августа. Первым успехов в воздушных боях добился Николай. 17 августа 1942г. летчики полка записали на свой счет семь сбитых вражеских машин. Ветеран полка Григорий Павлов так описал один из тех боев:

  «Пятерка «Яков» 8-го ИАП под командованием капитана Николая Наумчика вылетела на штурмовку автоколонны захватчиков в районе Прохладного. При подходе к цели летчики обнаружили 14 самолетов типа Ме-109, Хе-113, Ю-88. Несмотря на трехкратное превосходство противника, пятерка смело атаковала вражескую группу.
   В этом бою капитан Наумчик один дрался с четырьмя истребителями и сбил одного Ме-109, одного Хе-113. И хотя сам Наумчик был ранен, но продолжал сражаться и руководить боем, а затем привел группу на свой аэродром и благополучно посадил подбитый самолет.
   Летчик этой группы ст.сержант Алексей Шатов атаковал пару «Мессершмиттов». Одного из них сбил таранным ударом консоли крыла. В результате тарана получил серьезные повреждения и его истребить. Однако Шатов продолжал вести бой. Пилотируя плохо управляемый самолет, он все же сумел выполнить искусный маневр и меткой очередью сразил второго фашиста. После боя ст.сержант Шатов возвратился на свой аэродром».

Не упомянул Павлов о первом успехе Николая Печеного – один «Юнкерс» Ju 88 после атак последнего ушел к земле в районе между населенными пунктами Боксанёнок и Прохладный, что к северо-востоку от города Нальчик, и летчику была засчитана победа. В немецких данных упоминаний о потерях бомбардировщиков в эти дни в указанном районе встретить не удалось. Однако задаче летчиков было тогда не только сбивать вражеские самолеты. Стремясь сдержать наступление противника на штурмовку наземных частей Вермахта были брошены даже истребители. Так, Николай Печеный к 14 марта 1943г. в ходе трети своих вылетов штурмовал вражеские войска, уничтожив немалое количество техники и живой силы противника. Также была важную роль играла разведка позиций немецких частей – до указанной даты летчик 10 раз вылетал на выполнение такого ответственного задания.

За десять дней боевой работы в районе Моздока (с 13 по 24.08.42 г.) полком было произведено 303 боевых вылета. За это короткое время, когда полк действовал главным образом по наступающим наземным войскам противника, было сбито 12 самолетов. Свои потери составили пять самолетов и четыре летчика. Иван Горбунов, хотя и не добился успехов в воздушных боях, по итогам боевой деятельности полка в августе 1942 года был награжден орденом «Красное Знамя». В наградных документах указывалось, что лётчик совершил 34 боевых вылета, из них 14 на штурмовку, 10 на прикрытие своих войск, 5 на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков и по 2 вылета на перехват и разведку войск противника. В ходе штурмовок уничтожил 14 автомашин с грузами, 3 бензовоза и до 30 солдат и офицеров противника. Показал себя Иван и как надежный товарищ. В вышеупомянутом бою 17 августа он заметил, как в ходе боя зашел в хвост ведущему Николаю Наумчику. Горбунов пошел на выручку и заградительным огнем отбил атаку.

24 августа оставшиеся в полку 9 самолетов были сданы в мастерские, а летный состав части был отправлен в 6-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк на доукомплектование, после чего 10 декабря того же года вошел в состав 230-й ШАД на Закавказском фронте. Записав на свой счет две очередные победы, летчики полка вскоре снова сменили дивизию, когда 7 января часть была передана в состав 216-й САД. Последняя победа 8-го ИАП датируется 3 февраля 1943г., когда группа из четырех Як-1 в районе Батайска сбила один Ju 88. В состав четверки входил также Николай Печеный, записавший свою первую групповую победу. Уже спустя пять дней состоялось торжественное событие – за предыдущие успехи в боях часть была преобразована в 42-й Гвардейский истребительный авиаполк.

С этого времени счет сбитых летчиками полка вражеских самолетов стал быстро расти. Своих первых успехов в боях добился Иван Горбунова – 8 февраля его жертвой в районе станицы Тимашевская стал курьерский вражеский самолет, идентифицированный как «Фокке-Вульф» (также в документах встречается Fw 200), а на следующий день четверка Як-1, ведомая капитаном П.Н. Коноваловым, сбила в районе Краснодара транспортный Ju 52. В состав советской группы входил также Горбунов.

Уже вскоре новых побед добился и старший лейтенант Печеный. 11 февраля ведомая капитаном Приказчиковым пятерка «Яков», в которую входил и Николай, сбила один «Мессершмитт» Bf 109, упавший западнее станицы Старонижестеблиевская. Вторую же личную победу Печеный одержал через шесть дней. 17 февраля его жертвой стал очередной «Мессершмитт», упавший в районе поселка Золотаревский. По всей видимости, жертвой будущего аса стал Bf 109 G-2 WNr. 13669 «Черная 13» из состава 6./JG52 . Его пилот унтер-офицер Рудольф Майнль (Uffz. Rudolf Meinl), имевший на счету три победы, погиб.

21 февраля летчику было присвоено очередное воинское звание. 14 марта «старлей» Николай Печеный за совершенный им 51 боевой вылет и 2 лично сбитых самолета противника был награжден первым орденом «Красное Знамя». Сбитые в составе группы в представлении к награде даже не упоминались. В этот же день свой первый сбитый «Мессершмитт» записал на свой счет Иван Горбунов. Вот как описал события того дня Г.Р. Павлов:

"14 марта семерка истребителей Як-1 под командованием командира эскадрильи Наумчика вылетела на свободную охоту. В районе Темрюка ведущий обнаружил аэродром, на котором находились пять самолетов ФВ-189 и два Ю-52.

— В атаку! — скомандовал Наумчик и повел группу на штурмовку.

Через несколько минут все семь фашистских самолетов запылали кострами. Но во время штурмовки на гвардейцев напали с высоты четыре Ме-109Ф и два Хе-113. Наумчик потянул своих ведомых на вертикаль. Умело используя маневренные качества самолета Як-1, советские летчики ликвидировали преимущество противника в высоте и завладели инициативой боя. Задымили и врезались в землю два «мессершмитта», сбитые Канкошевым и Цветаевым. Гитлеровцы вызвали по радио еще одну группу на подмогу. Около двадцати машин завертелись в воздухе. Командир эскадрильи Наумчик атаковал ведущего вражеской группы и меткой очередью из пушки и пулеметов сбил его. Это еще более воодушевило гвардейцев. В очередной атаке Исаев сбил еще одного «мессершмитта», «хейнкель» загорелся от огня Цветаева, однако атаки вражеских истребителей прекратились не скоро. Выбрав удобный момент, тройка «мессершмиттов» зажала в кольцо самолет Горбунова.

Фашистам и в голову не пришло, что советский летчик медлит с маневром для того, чтобы оттянуть на себя «мессершмиттов» и этим отвести угрозу от наших молодых пилотов, и гитлеровцы приняли его за неопытного новичка. Бросившись в атаку на Горбунова, они готовы были торжествовать легкую победу, но Горбунов резким неожиданным маневром вывернулся из-под удара, сам перешел в атаку и меткой очередью сразил врага: Ме-109Ф провалился вниз и, объятый огнем, развалился в воздухе. К месту схватки подошла откуда-то со стороны еще одна пара «хейнкелей». И в тот неуловимый миг, когда Горбунов прицеливался по «мессершмитту», светящаяся трасса снарядов промелькнула рядом с консолью крыла «яка», несколько снарядов ударило по фюзеляжу, осколком зацепило руку Горбунова. Летчик резко взял вверх, занимая выгодное для атаки положение. Гитлеровцы, поняв, очевидно, с кем имеют дело, ушли вниз, бой прекратился.

— Тяну к своим! — радировал Горбунов.

— Видим, прикроем, — ответил Наумчик. Горбунов спланировал в расположение наших войск и удачно приземлился на полевой площадке, выскочи из кабины, погасил пламя, выбившееся из-под капота мотора. Поднялся на центроплан, включил передатчик?

— Самолет спасен, пришлите машину с техниками! — прокричал он вслед улетающим «якам».

На аэродроме Наумчик доложил командиру полка:

— Во время «охоты» уничтожили двенадцать самолетов: семь сгорело на земле, пять — в воздухе".

Во время штурмовки аэродрома противника И.М. Горбунов уничтожил на земле самолет-разведчик Fw 189. По официальным данным, в ходе штурмовки семерка наших истребителей была атакована 10 «Мессершмиттами». Всего в этом вылете гвардейцы заявили шесть сбитых Bf 109. Горбунов вел с бой с тройкой Bf 109, одного из которых ему удалось сразить. Сбитая Горбуновым вражеская машина упала северо-восточнее посёлка Горлачев. Данные противника подтверждают как минимум одну – в районе Ахтанизовской Bf 109G-2 WNr. 10473 из состава словацкого отряда 13.(Slow)/JG52, пилотируемый сотником Изидором Ковариком (ctk. Izidor Kovarik). Машина получила фатальные 70% повреждений, что означало ее списание. Сам Коварик, имевший к этому моменту 8 побед, не пострадал.

Вражеские лётчики заявили в тот день три сбитых советских истребителей. Отличились фельдфебель Ганс Гляйсснер (Fw. Hans Gleissner )из 4./JG 52, также пилоты 13.(Slow)/JG52сотник Йозеф Штаудер (ctk. Josef Stauder) и лейтенант Ян Гертхофер (Lt. Jan Gerthofer). Кто-то из них поджег в воздушном бою Як-1 Горбунова. Перелетев на горящей машине на свою территорию, летчик успешно совершил посадку и, выскочив из кабины, потушил пожар. Сам Горбунов получил легкое осколочное ранение в ногу.

 Следующих успехов начинающие асы добились спустя неделю. 21 марта 1943 года стало один из наиболее результативных дней для 42-го Гв.ИАП в небе Кубани, когда гвардейцы записали на свой счет 8 сбитых Bf 109. Будучи ведущим восьми Як-1, Николай Печеный в бою с 12 Bf 109 в районе станиц Петровская – Славянская «правильно организовал построение группы», благодаря чему летчики успешно провели схватку с противником и заявили сбитыми восемь немецких истребителей. Один из «Мессершмиттов» был на счету старшего лейтенанта Печеного. Не ушел без победы и Иван Горбунов – сбитый им немецкий истребитель упал в районе станицы Анастасиевская.

По всей видимости, именно в этом бою с советскими истребителями был сбит Bf 109 G-2 WNr. 14814 «Желтая 3» из состава уже знакомой 13.(Slow)/JG52. Пилоту сотнику Йозефу Штаудеру (ctk. Josef Stauder) пришлось совершить вынужденную посадку в районе станицы Анастасиевская. Повреждения самолета были оценены в 100%.
Также в тот день был сбит и совершил вынужденную посадку фельдфебель Роман Хаймбах (Fw. Roman Heimbach) из состава 9./JG52. Тяжело раненый летчик был отправлен в госпиталь, а его Bf 109 G-4 WNr.19254 получил повреждения в 85% и был отправлен в утиль. Помимо гвардейцев, на данные успехи могли также претендовать летчики 267-го и 298-го ИАП, которые в этот день также заявили победы.

Район станицы Анастасиевская стал для Ивана Горбунову удачным. 23 марта он сбил западнее станицы очередной «Мессершмитт», а 2 апреля его жертвой в районе Анастасиевской стала пресловутая «рама» – самолет-разведчик Fw 189. В последнем случае, будучи ведущим тройки Як-1 в ходе прикрытия своих войск он с командного пункта полка был наведен на немецкий разведчик, который летел в сопровождении пары Bf 109. Приказав ведомым связать боем «Мессершмитты», Горбунов устремился к «раме» и быстро расправился с ней. В бою с вражескими истребителями отличился еще один лётчик-украинец, также будущий Герой Советского Союза сержант Михаил Косса, который записал на свой счет оба сбитых «Мессершмитта».

Уже через три дня был подписан приказ о награждении Горбунова вторым орденом «Красное Знамя». На тот момент Горбунов совершил 82 боевых вылета. На его счету значилось 5 лично сбитых вражеских самолетов и два в составе группы. Кроме того, штурмовками он уничтожил 25 автомашин, 2 зенитных точки, 1 самолет на земле, до 10 лошадей, 70 солдат и офицеров. Помимо сбитых вражеских самолетов и уничтоженной в ходе штурмовок техники, в наградном листе отмечалось: «Как лётчик-истребитель в совершенстве овладел своей специальностью и явился новатором по ведению воздушного боя с истребителями противника на вертикалях». Подписывая документ о награждении, лестную оценку Горбунову дал и командир 216-й САД генерал-майор авиации А.В. Борман: «Безусловно заслуживает награждения орденом «Красное Знамя». Поскольку сопровождение штурмовиков являлось важной задачей, комдив так описывал Горбунова как командира групп прикрытия: «Пользуется заслуженным авторитетом среди личного состава штурмовиков, которые говорят, «что если идет Горбунов, мы спокойны за прикрытие». К этому моменту Горбунов 34 раза летал на прикрытие «летающих танков».

Особенно отличиться начинающим асам удалось в разгар боев над знаменитой немецкой «Голубой линией» в мае 1943г. 14 мая на землю юго-западнее Неберджаевской рухнул после точных очередей Печеного очередной немецкий истребитель. Горбунов отметился дублем. Прикрывая свои войска в районе Новороссийска, восьмерка гвардейцев встретила до 20 вражеских бомбардировщиков и 15 истребителей противника. В завязавшемся бою Горбунов заявил две победы – Hs 123 упал в районе Аманат, а Bf 109 рухнул на землю в районе Неберджаевская.

Через день, 16 мая, Горбунов сбил еще один «Мессершмитт», который упал северо-западнее станицы Славянская. По немецким данным, после воздушного боя не вернулись на свой аэродром два истребителя из группы I./JG52 – Bf 109G-2 WNr.13781 «Белая 6» и Bf 109G-2 WNr.13788 «Белая 13». Пропали два летчика 1./JG52 лейтенант Гейнц Гайсслер (Lt. Heinz Geissler), имевший на своем счету не менее 7 побед, и оберфельдфебель Ганс Кох (Ofw. Hans Koch). По немецким данным, они вели бой с восьмеркой «Аэрокобр» и «Спитфайров». Действительно в тот день три победы над Bf 109 записали на свой счет летчики 16-го Гв.ИАП. Пилоты 57-го Гв.ИАП, летавшие на «Спитфайрах», побед не заявляли. По всей видимости, за английские истребители немцы приняли наши «Яки». Летчики 42-го Гв.ИАП также заявили о трех победах над «Мессершмиттами». Вероятно, один из вышеназванных пилотов люфтваффе стал жертвой Горбунова или лейтенанта А.Т. Канкошева – в наградных документах на обоих указывалось, что сбитые ими немецкие летчики были взяты в плен.

 Вскоре наступила пора трех самых ярких дней в истории полка, когда слава о подвигах гвардейцев разлетелась по всему фронту. За период с 26 по 28 мая авиаторы 42-го Гв.ИАП заявили сбитыми 38 вражеских самолетов – 24 истребителя и 14 бомбардировщиков. Из них сразу пять были на счету Печеного, который стал лучшим снайпером полка в те дни. Иван Горбунов добился четырех побед.

Так, 26 мая летчики сбили в районе по одному Ju 87. На следующий день Горбунов записал на свой счет две победы – по одному Bf 109 и He 111 в районе Батарейный и Киевское соответственно. Вражеский бомбардировщик упал в 200 метрах от пункта радиостанции наведения. Жертвой Печеного в районе севернее поселка Трудовой, что к северо-западу от станицы Крымская, стал один Bf 109. Потери немецких истребителей в этот день составили четыре уничтоженных и поврежденных Bf 109. Также в воздушном бою в районе Крымская был сбит Fw190 A-5 WNr.5908. Летчики-истребители 4-й ВА сильно завысили свои результаты, отчитавшись в уничтожении 65 немецких истребителей. Кроме того, по меньшей мере, один сбитый Bf 109 был на счету истребителей ВВС ЧФ.

Для Печеного особенно успешным стало 28 мая, когда летчик сбил сразу три немецких самолета. Вот как описывал один из вылетов его однополчанин Григорий Павлов:

   «День 28 мая начался как обычно. В 6 часов 30 минут шестерка Як-1 во главе с ведущим гвардии старшим лейтенантом Николаем Печеным первой ушла в воздух. В районе прикрытия на высоте 3000 метров летчики-гвардейцы преградили путь группе вражеских самолетов, состоявшей из тридцати пяти бомбардировщиков Ю-87, шестнадцати Хе-111 и шестнадцати истребителей Ме-109. Пропустить врага нельзя. Горстка краснозвездных «яков» ринулась на многократно превосходящего по численности врага: на каждого нашего летчика — одиннадцать самолетов противника! Завязалась горячая схватка. Печеный сбивает два фашистских самолета, еще один — гвардии младший лейтенант Владимир Володин. По «мессеру» выводят из строя летчики Владимир Цветаев и Константин Вернигора. Враг не выдерживает напора, беспорядочно отступает. Группа истребителей Печеного оканчивает бой без потерь. Командиру группы Печеному и его боевым товарищам за отличное выполнение задания и умелое ведение воздушного боя командир дивизии объявил благодарность».

Горбунов в этот день пополнил свой счет очередным сбитым «Хейнкелем», который упал в районе Киевское.

До конца битвы за Кубань оба аса записали на свой счет еще по две победы. Так, Горбунов 2 июня сбил один Bf 109. Всего летчики 4-й ВА заявили в тот день 21 сбитый «Мессершмитт». Документы противника подтверждают по меньшей мере две потери. Из состава 4./JG52 в воздушном бою был сбит Bf 109G-4 WNr.19950. Его пилот Ганс-Вернер фон Рудлофф (Lt. Hans-Werner von Rudloff) был ранен. Свой обреченный Bf 109G-4 WNr.16118 покинул на парашюте также получивший ранение унтер-офицер Курт Якобер (Uffz. Kurt Jakober) из 9./JG52. Еще один «Мессершмитт» из II./JG52 получил серьезные повреждения вследствие вынужденной посадки якобы из-за технических неполадок.

Печеный и Горбунов приняли участие в примечательном бою в районе Киевское 3 июня 1943 года, о котором Павлов вспоминал так:

    «В 19 часов 20 минут с аэродрома поднялась шестерка Як-1 под командой гвардии майора Михаила Шевченко. В небо ушли гвардии старшие лейтенанты Иван Горбунов и Николай Печеный, гвардии лейтенант Ахмед-Хан Канкошев, гвардии младшие лейтенанты Иван Лыско и Николай Коновалов. В районе прикрытия на высоте 3000 метров они встретили восемь истребителей противника и более ста бомбардировщиков типа Ю-87, Ю-88, Хе-111. Не задумываясь, гвардейцы пошли в атаку. В этот момент из строя бомбардировщиков вываливается восьмерка «мессершмиттов» и пытается связать боем наших соколов. Но в схватку с ними вступают лишь Шевченко и Канкошев. Оставшаяся четверка бросается на армаду фашистских бомбардировщиков. Пока Шевченко и Канкошев дрались с «мессершмиттами», группа Горбунова сумела разогнать «юнкерсы» и «хейнкели», которые несли на наши позиции десятки тонн бомб, заставила их обрушить весь этот огненный смерч на позиции своих же войск. Немало гитлеровских вояк нашло могилу на кубанской земле под этой бомбежкой. Потеряв два бомбардировщика и один истребитель Ме-109, фашисты бежали.
    Эта ожесточенная схватка вызвала небывалую радость у воинов, наблюдавших за нею с земли. Весь вечер в штаб полка звонили из наземных частей, выражали восхищение мастерством и мужеством летчиков-гвардейцев. Командующий 4-й воздушной армией телеграммой объявил благодарность героической шестерке и всему личному составу полка».

Память Павлову не изменила – такое же описание этого боя встречается и в оперативных документах. Благодарность за самоотверженные действия в неравном бою была получена от командира 216-й САД. Из двух асов отличиться в этому бою было суждено Николаю – сбитый им Ju 87 упал юго-восточнее Киевское. Еще один Ju 88 был Печеным в тот день подбит.

Однако и в эти дни наши летчики-истребители сильно «не жалели басурман». 31 мая в боях на Кубани по разным причинам JG52 потеряла четыре Bf 109. Истребители 4-й ВА заявили сбитыми 17 Bf 109.

За свои новые успехи оба летчика получил новые награды. На груди у Николая стал красоваться второй орден «Красное знамя». В наградном документе отмечалось, что, произведя за период с 14 марта по 30 мая 1943г. всего 29 боевых вылетов, Николай Печеный принял участие в 26 (!) воздушных боях и сбил 7 вражеских самолетов. Поскольку Печеный дважды вылетал на разведку, то выходит, что почти во всех своих вылетах на прикрытие, перехват и «охоту» летчик участвовал в воздушном бою! Да и такой результативности (7 побед за 29 вылетов) могли позавидовать многие.

Иван же был награжден орденом «Александр Невский». В наградном листе указывалось, что к 4 июня 1943 года Горбунов произвел 106 боевых вылетов, из которых 36 были на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, а 29 на штурмовку аэродромов и войск противника. В проведенных 43 воздушных боях лётчик сбил лично 14 вражеских самолетов, а еще 3 в группе. Однако основную роль в представлении к такой высокой награде сыграл именно бой с сотней самолетов люфтваффе 3 июня 1943 года, когда Горбунов проявил героизм и своей группой «всю эту армаду противника разогнал».

К сожалению, потери гвардейцев, как и всей 4-й ВА, в этих боях оказались высоки. Только с 27 мая по 5 июня 42-й Гв.ИАП потерял пятерых летчиков. 26 мая в воздушном бою был сбит и погиб помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе Герой Советского Союза Михаил Осипов. Всего же с 20 апреля по 5 июня 1943г. погибли и пропали без вести девять пилотов полка.

Со второй декады июня до середины июля у летчиков полка был «мертвый сезон» – люфтваффе на этом участке фронта активности не проявляли. Бои – в основном с истребителями эскадры JG52 – возобновились лишь со второй декады июля и продолжались периодически до конца лета.

За этот период Печеный пополнил свой боевой счет еще двумя личными и одной групповой победой. Горбунов отметился одним сбитым «Мессершмиттом» 22 июля 1943 года. Пилоты 4-й ВА доложили об уничтожении и повреждении в этот день 11 немецких истребителей. Действующая на этот участке фронта группа II./JG52 в воздушных боях лишилась сбитыми и поврежденными трех машин. После вынужденной посадки не подлежал восстановлению Bf 109G-6 WNr.19961 из 4./JG52. Его пилот, уже упомянутый выше Ганс-Вернер фон Рудлофф (Lt. Hans-Werner von Rudloff) снова был ранен. Также, вероятно, был списан Bf 109G-4 WNr.19236 из 6./JG52, получивший в результате вынужденной посадки повреждения в 60%. Его пилот, будущий кавалер Рыцарского Креста фельдфебель Гейнц Заксенберг (Fw. Heinz Sachsenberg) не пострадал. Более удачную посадку совершил Bf 109G-4 WNr.19328 из того же отряда. Повреждения были оценены в 10%.

Летом в полку произошли кадровые изменения, которые снова коснулись и Николая – 24 июня он был назначен командиром эскадрильи, а уже спустя месяц – 26 июля – занял должность помощника командира полка по ВСС (воздушно-стрелковой службе). Уже через день Печеному было присвоено звание капитан. Также в звании был повышен и Иван Горбунов. В начале осени Иван был назначен помощником командира полка по воздушно-стрелковой службе (ВСС), а Николаю снова доверили командование эскадрильей. Чем была вызвана такая ротация, сейчас сказать сложно.

Активно сражались летчики и в ходе последующей Новороссийско-Таманской операции, в результате которой удалось полностью очистить от немецких войск Кубань и Таманский полуостров. При этом особенно отличился Николай Печеный. За период операции с 14 сентября по 9 октября он сбил три вражеские машины, стал самым результативным летчиком полка в этом месяце.

Первый успешный для летчика бой состоялся 19 сентября. В послеобеденное время большая группа советских истребителей (18 Як-1 и 4 «Аэрокобры») сопровождали «Бостоны» 132-й БАД, наносивших удар по целям на Таманском полуострове. На подходе к городу Темрюк один из бомбардировщиков из-за неисправности матчасти покинул строй и пошел на свой аэродром. В это время его атаковал в лоб одиночный охотник Bf 110, вероятно, из состава 5./NJG200 или K;stenfl.St.Krim. Четверка майора Наумчика пошла на помощь. Несмотря на контратаку, опытный немецкий экипаж продолжил атаковать «Бостон» и добился своего – советский бомбардировщик загорелся. К счастью, экипаж выбросился на парашютах и благополучно приземлился на свой территории.

Четверка «Яков» продолжала  преследовать самолет противника, и после удачной атаки лейтенант Косса сумел сбить «Мессершмитт», упавший в трех километрах западнее станицы Голубицкой. В это же время лейтенант Исаев атаковал еще один Bf 110, идущий курсом на Темрюк, после чего горящая вражеская машина упала в 6 километрах восточнее станицы Фонталовская. Продолжая сопровождать «Бостоны», ведомое капитаном Печеным звено Як-1 схватилось с четверкой Bf 109, поднявшихся с аэродрома Керчи. Вначале, отвлекая на себя истребители прикрытия, одна пара «Мессершмиттов» внезапно атаковала самолет летчика Быстрицкого. Отражая атаку, Печеный сделал переворот и на пикировании контратаковал один истребитель противника, сбив его очередью с короткой дистанции. Вражеская машина упала в 4 километрах южнее станицы Курчанская. Несмотря на потерю в этом вылете одного «Бостона», в «Отчете о боевой работе 4-й ВА» пилоты полка получили хорошую оценку: «Летчики Як-1 42-го ГИАП действовали активно, своевременно замечая противника».

Следующая победа состоялась через день – 21 сентября. Возможно, его жертвой стал Bf 109 G-4 WNr. 19390, пилотируемый сотником Рудольфом Палатицки (ctk. Rudolf Palaticky) из состава уже давно знакомой 13.(Slow)/JG52. После воздушного летчик произвел вынужденную посадку на аэродром Тамань, в результате чего его машина получила повреждения, оцененные в 35%. Также в этот день при посадке в Тамани, вероятно, из полученных в бою повреждений перевернулся и получил Bf 109 G-6 WNr.15252 из состава 3./JG52. Степень повреждений машины была оценена в 40%. Всего в тот день наши летчики заявили в этом районе 9 сбитых Bf 109 – шесть были на счету флотских истребителей, а еще на три претендовали армейские пилоты.

Свою третью за этот период победу он одержал за день до окончания операции – поверженный «Мессершмитт» упал севернее станицы Запорожская на Таманском полуострове (по данным в ЖУСС – упал в Азовское море 1-2 км северо-западнее Кучугуры). Всего в этот день летчики-истребители 4-й ВА и ВВС ЧФ заявили 21 сбитый Bf109. По немецким данным, в северной части Таманского полуострова был сбит Bf 109 G-6 WNr. 20658 «Желтая 1» из состава 3./JG52. Его пилот фельдфебель Петер Шубауер (Fw. Peter Schuhbauer), имевший на счету три победы, пропал без вести. Еще один Bf 109 якобы из-за неполадок с мотором  совершил вынужденную посадку у аэродрома Керчь-4, получив повреждения в 90%. Кроме того, одной машины и летчика лишилась III./JG52 – добившись своей второй победы, был сбит и погиб унтер-офицер Хайнц Мартин из 7./JG52 Bf 109 G-6 WNr.20758  «<1» упал севернее Керчи. Возможно, один из этих истребителей стал жертвой именно Николая Печеного. Любопытно, что наградных документах в этот день за летчиком числится два уничтоженных Bf 109 – один немецкий истребитель горящим врезался в землю в 200 метрах западнее совхоза №19 (севернее Запорожская), а второй упал в море северо-западнее Кучугуры. Последняя победа присутствует и в «Журнале учета сбитых самолетов противника» полка. Однако в официальном послужном списке этот успех отсутствует.

Иван Горбунов одержал свою победу 25 сентября, когда ведущая разведку в районе Темрюк - Чайкино пара Як-1 схлестнулась в бою с таким же количеством Bf 109. В результате точно выпущенной очереди один «Мессершмитт» рухнул на землю на берегу лимана Ахтанизовский в 2-3 километрах северо-западнее станицы Старотитаровская. Всего в этот день в районе Таманского полуострова наши истребители заявили 13 сбитых Bf 109. Хотя результат был завышен, противник понес серьезные потери. Из состава словацкого отряда 13./JG52 был сбит Bf 109G-4 WNr.19532, пилотируемый фельдфебелем Стефаном Мартисом (Stefan Martis). Повреждения его самолета были оценены в 40%. Более тяжелые потери сопровождали действующую на этом участке фронта группу I./JG52. В схватке с четверкой советских истребителей был сбит и погиб унтер-офицер Йоганн Зоммер (Uffz. Johann Sommer) из отряда 3./JG52. Сгорел на земле после вынужденной посадки Bf 109G-6 WNr.15744 – его потерю немцы отнесли на счет советских зенитчиков. Еще один «Мессершмитт» из 1-го отряда совершил удачную вынужденную посадку на фюзеляж на аэродроме Тамань, получив при этом 10-процентные повреждения.

Всего за период освобождения кубанской земли летчики полка заявили сбитыми 15 вражеских самолетов, из которых, по меньшей мере, некоторые находят точное подтверждение в немецких данных о потерях. К сожалению, имелись в полку и потери – с 13 сентября по 8 октября полк лишился четырех Як-1 и стольких же летчиков, еще одна машина совершила вынужденную посадку и нуждалась в ремонте. Среди погибших был ветеран полка командир эскадрильи Герой Советского Союза майор Алексей Приказчиков.

После освобождения Таманского полуострова Николай Печеный по результативности делил первое место с капитаном Иваном Горбуновым – оба имели по 16 личных побед, а по три одержали в группе. Существенная разница между ними была в одном – с начала сентября 1943г. Горбунов носил Золотую Звезду, в то время как на груди Николая Печеного по прежнему были только два ордена «Красного Знамени». Стоит отметить, что звания Героя Советского Союза тем же приказом от 2 сентября 1943 года были удостоены в полку также  Фёдор Калугин (за 10 личных и 3 групповые победы), Григорий Павлов (за 11 личных и 5 групповых), Ахмед-Хан Канкошев (за 13 личных побед). О награждении Золотыми Звездами Г.Р. Павлов вспоминал:

Погожее утро. Торжественно-величаво стоят в строю гвардейцы. К строю подходит командир полка гвардии подполковник Гарбарец.

— Товарищи гвардейцы! — звучит в тишине его взволнованный голос. — Сегодня Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, присвоено звание Героя Советского Союза командиру звена гвардии лейтенанту Калугину Федору Захаровичу, заместителю командира эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Горбунову Ивану Михайловичу, командиру звена гвардии лейтенанту Канкошеву Ахмет-Хану Таловичу, заместителю командира эскадрильи гвардии старшему лейтенанту Павлову Григорию Родионовичу. Поздравляю с высокой наградой Родины...

Объявил так, как значилось в телеграмме. Но все знали, что самый выдающийся из нас летчик — это Иван Горбунов. Он везде первый.

Трудно передать словами те чувства, которые взволновали наши сердца. Внешне мы, конечно, держались спокойно. Но, когда выступали с ответной речью, голос невольно срывался, выдавая душевное волнение.

— Спасибо тебе, Родина, за награду, — взволнованно говорил Иван Горбунов. И мы мысленно повторяли эти слова. — Нет такой силы на свете, которая поставила бы тебя на колени. Мы сильны величием твоего духа, бесстрашны твоей неустрашимостью, сильны твоей гранитной твердостью. Ты вдохнула в нас мужество, и мы, верные сыны твои, будем сражаться до полной победы над врагом. Сражаться за твою свободу, за народ, за идеалы великого Ленина. Слава тебе, наша прекрасная Родина!

Отправлять документы на представление Печеного к высокому званию командование по каким-то причинам не спешило. Однако думать о наградах было некогда, да и сражались наши летчики не ради наград. Впереди Николая Печеного и Ивана Горбунова ждали нелегкие бои за Крым. Стоит отметить, что к моменту начала сражения за полуостров оба летчика являлись самыми результативными асами всей 4-й Воздушной армии.

В боях за Керченский полуостров

В ночь на 1 ноября части 318-й стрелковой дивизии под командованием полковника Гладкова высадились в поселке Эльтиген южнее Керчи – так началось освобождение полуострова от немецких войск. Боевую работу 42-й Гв.ИАП начал уже в первый высадки десанта. Но основным местом боевой работы летчиков полка был район действия главного десанта 56-й Армии, который высадился в ночь на 3 ноября в районе поселков Глейки и Жуковка. Из истребителей основными противниками летчиков 4-й ВА и ВВС ЧФ были старые знакомые – опытные летчики первой и второй группы самой результативной немецкой эскадры JG52. При этом на протяжении битвы за полуостров гвардейцам пришлось иметь дело главным образом с пилотами II./JG52 под командованием гауптманна Герхарда Баркхорна (Hpt. Gerhard Barkhorn).

В начальные дни боев из наших героев на задания летал только Иван Горбунов – Николай Печеный не успел вернуться из дома отдыха. Первые вылеты редко заканчивались боями – немецкая авиация действовала частично в северном Крыму. Активный поиск вражеских самолетов иногда приводил к атакам на свои самолеты. Так, 5 ноября пара майор Шевченко – капитан Горбунов была по ошибке обстреляна «Аэрокоброй», но все закончилось благополучно.

Николай Печеный на выполнение боевых заданий в небе Керченского полуострова впервые поднялся 12 ноября и сразу показал свой почерк аса. В этот день немецкая авиация произвела рекордное с начала боев на полуострове количество вылетов – был отмечен пролет около 350 вражеских машин, большая часть из которых была бомбардировщиками. В послеобеденное время четверка, ведомая капитаном Горбуновым, встретила в районе Булганак группу до 18 Ju 87 под прикрытием шестерки Bf 109. Немецкие истребители выполнили свою задачу, не допустив наших летчиков к «Юнкерсам». Но им за это пришлось заплатить свою цену. Николай Печеный атакой сверху сбоку сумел сбить Bf109 G-6 WNr.20590  «Желтая 3». Заявивший в этом бою свою вторую победу оберлейтенант Херберт Планер (Oblt. Herbert Planer) из состава 2./JG52 получил ранение и выпрыгнул с парашютом. Его истребитель упал и сгорел между западной окраиной Керчи и Катерлез.

Бои в небе Керчи принимали все более ожесточенный характер. Напряженный бой пришлось выдержать гвардейцам 21 ноября, когда ведомая капитаном Горбуновым шестерка Як-1 встретила в районе прикрытия своих войск на плацдарме группу до 20 Ju 87 под прикрытием 6 Bf 109. Несмотря на неравенство сил, советские летчики смело перешли в атаку. В результате боя ведущий атакой в лоб сбил один «Юнкерс», а лейтенант Косса подбил один «Мессершмитт». Как отмечалось в докладах, немецкие истребители, к которым подошла помощь из еще 2-3 пар Bf 109, в бою «проявили исключительное упорство и активно действовали, стремясь разбить группу наших истребителей и одиночками ее уничтожать» и «дрались с ожесточением». Советские летчики образовали круг, защищая друг другу хвост и огрызаясь огнем. Однако асы II./JG52 все же воспользовались численным преимуществом и в напряженном, длившемся около 25 минут бою зажгли оторвавшийся от группы Як-1 №03116, пилотируемый младшим лейтенантом Д. А. Пашуном. Самолет упал в двух километрах южнее Булганак. Раненый осколками в плечо и ноги летчик сумел выпрыгнуть на парашюте. Немецкие истребители не стали вести «рыцарский поединок» и пытались расстрелять Пашуна в воздухе. На помощь ведомому пришел Горбунов, который прогнал «Мессершмитты». Пашун благополучно приземлился на северной окраине Аджим-Ушкай. Ранение летчика оказалось серьезным, и ему пришлось отправиться на стационарное лечение в госпиталь г. Краснодар, откуда он вернулся лишь в феврале 1944г. Эта победа была на счету фельдфебеля Фённекольда, для которого был 75-й успешно завершенный бой.

Спустя пять дней Горбунову удалось «пощипать» главного противника наших летчиков – группой II./JG52. В утренней схватке ведомой майором Шевченко восьмерки Як-1 с шестеркой Bf 109 в районе Керчь – Багерово капитану Горбунову удалось атакой сверху сзади сразить Bf 109 G-6 WNr.20564 из состава 5./JG52. Его пилот фельдфебель Хайнц Мэннель (Fw. Heinz M;nnel) получил ранение и выпрыгнул с парашютом.

До конца ноября Горбунов совершил 22 и принял участие в 10 воздушных боях. На счету Печеного было 14 боевых вылетов и 7 воздушных боев. В ноябре 1943г. наших героев снова коснулись кадровые изменения. Николай вновь был назначен помощником командира полка по ВСС, а Иван принял командование 2-й эскадрильей. Ее прежний командир Герой Советского Союза майор Николай Наумчик убыл в г. Чкалов для прохождения обучения в Военно-Воздушной Академии.

3 декабря командир 42-го Гв.ИАП подполковник Гарбарец, наконец, подписал представление на присвоение Николаю Печеному звания Героя Советского Союза. В нем отмечалось, что в ходе 153 боевых вылетов летчик принял участие в 64 воздушных боях, в которых сбил 17 немецких самолетов лично и еще три совместно с товарищами. Еще девять вражеских машин было им подбито. Кроме того, в ходе 19 вылетов на штурмовку войск и техники противника летчик уничтожил 14 автомашин с грузами, 6 повозок, 12 лошадей и одну зенитную точку, а также истребил до 70 солдат и офицеров противника! Подчеркивалось в документе и «умелое руководство боевой работы эскадрильи». Как видно из представления, Николай перевыполнил «минимум» на присвоение ему высокого звания. Уже через день документ подписал командир 229-й ИАД полковник Прокопий Степанович. Казалось, что награда уже скоро найдет своего героя. Но, как это иногда бывает, после долгого рассмотрения данного представления летчик был награжден лишь 22 февраля 1944г. Но полной неожиданностью стала сама награда – вместо Золотой Звезды Николай Печеный получил «Орден Отечественной войны I степени»! А к этому времени на счету летчика было уже 20 личных побед…

Однако унывать было некогда, поскольку война продолжалась – да и не ради наград сражались летчики. До конца Керченско-Эльтигенской операции Печеному и Горбунову удалось отличиться лишь по разу – 8 декабря они подбили по одному «Мессершмитт». Однако на войне без неудач и потерь не обходится. Так было 28 декабря 1943г., когда гвардейцам пришлось сойтись в бою с опытнейшими асами, в результате чего были понесены болезненные потери.

В 14:05 на боевое задание по прикрытию плавсредств в Керченскои проливе и войск на плацдарме вылетела четвёрка Як-1, ведомая командиром эскадрильи капитаном Иваном Горбуновым. Помимо Горбунова, в группу входило ещё два аса полка: заместитель командира эскадрильи Герой Советского Союза старший лейтенант Ахмед-хан Канкошев, который шёл ведомым у Горбунова, и командир эскадрильи капитан Николай Печёный. Ведомым Печёного летел младший лейтенант Юрий Рубцов.

Несмотря на опытность большинства лётчиков группы, вылет почти сразу сложился неудачно. В районе посёлка Аджим-Ушкай пара Bf 109 пыталась атаковать советских лётчиков. Горбунов резко развернул группу, при этом «Яки» Канкошева и Печёного сорвались в штопор. При выходе Печёного из штопора его самолёт был атакован и подбит гауптманном Баркхорном – по воспоминаниям Николая Печеного, в результате атаки у одной из плоскостей его истребителя был отбит полутораметровый кусок законцовки. Выйдя из боя, советский лётчик совершил вынужденную посадку на воду у берега косы Чушка. Самолёт был разбит, а лётчик получил ушибы лица и левой руки. Николаю особенно запомнилось, как подъехавший к месту посадки старший офицер произнес характерную фразу: «Ну, что, капитан, наеб…лся о земной пузырь?». Ведомый Печёного младший лейтенант Рубцов после этого потерял пару Горбунова и продолжил выполнять задание, пристроившись к группе патрулирующих ЛаГГ-3.

Капитан Горбунов и старший лейтенант Канкошев услышали по радио просьбу о помощи летчика другого полка. Хотя они и не опознали тип атакованного парой Bf 109 советского самолёта (вероятно, это была «Аэрокобра» 66-го ИАП), но кинулись ему на помощь. Горбунов открыл огонь по одному из «Мессершмиттов», который после этого стал падать. Комэск посчитал его сбитым и не стал преследовать, но его ведомый, чтобы наверняка добить вражескую машину, бросился за ней.

Вероятно, рассчитывая на то, что его атаку прикрывает Горбунов, Канкошев всё внимание сосредоточил на ведении огня по пикирующему противнику, в то время как Горбунов отвлёкся на другой Bf 109 и потерял «Як» Канкошева из вида. Этим и воспользовался гауптманн Баркхорн. По всей видимости, это был классический «выстрел в голову» – выпущенная с близкой дистанции очередь по кабине или по жизненно важной части машины, в основание крыла или хвостовому оперению, после чего, как правило, неуправляемый самолёт сразу падал. Поскольку Канкошев преследовал противника до бреющего полёта, шансов спастись с парашютом у него не было.

Горбунову была засчитана победа над Bf 109, который упал в Керченский пролив в 200–500 метрах от горы Митридат. С уверенностью можно сказать, что подтвердившие победу находившийся на месте вынужденной посадки капитан Печёный и офицеры со станции наведения видели падение именно Як-1 Канкошева, приняв его за сбитый Bf 109. На самом деле «Мессершмитт» сбит не был, хотя, возможно, и получил повреждения. Канкошев с тех пор считается пропавшим без вести, но можно утверждать, что Як-1, пилотируемый уроженцев Кабардино-Балкарии Героем Советского Союза Гвардии старшим лейтенантом Ахмед-ханом Таловичем Канкошевым, покоится в Керченской бухте. Немецкие асы по-прежнему оставались крайне опасными противниками.

Несмотря на напряженность в воздухе в эти дни, опытный летный состав полка находил время для ввода в строй недавно прибывшего в часть пополнения. Так 29-30 декабря капитан Горбунов совершил 57 учебно-тренировочных полетов на УТИ-4 с молодыми летчиками Калмыковым, Соболевым, Гурьяновым и Ермолаевым.

1944 год

К счастью, ранение Николая Печеного не оказалось тяжелым, и уже 7 января 1944г. он снова смог подняться в воздух. При этом задание, на котором он вылетел в паре с Горбуновым, было особенно ответственным. Лучшие летчики 42-го Гв.ИАП сопровождали командующего 4-й Воздушной Армии генерал-полковника авиации К.А. Вершинина, который на тихоходном У-2 перелетал с Таманского полуострова на площадку Жуковка на керченском плацдарме.

Любопытно, что за 1943г. на счету Печеного помимо 160 вылетов на Як-1, числятся 195 (!) полета на У-2 и Ут-2 (в последнем случае, вероятно, подразумевался также двухместный учебно-тренировочный УТИ-4). Судя по всему, ему, как бывшему летчику-инструктору, многократно доверяли задание по вводу в строй молодого пополнения, с которым он производил учебно-тренировочные («провозные») полеты. А поскольку в полку долгое время отсутствовала учебная спарка «Яка», то это приходилось делать на тихоходных машинах.

В ночь на 10 января в районе мыс Тархан – Рыбный промысел высадился очередной советский десант и части 11-го Гв.СК начали наступление на правом фланге Еникальского плацдарма. В ходе этих боев, продолжавшихся с перерывами до 17 января летчикам 42-го Гв.ИАП удалось сполна рассчитаться с противником за неудачи в последних схватках. При этом снова удалось отличиться и нашим героям.

После полудня 10 января в бою четверки Як-1 с пятеркой He 111 и одним Bf 109 свою 20-ю личную победу записал Иван Горбунов, сбивший один «Мессершмитт» в районе Тархан. Победу подтвердили ведомые летчики лейтенанты Раенко и Косса. По немецким данным, из боя в это время вместе со своим Bf 109 G-6 (WNr.20594) «желтая 4» не вернулся один из результативных лётчиков 6./JG 52 фельдфебель Карл-Хайнц Оттен (Fw. Karl-Heinz Otten). К моменту гибели он имел 9 воздушных побед и стал одним из трех результативных летчиков II./JG52, погибших в боях за Керчь. Последний раз сослуживцы видели его в бою с советскими истребителями восточнее мыса Тархан. Справедливости ради, стоит отметить, что на этот успех претендуют еще два летчика 57-го Гв.ИАП.

На следующий день Горбунову в районе Булганак удалось удачно атаковать пару Bf 109, в результате чего один «Мессершмитт» устремился к земле. И хотя падение вражеский машины подтвердила радиостанция наведения, а позднее пришло подтверждение от наземных войск, в сохранившихся немецких документах потери в этот день не отмечены.

Особенно ярким для гвардейцев оказался следующий день. В утренние часы 12 января на прикрытие своих войск в район Тархан – Булганак вылетела дюжина Як-1, ведомая капитаном Горбуновым. Сначала в районе Тархан четверка Горбунова вступила в бой с парой Bf 109, в ходе которого были подбиты оба немецких истребителя – отличились ведущий и лейтенант Косса.

Вскоре ведомые капитаном Горбуновым и старшим лейтенантом Калугиным четверки «Яков» в районе Керчи перехватили ещё пару «Мессершмиттов», которые атаковали шестерку «Бостонов». В результате Калугиным был сбит один Bf109, а Горбунов подбил очередную вражескую машину.

По немецким данным, в указанное время в боях с советскими летчиками группа II./JG 52 лишилась как минимум двух Bf 109G-6. Удалось гвардейцам отличиться и в бою с «Юнкерсами» – хотя  появление последних стало неожиданностью. 16 Ju 87 вывались из облаков и упрямо шли к цели. Пытаясь помешать точному бомбометанию по советским войскам, четверка Николая Печеного атаковала бомбардировщики в лоб, в результате чего ведущий сбил одну вражескую машину, рухнувшую северо-западнее Катерлез. По немецким данным, III./SG3 лишилась в тот день двух Ju 87 D. Еще три «Юнкерса» из состава группы румынских пикировщиков Grupul 3 получили повреждения.

Очередной яркий успех Николая Печеного не заставил себя ждать. Днем 14 января ведомая капитаном Горбуновым восьмерка Як-1 западнее Багерово на высоте 4500 метров встретила тройку Bf 109. В документах отмечено, что в кабинах «Мессершмиттов» сидели «опытные старые летчики», поскольку с ними гвардейцы вели долгий и напряженный бой. В один из моментов схватки на четверку капитана Печеного с высоты 6000 метров резко спикировала еще одна пара «охотников» Bf 109. Вовремя заметив атаку, четверка «Яков» ее отбила и сама атаковала противника, преследуя его до высоты 500 метров. В результате капитан Печеный «вогнал Ме-109 в землю в районе Багерово». Неполные немецкие данные в этот день о потерях истребителей ничего не говорят. Вероятно, немецкий летчик не пострадал, а как известно, за 1944 год сохранились в более или менее полном объеме данные по потерям, сопровождавшимся выбытию личного состава из-за гибели или ранения.

В ночь на 23 января в порту Керчи был высажен очередной – и как оказалось, последний – советский десант. Одновременно в направлении города началось наступление 16-го СК на левом фланге ОПА, а части 11-го Гв.СК и 3-го ГСК атаковали позиции противника севернее. Поскольку советские наземные части нуждались в надежном прикрытии и поддержке, на помощь им была брошена вся авиация 4-й ВА и располагавшейся на данном участке фронта части ВВС ЧФ.

После начала советского наступления у гвардейцев произошли первые встречи с новым противником – истребителями-штурмовиками FW 190 из состава только прибывшей из Николаева на аэродром Багерово группы II./SG2. Первый сбитый «Фокке-Вульф» был записан на счет полка 26 января. Отличился лучший ас части капитан Горбунов. В послеобеденном вылете ведомая им шестерка Як-1 атаковала юго-западнее Керчи встреченную четверку FW 190 в сопровождении пары Bf 109. Заставив «Фокке-Вульфы» сбросить бомбы в море, гвардейцы продолжили атаки. После выпущенных Горбуновым очередей один FW 190 устремился к земле. В тот день летчики 4-й ВА заявили сбитыми в общей сложности шесть истребителей такого типа. На эти заявки приходится только одна признанная противником потеря – после воздушного боя вынужденную посадку в районе западнее Катерлез произвел унтер-офицер Отто Блайм (Uffz. Otto Blaim) из состава  из состава 6./SG 2. Летчик получил ранение, а повреждения его FW 190 F-3 WNr.670479 «Желтая M» были оценены в 30%. Поскольку падение сбитой Горбуновым вражеской машины видел не только ведомый лейтенант Потапов, но и шестерка летчиков «Аэрокобр» 66-го ИАП, то авторство этой победы вполне может принадлежать самому результативному летчику 42-го Гв.ИАП. До конца января Иван пополнил свой счет еще одним подбитым Bf 109, а Николай отметился двумя подбитыми «Мессершмиттами».

В феврале погода зачастую не благоприятствовала действиям авиации. Однако в некоторые погожие дни в небе Керченского полуострова по-прежнему вспыхивали воздушные схватки.
15 февраля восьмерка Як-1, ведомая капитаном Горбуновым, в районе Керчь – Катерлез – Булганак завязала бой с десятью FW 190, которые действовали совместно с восьмеркой Bf 109. Атакой сзади снизу Николай Печеный сумел с дистанции 50 метров выпустить точную очередь по одному из «Мессершмиттов», после чего немецкий истребитель устремился к земле в районе высоты 164.5. Сначала успех был отмечен только в полковых документах, однако спустя три дня в штаб 229-й ИАД пришла телеграмма, согласно которой наблюдением с КП ЗАГ-1 было установлено падение в указанном районе одного Bf 109, сбитого в 15:15 группой Горбунова. Однако и этот успех одного из лучших асов полка не находит подтверждение в сохранивших данных противника.

Через день отличился и Иван. Патрулирующая четверка капитана Горбунова встретила в районе Керчь – Катерлез четверку FW 190. В схватке с противником атакой сзади на пикировании Иван поразил один «Фокке-Вульф», который упал на землю северо-западнее Катерлез и сгорел. Успех командира подтвердили лейтенанты Косса и Раенко, а также радиостанция наведения.

Последнего успеха в керченском небе назначенный 26 февраля 1944г. командиром эскадрильи Печеный добился в предпоследний день зимы. 28 февраля в послеобеденном вылете четверки Як-1 ведущему группы капитану Печеному в бою с расчищающими воздух «Мессершмиттами» удалось атакой сзади снизу поразить одну вражескую машину, которая пошла к земле в районе западной окраины Керчи. Однако падения Bf109 летчики не наблюдали, поэтому на счет советского аса самолет противника был записан как подбитый. Аналогичного результата добился и Иван, который 2 марта подбил один «Мессершмитт».

В апреле 1944 года Иван Горбунов стал одним из 5 разведчиков 4-й ВА, которые 10 числа вскрыли начало отхода вражеских войск с оборонительных позиций на Керченском полуострове. Уже на следующий день Керчь была освобождена.

11 апреля, сопровождая Ил-2, работавшие по отступающим колоннам противника, летчики восьмерки «Яков» капитана Печеного ввиду отсутствия немецких истребителей решили помочь «горбатым». В ходе штурмовки гвардейцами были уничтожены пять автомашин и до десяти солдат и офицеров противника.

Однако уже через день восьмерке гвардейцев во главе с Печеным пришлось выдержать труднейший вылет на сопровождение штурмовиков 502-го ШАП. Сначала с четверкой Bf 109 завязала бой пара Печеного, в то время как остальные истребители продолжили сопровождать Ил-2. Направляясь к порту Судак, ведущий «Илов» потерял ориентировку и вышел с группой в район Севастополя. Немцы с аэродрома Кача подняли по тревоге восьмерку «Мессершмиттов», в результате чего были сбиты два Ил-2, еще один получил повреждения. Не миновали потери и гвардейцев – из боевого вылета не вернулся младший лейтенант Ермолаев (позднее выяснилось, что летчик остался жив, но получил ранение), а младший лейтенант Кузьменко был подбит. Еще троим летчикам пришлось садиться в разных районах из-за полной выработки горючего (у одного был пробит бензобак). В бою с «Мессершмиттами» Печеному удалось подбить одну вражескую машину, однако это было слабым утешением за потери. За ошибки пришлось расплатиться сполна.

13 апреля капитан Горбунов сбил в районе Судака один Bf 109, который упал в море в 100-150 метрах от берега. При этом, если наш летчик спутал типы самолетов, то, возможно, этот успех подтверждается противником. В тот день два FW 190 F-3 в воздушных боях потеряла группа II./SG2. Возможно, один из них стал жертвой именно Горбунова, а второй был на счету пилотов 3-го ИАК генерала Савицкого. Дальше путь гвардейцев лежал к Севастополю.

Поставил точку в боях за Крым Николай Печеный – 7 мая в бою пятерки Як-1 с двумя четверками Bf 109 и FW 190 ему удалось подбить один «Фоккер», который задымил и ушел в направлении мыса Херсонес. Это был последний успех гвардейцев в небе Крымского полуострова.

После освобождения Крыма 42-й Гв.ИАП был переведен в резерв главнокомандующего, где часть была перевооружена на истребители Як-9. 9 сентября 1944г. Николай Печеный был снова назначен командиром эскадрильи. На фронт гвардейцы вернулись в декабре 1944г., войдя в состав действующей на 2-м Белорусском фронте 269-й ИАД. Люфтваффе оказывали редкое сопротивление, однако немецкие летчики были еще опасны, периодически совершая штурмовки советских аэродромом. В одном из таких налетов досталось Николаю Печеному – 23 декабря 1944г. командир эскадрильи получил осколочное ранение средней тяжести в ходе бомбоштурмового удара немецкой авиации по аэродрому базирования 42-го Гв.ИАП в польском городе Вышкув – осколки попали в правое бедро и правую стопу, а также повредили руку.

Войну Николай Печеный и Иван Горбунов закончили в звании майора на аэродроме Виттшток в Германии.  С 20 личными и 3 групповыми победами Печеный был вторым по результативности летчиком полка, уступив пальму первенства лишь Ивану Горбунову, сбившему 24 самолета противника лично и три в группе. Всего на счету Печёного было 219 боевых вылетов и 88 проведенных воздушных боёв.

Спустя год после окончания войны летчик все же был удостоен высшей награды своей родины – указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди прочих наград на груди летчика к этому времени висела также польская бронзовая медаль «Заслуженным на поле Славы». На счету Горбунова было более 260 боевых вылетов и 100 воздушных боев.

После войны

Послевоенные судьбы героев сложились по-разному. Горбунову довелось принять участие в Параде Победы на Красной площади 24 июня 1945 года. В звании подполковника в 1949 году он закончил Военно-Воздушную академию. Был назначен старшим инспектором истребительной авиации 3-го отдела Управления ВВС по боевой подготовки. В том же году занял должность заместителя командира по летной подготовке 676-го ИАП (216-я ИАД 64-го ИАК). Принял участие в Корейской войне. 29 июня 1953 года в воздушном бою был сбит американскими истребителями. Летчику удалось катапультироваться, но известные ведением нерыцарской войны американские пилоты расстреляли висевшего под куполом парашюта Ивана Горбунова. После приземления летчик скончался. Похоронен был Горбунов в городе Ворошилов-Уссурийский (ныне Уссурийск Приморского края).

Николай Печеный спустя два года после окончания войны был назначен командиром 168-го ИАП 269-й ИАД 4-й ВА, получив спустя год звание подполковника. В декабре 1948г. Печеный был направлен на Высшие офицерские летно-тактические курсы усовершенствования командного состава ВВС в г. Липецк, которые он закончил 21 марта 1949г. 28 октября 1949г. был назначен командиром 178-го Гв.ИАП 14-й Гв.ИАД 72-го Гв.ИАК 62-й ВА ПВО в городе Красноводск. В июне 1952г. стал заместителем командира дивизии, а еще через два года был назначен заместителем командира 82-й ИАД ПВО по летной подготовке. 19 октября 1953г. Печеному было присвоено звание полковник. 15 декабря 1954г. Николай Печеный был назначен командиром 39-й ИАД ПВО Минского корпуса ПВО города Барановичи. В мае 1956г. принял свою последнюю должность в авиации, став начальником отдела анализа и предупреждения летных происшествий Учебного Краснознаменного Центра ИА ПВО. По причине старых ранений был уволен в запас в звании полковника в 10 декабря 1957г. После этого работал на живорыбной базе и вел активную общественную деятельность в городе Киев. Ушел из жизни Николай Николаевич Печеный 24 декабря 1995г. Похоронен в родном поселке Белогородка.