Сельская раздолица

Виктор Литвиненко 2
     Родился я на левом берегу города Киева, в районе называемом Соцгородом. Вырос и воспитывался, фактически, в городе Бобровица Черниговской области у моей бабушки. Каждый год, с апреля-мая по сентябрь-октябрь, родители экспортировала меня к маминой маме. Лично мне бабушкина хата, да и обстановка в сельской местности, нравилась гораздо больше нашей коммунальной квартиры и обстановки в оной. В три года, обученный бабулей, я часами просиживал на огороде, отыскивая и уничтожая земляную медведку и её кубла, вручную пропалывая от бурьяна клубнику. Изумление у меня вызывал тот факт, что не посещая магазин, возможно приготовить вкуснейшие спаржевый суп, борщ либо отварить молодой картофель с аппетитно пахнущим укропом. Удивление вызывали и такие вещи, как приготовленная бабушкой сметана, совершенно не похожая на магазинную или топлённое молоко, имевшее удивительный запах и вкус.
После обеда наступали обычные детские развлечения – брожение по земляной проездной дороге наполненной мягкой и тёплой пылью, в которой подчас  можно было утонуть по пояс (дороги, как вы понимаете были ещё те), затем покорение  растущего возле дороги огромного вяза и наконец, устройство среди житнего поля полянки для отдыха.
     Ближе к вечеру, бабушка приходила с работы и мы принимались за сбор поспевших ягод – вишен, крыжовника, порички, смородины. Затем, как водится ужин и наконец, под свет лампадки под иконой долгожданная сказка в бабушкиной интерпретации.   
В четыре года я был уже довольно самостоятельной личностью, путешествовал в более отдаленные районы Бобровицы. В центре продавал вишню (ведро 3 рубля), ходил за 3-4 километра в колхоз за лошадиным навозом (использовался для оштукатуривания хат), а в центральном парке, серпом, накашивал ''кубинский мешок" травы для кролей, тщательно отбирая ''вредную" растительность. Там же в парке жила сестра моей бабушки, которая рассказала мне о том, что в парке растут грибы и как их можно найти. После её рассказа, я научился отыскивать шампиньоны и каждый раз приносил ей по ведёрку. Готовила она их изумительно.
Время шло, вот мне уже и шесть. Осенью в первый класс. Последнее дошкольное лето в Бобровице. Я как белка прыгаю по вишнёвым и абрикосовым деревьям, но кроме этого самостоятельно хожу на рыбалку, посещаю прабабушку с прадедушкой, которые жили прямо возле реки, а также ещё одну бабушкину сестру, проживавшей на хуторе Сахзавод.
     Лето перед школой пролетело незаметно. Первый класс. Перьевые ручки, чернильницы в мешочках, покуривание сигаретных ''бычков'' среди сваленных  во дворе старых деревянных парт, дежурства по классу и прочие прелести взрослой первоклассной жизни.
Ну вот наконец то пролетели осень, зима и весна, я вновь у бабушки. Брат (три с половиной  года) с родителями – на море. Я, как и прежде хожу на карасиную рыбалку, совместно со сверстниками обношу соседские сады, выпасаю коров и коней, гоняю на велосипеде ''Украина'' под рамой, купаюсь с пацанами на кладках, надуваю через соломинку жаб и экспериментирую над местными пиявками.
Это лето промчалось незаметно. Уже в августе, мы с бабушкой выдвинулись в Киев, в неизвестное мне и ей, новое место моего жительства – микрорайон Русановка (Киевская Венеция), в новую трёхкомнатную квартиру. Поиски дома были непродолжительны, поскольку на двух улицах находилось три законченных девяти-этажных дома. Мама получила квартиру на втором этаже, что было очень удобно из-за отсутствия потребности пользования лифтом.
     Вот и следующее лето в Бобровице. Рабочие будни. Обрывание вишни, её продажа на рынке либо возле гастронома в центре. порички, крыжовник, смородина, абрикос, яблоки, груши, малина и клубника. Чего только не было на огороде у бабушки. А огромный огород был засажен пополам картошкой и пшеницей. Бабулей на выставку был отправлен помидор сорта '' воловое  сердце'' весом 2 килограмма 150 грамм. Вишни в этот год уродило огромное количество, по этой причине, мы с бабушкой  сдавали ягоду на местную фабрику по производству лимонада и ситра. Меня познакомили с производством, напоили до не хочу лимонадом, научили закатывать бутылки ручным прессом.
Закончен рабочий день, наступает вечер, молодёжь и такая мелкота как я собирается на вечерние посиделки на ''буртах''(несколько старых колод), травятся байки, сыплются шутки, пацаны хватают девчонок за разные части тела, девчонки, в свою очередь, издают одновременно и вопли и смех, чёрные семечки расходуются компанией килограммами. Среди общего веселья звонкий и призывный бабушкина голос – ''Витя-домой''.
     Проснувшись с рассветом – собираешь пахнущие свежестью и утром огурцы. Взяв кусок хлеба, пару огурцов  и помидор, бодро выдвигаешься на реку, занимаешь позицию на кладках возле плавней и начинаешь рыбную ловлю удочкой, самостоятельно сделанной из ветви лесного ореха. В лунках плавней неторопливо плавают караси. Прицелившись, опускаешь крючок с хлебом перед носом карасика, ждёшь когда он заглотнёт приманку и аккуратно вынимаешь его из лунки. Таким образом, каждый день у нас была свежая рыба.
     Управившись по хозяйству и вдоволь наевшись шелковиц, крыжовника и порички, порывшись в кладовке - уничтожив часть конфетных бабушкиных запасов, мы переодевались в выходное платье и шли в центр на просмотр фильма. Затем аккуратно возвращались по неосвещённым улицам в хату, где на протяжении всей следующей ночи пыхтел и шуршал занесённый мной с улицы ёж.
     Прошли годы. Мне 13-ть. Я по протеже бабушки (приписала мне лишних два года) устроился на Бобровицкую райпотребсоюзовскую базу грузчиком. Началась сладкая жизнь. По Бобровицкому  району, на машине мы развозили продовольственные товары, в том числе конфеты и печенье. Недостатка в сладком я более не испытывал. Единственно тяжёлым занятием было получение на элеваторе готовой муки в 80-ти килограммовых кубинских мешках. Это удовольствие падало тебе на плечи, а ты, через 3-4 метра должен был аккуратно опустить мешок в кузов грузового газона. Зато получение постного масла из железнодорожных цистерн на ж/д станции было удовольствием для всех. Можно было нацедить для дома, для семьи, трёхлитровую баночку подсолнечного масла без осадка.
     Появились новые жизненные интересы. Девочка, совместный просмотр телевизора у соседей, обоюдное знакомство с физиологией друг друга, поцелуи, затем совместные посиделки на буртах и разгоняй от наших близких.
     Детство закончилось.