Опасные забавы

Евгений Кимов
Моё детство не прошло без забав разной степени опасности, от стрельбы спичками до почти боевого оружия. Современные дети все игрушки покупают в магазине, там есть все, были бы деньги. В том числе петарды и прочую стреляющую чепуху, которая совсем не интересна взрослым,  но очень важна  мальчишкам во все времена. Конечно же, советские дети 60х годов тоже хотели взрывать и стрелять, но в основном их опасные игрушки они делали сами. Счет таких игрушек, которых наизобретали дети,  шел на десятки, если не сотни и кое-что я делал своими руками.

Игры с огнём в младшем школьном возрасте

Самой ранней забавой было запуск небольших ракет, для изготовления которых требовались фотопленка, фольга и спички. В те времена фотопленка была горючей и при горении интенсивно выделяла газы. Если мы находили на улице выброшенную фотопленку, то резали ее на кусочки размерами в 3-4 кадра, получалось с десяток кусочков. Затем свертывали кусочки фотопленки в цилиндр и обертывали в фольгу шоколадных конфет, получалось  нечто, похожее на конфету. С одной стороны делали нос ракеты, а с другой сопло, обжимая спичку. Ракету прислоняли к камешку так, чтобы она располагалась под углом к горизонту, и подносили горящую спичку. Фотопленка вспыхивала и ракета с шипением взмыва вверх, выделывая замысловатые выкрутасы, у нее ведь не было рулей для стабилизации полета. Подобные запуски ракет для нас, младших школьников, были большим удовольствием, но фотопленки вскоре стали делать негорючими, к очень большому нашему огорчению. 

Была такая забава с камешками под названием карбид. На самом деле, это был карбид кальция, который при взаимодействии с водой выделял ацетилен. Такого мудреного слова мы не знали, но выделяемый газ очень хорошо горел к нашей большой радости. Карбид в то время часто использовали для автогенной сварки, мы его находили на стройках. Можно было бросить кусочки карбида в лужу, и они, шипя, пузырились, источая едкий запах. Поднеся к лопающимся пузырям горящую спичку, они вспыхивали ярким пламенем. Горящая лужа, это было интересно. Если она была небольшой, то лужа просто испарялась, а на ее месте оставался только очень горячий кусочек карбида. А ещё можно было вырыть ямку, налить туда воды, бросить в ямку карбид, а сверху поставить консервную банку с дырочкой посередине. Получалась горелка с очень высокой температурой пламени, в этом пламени запросто плавился свинец. Можно было  бросить кусочки карбида в бутылку с водой и заткнуть её пробкой, получалась шумовая граната, она хлопала с очень большим шумом. Иногда такую гранату бросали в костер, однако взрыв бутылки был очень опасен, на такое решались не часто.

Рогатки и стрелялки

Как у всех мальчишек того времени у нас были обыкновенные рогатки, сделанные своими руками из дерева. Резиновые жгуты серо-коричневого цвета покупали в аптеке (там продавались бандажные жгуты), они были мягкими и очень хорошо растягивались. Пятку рогатки вырезали из кожи старой обуви, которые пылились в сарае. Стрельбу рогаткой вели камешками, которых было много на насыпи железной дороги. Стреляли в основном по воробьям, но не помню, чтобы кто-нибудь на нашей улице в них попадал. В конце лета мы с рогатками выходили на охоту к складам конторы под названием «Заготзерно», куда грузовики привозили семечки подсолнечника и сваливали их в огромную кучу. Воробьи там носились тучами, поэтому, даже стреляя наугад в воробьев можно было легко попасть.
 
Делали мы еще простые рогатки и скобки к ним из алюминиевого провода. Кроме провода необходим был резиновый жгутик, который либо вытаскивали из обычной бельевой резинки, либо  он покупался в магазине. Стреляли из таких рогаток по разным целям: по кошкам, курицам, по мишеням, по ногам друг друга. Кое-кто брал такие рогатки в школу, но за такие рогатки строго наказывали. И правильно делали, в нашей школе из такой рогатки одному мальчику выбили глаз. Случилось это через несколько лет после того, как я окончил школу. 

В моем детстве было много всяких стрелялок, но только с двумя из них у меня были неприятные происшествия. Первая стрелялка была очень простая и стреляла спичками, можно назвать ее спичечным арбалетом. Посередине выдвижного ящичка спичечного коробка натягивался резиновый жгутик, в торце ящичка проделывалась дырочка, из которой  выскакивала спичка. Спичку размещали в коробке так, чтобы с одной стороны она натягивала резиновый жгутик, а с другой стороны упиралась с торец ящичка чуть выше отверстия.  Ящичек задвигался и был готов к выстрелу, достаточно было нажать на коробочку вблизи отверстия. Спичка шла вниз, попадала в отверстие ящичка, и происходил выстрел. Сейчас изготовить такой арбалет невозможно, спичечные коробки стали делать из бумаги (а тогда коробки делали из тонкой щепы, обклеенной бумагой),  у них нет необходимой жесткости. Однажды я принес спичечный арбалет в школу и зачем то пересел со своей любимой последней парты у окна на вторую парту в центральном ряду поближе к доске. Шел урок алгебры, учительница что-то рассказывала и писала на доске, а мне было скучно. Я достал стрелялку и, от нечего делать, стал с ней играть. Не знаю, как это вышло, но спичка выстрелила, полетела в сторону доски и стукнулась около головы учительницы в том момент, когда она что-то писала на доске. Разумеется, урок был прерван, учительница математики задала только один вопрос: «Кто это сделал?». У меня хватило ума подняться, извиниться и объяснить, что я не хотел этого делать, и все вышло случайно (что было истинной правдой). Александра Яковлевна, так звали нашу учительницу, была очень удивлена, она никак не ожидала такого поступка от меня. Хулиганом оказался одним из ее лучших учеников по математике, недавний победитель школьной математической олимпиады, участник ее математического кружка. Дальше пошла воспитательная беседа, понимаю ли я, советский ученик,  что мог выбить глаз учительнице в советской школе, что про это сообщили бы по зарубежному радио, и я бы ославил нашу школу на весь бы мир. Да, сказал я тихим голосом, понимаю, я больше не буду. На этом воспитательная беседа закончилась, я был весь в тревожном ожидании трепки, которая ждала меня дома. Но, все обошлось, происшествие не вышло за стены класса, мои родители так ничего и не узнали. Александра Яковлевна учла мои математические способности и не стала устраивать скандал из этого происшествия. Слава богу, что я выстрелил на уроке математике, а не на другом уроке, к примеру, на уроке английского языка, где я не блистал знаниями. Тогда для меня все было бы очень плохо.   

Второе происшествие у меня случилось с катушечной стрелялкой. Конструкция этой самоделки была простой, к пустой без ниток катушке я прикрепил бельевую резинку. Для стрелы взял палочку для кисти, она была тонкая и прочная. К кончику стрелы приделал толстую иглу, и эта опасная игрушка была готова. Стрелял я во дворе дома по мишени, начерченной мелом на деревянном заборе. Однажды, вдоволь настрелявшись, я зашёл в дом читать учебник. Прилег на диван, у ног положил свое оружие и погрузился в чтение. Через какое-то время потянулся на диване и вдруг почувствовал сильную боль в ноге, я   позабыл, что в ногах у меня стрела с толстой иглой. Игла проткнула перепонку вблизи большого пальца ноги и видимо задела сосуд, кровотечение было очень сильное. Я вытащил иглу и поскакал на одной ноге к аптечке, оставляя за собой кровавый след. После перевязки ноги мне довольно долго пришлось стирать кровь в доме.  Разумеется, после этого случая катушечная стрелялка была мною выброшена в мусорное ведро.
    
Петарды моего детства:  бомбочки из болтов и ключей
 
Подросткам во времена доставляло удовольствие бабахнуть какой-нибудь бомбочкой, и мы были не исключение. Сейчас все просто, пошел в магазин и купил петарду и бабахай в свое удовольствие, а нам приходилось все делать своими руками. Конструкция простейшей самодельной петарды состояла из двух болтов и одной гайки. В промежуток между двумя болтами надо было поместить отрезанные головки спичек или настрогать со спичек серы, плотно закрутить болты и бомбочка была готова к действию.  Достаточно было найти камень и бросить в него бомбочку со всей силы. Так и делали, но была опасность разлета болтов с попаданием одного из них в лоб.  Правильно было связать болты шнурком. Во-первых, болты не разлетались в разные стороны и не могли никого поранить. А во-вторых, перед ударом об камень бомбочку со шнурком можно было раскрутить до высокой скорости. В местах, где было много асфальта (на нашей окраинной улице его не было), к такой петарде приделывали оперение из полиэтиленового мешочка. Её высоко подбрасывали вверх, она падала об асфальт вертикально и взрывалась. Бомбочка из ключа и притупленного гвоздя действовала по той же схеме, но в данном случае шнурок был обязателен. Без него нельзя было придать конструкции необходимую скорость при ударе об камень, да и иначе было трудно найти гвоздь после взрыва.
 
Две игрушки из медных трубок:  пугач и самопал

Очень популярной самоделкой моего детства был пугач. Его делали так: медную металлическую трубку небольшого размера склепывали с одного конца и загибали под прямым углом. Далее делали пробку из свинца, это обязательно. Потом подбирали подходящий гвоздь, изгибали под прямым углом и отпиливали острие (желательно, но не обязательно). Оставалось только найти тугую резинку, очень хорошо для этого походило колечко, сделанное из велосипедной камеры. Все, пугач готов к работе. Сначала надо было серу с 4-5 спичек отправить на дно медной трубки, потом слегка утрамбовать серу тупым концом гвоздя и, растягивая резинку, поставить гвоздь во взведенное состояние. Затем поднимаешь пугач вверх и нажимаешь резинку, раздается сильный хлопок. Получаешь от этого процесса массу удовольствия. Мне приходилось много раз хлопать этой игрушкой, но своего пугача у меня не было. Мне гораздо интересней была другая самоделка под названием самопал.

Самопал у меня был свой, это было моё личное оружие. Правда совсем позабылось, сам ли я его делал или мне подарил его за ненадобностью старший товарищ. В основе самопала была такая же Г-образная медная трубка (ствол) со свинцовой пробкой, как в пугаче, но большего диаметра. Ствол крепко-накрепко крепился к деревянной рукоятке, в нужном месте делали пропил напильником, до появления тоненького отверстия для поджига. В ствол насыпали  предварительно наструганную серу со спичек (на один выстрел уходило примерно половина коробка) или порох. Мы не застали благословенных времен, когда порох можно было свободно купить в магазине в отделе охоты и рыболовства, но мы знали место в городском парке, где во время войны был рассыпан порох. Приезжали туда летом на велосипедах для поиска и сбора в песке пороховых пластиночек. Часть пороха сжигали еще летом, остальное оставляли на зиму для своих самопалов. Стрелял я из самопала в школьном парке зимой, когда на улицах в морозную пору мало людей, спокойней можно было пострелять (при лунном освещении), не опасаясь того, что тебя застукают за этим занятием. После засыпки серы (или пороха) в ствол шомполом (стальная проволка) засовывал пыж, в качестве его я использовал обычную вату. Затем шла дробь (она была в свободной продаже) или подходящий стальной шарик от подшипника, и снова пыж. Оставалось только поместить спичку над пропилом в стволе, прицелится и чиркнуть коробкой по спичке. Раздавался выстрел и я шел смотреть на мишень, попал или нет. В качестве мишени бралась обычная старая газета с каким-нибудь большим портретом, или передовика производства, или партийного деятеля. Конечно же, это не был протест против советской власти, старые газеты все равно выбрасывались в мусор, пусть хоть таким образом они служили благородной задаче подготовки будущего воина.

Был у меня товарищ, мой одноклассник, у которого был самопал с обрезанным винтовочным стволом. Давал он и нам из него пострелять. Серы на него не напасёшься, требовался настоящий охотничий бездымный порох, как он его доставал я не знаю. Опять же, зимой в лунную ночь мы шли на окраину города, расставляли пустые бутылки и стреляли по ним.  Отдача от такого самопала была такой же, как у боевого оружия. Таким самопалом запросто можно было убить человека, поэтому попадись мы со своей стрельбой, то у нас были бы очень большие неприятности, но обошлось. Кстати, в те времена в охотничьем отделе магазина можно было свободно купить капсюли охотничьих патронов, подросткам их продавали. Это была отдельная забава. Мимо нашей улицы проезжали маневренные паровозы с небольшим количеством вагонов. Мы расставляли капсюли на рельсы через равные промежутки и ждали проезда поезда. Забавная была эта  картина, проезд паровоза под треск, взрывающихся капсюлей, небольшая толпа, кричащих от удовольствия мальчишек и ругань машинистов, грозящих нам кулаками.  Хотя, мы очень редко подкладывали под колёса паровозов капсюли, чаще камешки, монетки, пробки от бутылок и фигурки из алюминиевого провода. 

2015
2018, нов. редакция