Американское кино и мафия. Часть 2

Юрий Язовских
Помимо тех классических кинолент, о которых я рассказал  ранее, американскими кинематографистами было снято еще несколько десятков фильмов о мафии, среди которых есть хорошие, неплохие и те, которые даже смотреть не стоит. Я разбил их на две группы: те, которые можно посмотреть и те, которые не стоят потраченного на них времени. 

Фильмы о мафии: можно посмотреть


"Дон мертв" (1973) режиссера Ричарда Флейшера - устаревший фильм (в отличие от "Крестного отца", который появился на год раньше), но история в нем весьма нетривиальная. Мафиозные кланы устраивают такую бойню на ровном месте, что дух захватывает.

"Крестный отец". Часть 2  (1974) Фрэнсиса Форда Копполы

Вторая часть саги о семейке Корлеоне уступает первой, хотя она получила много премий и вывела в звезды Роберта де Ниро, которому дали "Оскар" за исполнение роли молодого Марлона Брандо.

Фильм получился затянутым и запутанным, но это не все его недостатки. Главная ошибка создателей в том, что они искусственно объединили 2 самостоятельные истории – о жизни молодого Вито Корлеоне в 20-е годы и деятельности его сына Майкла после событий первой части. По сути, в одном фильме соединили сиквел и приквел. Получилось кино о добром убийце доне Вито и окончательно озверевшем доне Майкле.

"Багси Мэлоун" (1976) Алана Паркера

Одна из первых комедий о мафии оказалась и самой удачной. До сих пор эта музыкальная пародия на гангстерские фильмы, в которой крутых парней играют подростки, совершенно не выглядит устаревшей. В одной из главных ролей юная Джоди Фостер.

"Честь семьи Прицци" (1985) Джона Хьюстона

Весьма занимательная мелодраматическая комедия о мафиозной семье Прицци с участием выдающихся американских актеров - Джека Николсона и Кэтлин Тернер. "Мы скорее съедим своих детей, чем расстанемся с деньгами" – девиз семьи Прицци. Наверное, поэтому, несмотря на комедийный характер ленты, трупов в ней довольно много.

При просмотре следует обратить внимание на персонаж главы семьи Прицци - дона Коррадо. Обычно в комедийных фильмах пародируют не реальных мафиози, а дона Корлеоне. Здесь же образ дона Коррадо явно смахивает на реального главу клана Гамбино – престарелого дона Карло. Даже имя у него слегка похоже. 

"Багси" (1991) Барри Левинсона

Безжалостный, эксцентричный и весьма популярный убийца Багси Сигел не мог не удостоиться от Голливуда биографического фильма. Странно, что сняли его так поздно – почти через 45 лет после убийства Багси. Удивительно, но первой заинтересовала телевидение пассия Сигела – Вирджиния Хилл, которой посвятили "Историю Вирджинии Хилл" (1973). Баба она была выдающаяся – такая же буйная, как и сам Сигел, но все-таки людей она не убивала и казино "Фламинго" в Лас-Вегасе не строила. За что такое внимание?…

Багси не был итальянцем, но вместе со своим другом Мейером Лански по факту являлся настоящим мафиози. Основное внимание создатели фильма уделили паре Багси-Хилл (Уорен Битти-Аннет Беннинг), но некоторое количество экранного времени достается и другим известным деятелям организованной преступности: Микки Коэну (Х.Кейтель), М.Лански (Б.Кингсли), Л.Лучано (Б.Грэм), Д.Адонису.

Багси Сигел в фильме хоть и сумасшедший, но предстает настоящим мечтателем, иногда сильно напоминающим Остапа Бендера, когда тот выступал в Васюках перед любителями шахмат. По версии создателей фильма Багси хоть и был убийцей, но был честным человеком. Не он воровал при строительстве "Фламинго", из-за чего, как считают, мафия и расправилась с ним - деньги были украдены Вирджинией Хилл.

"Бронкская история" (1993) Роберта де Ниро

Насколько я помню, это довольно качественная лента о выборе жизненного пути итальянским мальчиком: между дорогой простого работяги, которой идет его отец (Р. де Ниро), и жизнью мафиози, которой учит его опекун – босс мафии (Ч.Палминтери). Но второй раз пересматривать фильм не хочется.

"Любовь и мафия" (Sugartime, 1995) Джона Смита

Добротная телевизионная мелодрама о романе знаменитого чикагского мафиози Сэма Джанканы и известной американской певицы Филлис Макгуайр (которая выступала в составе женского трио "Сестры Макгуайр). Фильм сильно смахивает на "Багси", но бюджет поменьше, да и сюжет пожиже: жизнь настоящего Джанканы была весьма интересной, но в этом кино нам преподнесли только любовь-морковь гангстера и поющей блондинки, приправленную парой трупов. Тем, кто не любит мелодрамы, Sugartime стоит посмотреть из-за Джона Туртурро, который исполнил роль Сэма.


"Донни Браско" (1997) Майка Ньюэлла

Сильный фильм, но чересчур мрачный. Это экранизация реальной истории проникновения агента ФБР Джо Пистоне (Джонни Депп) в ряды нью-йоркской семьи Бонанно. Когда в 70-е Пистоне стал работать под прикрытием, в семье Бонанно от основателя семьи Джо Бонанно и его сына Билла осталась только фамилия. Отец и сын Бонанно к тому времени были живы, но вынужденно вышли из мафиозного бизнеса в результате разгоревшейся войны за лидерство в семье.

Засланный казачок "Донни" проник в состав одной из бруклинских банд (где заправлял Доминик "Сонни Чёрный" Наполитано – в фильме его играет Майкл Мэдсен), втеревшись в доверие к старому солдату мафии – Бенджамину "Левше" Руджеро (Аль Пачино). Заложить гангстеров – благородное дело, но проблема для "Донни" в том, что он подружился с Левшой, а жизнь мафиози агенту ФБР явно пришлась по вкусу.
 
Разумеется, это не документальный фильм и не все в нем соответствует реальной истории. Пистоне 6 лет работал под прикрытием, а фильм длится всего 2 часа. В конце своей истории авторы нам намекают, что персонажа Аль Пачино вскоре убьют, но в жизни Левшу успели упечь в тюрьму, где он отсидел 15 лет. И взаимоотношения главных героев фильма не совсем похожи на те, которые были в жизни, если верить самому Пистоне. В своем интервью Джо рассказал о реакции своих мафиозных друзей на его "предательство": "После окончания операции Левша через своих адвокатов дал мне знать, что искренне меня ненавидит. Но Сонни Черный сказал своей подруге: «Донни был лучше, чем я. Чем все мы вместе взятые. И всего лишь выполнял свою работу».

Герой Аль Пачино произносит в этом фильме, возможно, лучшую фразу о жизни мафии: "Тебе надо знать только одно: тебя вызывают, ты входишь живой, а выносят тебя мертвым. И делает это твой лучший друг".



"Анализируй это!" (1999) Гарольда Рэмиса

Смешная комедия про мафию. Действительно смешная. Те, кто начал смотреть кино лет 10 назад, вряд ли имеют представление о том, что такое настоящая американская комедия, но в конце 90-х их еще штамповали на промышленной основе.

Роберт де Ниро – еще более заслуженный артист "мафиозного фронта", чем Аль Пачино: он играл Вито Корлеоне в молодости, Лапшу в "Однажды в Америке", Аль Капоне в "Неприкасаемых", убийцу-мафиози Джимми в "Славных парнях", отца в "Бронкской истории", Сэма Ротстайна в "Казино". Вполне логично, что именно де Ниро в этом фильме  стал боссом мафии Полом Витти, у которого возникли психологические проблемы, требующие лечения у психиатра (Билли Кристал). Пол Витти – явный намек на босса семьи Гамбино Джона Готти.


"Босс всех боссов" (2001) Дуайта Х.Литтла

В 90-е киношники слишком много внимания уделяли "тефлоновому дону" – Джону Готти. Телевизионный фильм, посвященный Полу Кастеллано, который был главой клана Гамбино после смерти самого Карло Гамбино (с 1976-го по 1985-й), снят в жанре гангстерской мелодрамы. В основу фильма положена реальная история романа пожилого Кастеллано со своей домработницей. Фильм в целом неплохой, и весьма правдиво изображает мафиозную жизнь, хотя перлы встречаются и здесь: когда умирающий Карло Гамбино говорит своему преемнику, что назначает его "боссом всех боссов", то выглядит это смешно. Дон Карло и сам не был "боссом всех боссов" – он был главой семьи Гамбино, и по факту самым влиятельным лидером мафии в 60-е – начале 70-х. Он передал Кастеллано власть над своей семьей, но и только.

Похоже, что главной целью авторов ленты была определенная реабилитация в глазах общественности Пола Кастеллано. Создатели фильма явно симпатизируют своему герою, которого сыграл обаятельный Чазз Палминтери (реальный Кастеллано был не столь харзиматичным). На фоне следующего босса клана Гамбино – отморозка Джона Готти (который и заказал убийство Кастеллано) Пол действительно кажется приличным человеком, хотя ангелом он точно не был. 


Фильмы о мафии: можно не смотреть


Почти одновременно с "Крестным отцом" на экраны США вышел фильм "Документы Валачи" ("Записки Валачи", 06.01.1972), основанный на воспоминаниях осужденного Джо Валачи - первого мафиози, который нарушил закон "омерты" и рассказал о делах "организации" ФБР и сенатскому комитету.

На фоне "Крестного отца", который стал лучшим фильмом 1972 года, эту картину просто не заметили. Хотя фильм снял неплохой режиссер Теренс Янг, а в главных ролях заняты такие заслуженные люди как Чарльз Бронсон (Валачи) и Лино Вентура (Дженовезе), особо удачным "Записки Валачи" не назовешь. Этот мрачный фильм без привлекательной для зрителя истории сейчас выглядит абсолютно устаревшим. В картине мелькают такие боссы мафии как Маранцано, Лучано, Анастазия, но больше всего – Вито Дженовезе, в семью которого входил Валачи.

Итальянцам по вполне понятным причинам близка тема мафии. Если я не ошибаюсь, но первым фильмом про итало-американскую преступность, который сняли итальянские кинематографисты, стал "Лаки Лучано" (1973) режиссера Франческо Рози. Фильм снимался совместно с американцами, но ничего голливудского в нем нет. В главной роли Счастливчика Лучано знаменитый итальянский актер Джан Мария Волонте.

Чарльз (Сальваторе) Лучано (1897-1962), который за свою удачу получил прозвище "Лаки" ("Счастливчик") - главная звезда мафии 20 века. Как и многие мафиози первой волны он родился на Сицилии, а в США переехал в 10-летнем возрасте вместе с родителями. Еще в молодости он сколотил банду, в которую вошли будущие звезды криминального мира Америки: М.Лански, Б.Сигел, В.Дженовезе и Ф.Костелло. В "лихие 20-е" Лучано стал одним из лидеров преступного мира Нью-Йорка, а с 1931 года стал единоличным лидером мафии, устранив двух самых влиятельных гангстеров Нью-Йорка – Массерию и Мараццано. Его смогли упечь за решетку в 1936-м на 50 лет, но через 10 лет выпустили "за заслуги перед американским правительством" во время Второй мировой войны и выслали в Италию. Даже оттуда Счастливчик умудрялся руководить мафией, но постепенно утрачивал свое влияние.

Учитывая такую выдающуюся биографию главного героя, можно было снять киношедевр, но вместо этого создатели умудрились сделать крайне скучное кино. В нем никакой истории. Совсем. Волонте идеально подходит на роль Лучано, но это единственная удача этого фильма.

"Капоне" (1975) Стива Карвера

Биографический фильм, посвященный самому известному гангстеру всех времен (в роли Аля Бен Газзара). Кино примечательно не своим сюжетом и актерскими работами, а тем, что в одной из ролей гангстеров засветился молодой Сильвестр Сталлоне.

"Уважаемые люди" (1990) Уильяма Райлли

Джон Туртурро, Деннис Фарина и Род Стайгер играют в этом фильме мафиози. Компания неплохая - плохо то, что основой для этого фильма стала пьеса "Макбет" У.Шекспира…

"Крестный отец". Часть 3 (1990) Фрэнсиса Форда Коппола

Зачем понадобилось снимать третью часть мафиозной саги через 16 лет после второй? Ведь и во втором фильме стало абсолютно ясно, в какое чудовище превратился Майкл Корлеоне. А кому интересна жизнь монстра?…

В этом фильме крестный отец семьи Корлеоне пытается благотворительностью замолить свои грехи и вести исключительно легальный бизнес, но преступное прошлое не отпускает дона. Коллеги по бизнесу не дают Майклу уйти на пенсию: некий Заза устраивает войну между кланами и дону Корлеоне приходится вновь пачкать руки кровью.
 
Главная проблема третьей части не в беспомощной игре дочери режиссера Софии Копполы, которую по блату пристроили играть дочь Майкла Корлеоне, а в бездарном сценарии. Конфликты между мафиози буквально высосаны из пальца. Разборки непонятно по какому поводу попросту скучны, а попытка повторить впечатляющую концовку первого фильма вызывает зевоту.

"Гангстеры" (1991) Майкла Карбельникоффа

Фильмы о мафии чаще всего рассчитаны на мужскую аудиторию. Режиссер с ужасной фамилией Карбельникофф свой фильм адресовал женщинам – именно для них в кино собрали несколько смазливых мордашек (К.Слейтер, П.Демпси, К.Мэндилор, Р.Грико), которые получили имена реальных мафиози Л.Лучано, М.Лански, Ф.Костелло и Б.Сигела, но сыграли просто гангстеров. Кроме имен героев, ничего общего с реальными событиями это кино не имеет. 

"Поймать Готти" (1994) Роджера Янга

Главу клана Гамбино Джона Готти в 1992 году суд присяжных признал виновным в многочисленных убийствах, за что он был приговорен к пожизненному заключению. Не прошло и двух лет, как на телевидении вышла драма о том, как его только начинали ловить. В этом фильме крайне невнятно рассказывается о первой попытке засадить Готти в тюрьму. Совершенно непонятно, почему авторы ограничились именно этим судебным процессом, а не взяли за основу все судебные сражения с "тефлоновым доном".
Не могу утверждать наверняка, но похоже, что киношный Готти был именно таким жестоким придурком, какого можно увидеть в этом фильме в исполнении малоизвестного актера Э.Д.Дэнисона.

Из известных исполнителей в фильме можно встретить Лоррейн Бракко ("Знахарь", "Риццоли и Айлс"), которая до этого снималась в "Славных парнях", а позднее будет играть и в "Клане Сопрано". Бракко играет бешеного прокурора Дайан Джаколоне, которая пыталась засадить Готти в тюрьму на первом процессе против босса. Не знаю, была ли бешеной настоящая Джаколоне, но в исполнении Бракко прокурорша выглядит по-настоящему психически нездоровой. Кстати, и жена Генри Хилла в "Славных парнях" в ее исполнении тоже ненормальная, поэтому есть у меня подозрение, что дело тут исключительно в актерском темпераменте Бракко…

Зрители могут подумать, что одинокая смелая женщина бросила вызов Готти, но это не так: борьба с мафией была государственной политикой.  Странно, что в фильме не звучит имя будущего мэра Нью-Йорка и тогдашнего прокурора Рудольфа Джулиани, который и возглавил крестовый поход против нью-йоркской мафии. В 80-е годы в Нью-Йорке было проведено множество процессов против мафиози. Дела  против Готти были самыми громкими, но не единственными. Готти повезло выиграть два из них, но сколь веревочка не вейся…   

"Готти" (1996) Роберта Хармона

Через 2 года после "Поймать Готти" по американскому телевидению (HBO) показали просто "Готти". Этот фильм стал первым биографическим фильмом, посвященным "тефлоновому дону". В главной роли снялся Арманд Ассанте, который довольно органично вжился в образ Джона Готти, но Ассанте придал своему герою больше человечности и харизмы, чем было у настоящего Готти. "Через 5-10 лет они хватятся Джона Готти! – таким самонадеянным предсказанием главного героя завершается этот фильм.

"Похороны" (1996) Абеля Феррары

Два брата-мафиози хоронят третьего брата. Феррара – известный мастер фестивального кино, который за всю свою карьеру снял только один фильм для зрителей: "Похитители тел" (1993). В "Похоронах" все время идут тупые разговоры а-ля Тарантино, и на этом все. Фильм похож на телеспектакль, снятый за 2 копейки. В одной ленте собрана масса хороших актеров, которым просто нечего делать.

"Свидетель против мафии" (1998) Тадеуса О`Салливана

Самую влиятельную в 60-80-е мафиозную семью Гамбино угробили два уличных быдлака – Джон Готти  и Сэм "Бык" Гравано – "правая рука" босса, который в конце концов сдал его с потрохами в обмен на освобождение от уголовной ответственности за многочисленные преступления, которые тянули на пожизненное заключение. Этот Гравано оказался таким придурком, что во время нахождения под программой о защите свидетелей вновь занялся преступной деятельностью: вместе со своей семьей стал продавать наркотики, за что и был осужден на 15 лет. Недаром его звали быком – быки откровенно туповаты.

Биографии Гравана посвящен целый фильм "Свидетель против мафии" (1998). В принципе на таком материале можно было снять фильм уровня "Славных парней" или "Казино" – если бы за это взялся Скорсезе, но Т.О`Салливан сварганил примитивный телефильм для домохозяек. Без внятного сюжета, без убедительных героев. Я смотрел сокращенный вариант (2.40) – так и он мне показался невыразимо скучным. А полный хронометраж этого кино 4 часа. 

"Лански" (1999) Джона Макнотона

В следующем году вышел биографический фильм, посвященный выдающемуся еврею – мафиози Мейеру Лански, который сумел не просто стать своим среди итальянских головорезов, но и считался одним из самых влиятельных лидеров мафии. Карьера Лански в "Коза Ностре" удалась благодаря многолетней дружбе с Лаки Лучано. Мейер был правой рукой Счастливчика и управлял финансами клана Лучано. 

Кино назвали без всяких премудростей "Лански", а главного героя в старости сыграл заслуженный артист Америки Ричард Дрейфус. Сюжет прост: пенсионер Лански находится в Израиле и вспоминает свою бурную молодость, не менее бурную зрелость и невеселую бандитскую старость. Два других главных героя фильма – Лаки Лучано (Э.Лапалья) и Багси Сигел (Э.Робертс). Фильм получился излишне драматичным и его тяжело смотреть, хотя вроде и режиссер у "Лански" неплохой, и автор сценария не из последних (Д.Мэмет).

"Клуб Синатра" (2010) Джеймса Кваттрочая

Дешевый фильм с малоизвестными актерами. Бессмысленное кино про молодого Джона Готти, который готовит крупное ограбление. Дэнни Нуччи пытается изобразить крутого мафиози Готти, но у него ничего не выходит. Всесильный дон Карло (К.Гамбино) в этом фильме напоминает старого алкаша.


"Американское кино и мафия". ЧАСТЬ 3: http://proza.ru/2018/06/12/1279