Зальцбургские легенды. Сегодня о гномах-карликах

Алла Чурлина
Вступление

Знакомство с новыми местами лучше совершать без спешки. Не стоит желать всего и сразу. Помечать галочками бесконечные списки объектов, растиражированных туристическим однообразным глянцем. Сверяться с сетевыми вариациями турфирм и рекламных страниц всех мастей организаторов вашего пребывания где-либо. Присматриваться к советам бывалых — они же побывавшие и многое полезное подсказывающие (никто не отрицает навигационных удач). Но это чужой опыт. Это как «секонд хенд» с чужого плеча. Как «фастфуд». Мельтешение приедается, становится безвкусным, превращается в клубок одинаковых вспышек и мир перестаёт быть загадочным.

Кому-то это даже импонирует. Реалист-прагматик осядет дома — чего ради тратить деньги, если всё одинаково и у нас не хуже. Утомлённые солнцем и перемещениями эстеты попросят всё показать из окон автомобиля. А путешествующие от скуки и за компанию «сам-не-знаю-зачем-я-здесь» расскажут в лучшем случае, где и с кем или что и как, а в худшем — будут долго перечислять, что они забыли-затеряли-закупили и где их обманули-обхамили-обделили. Нет, так сказки не складываются и волшебство испаряется.

Знакомство с новым миром лучше наполнять вашей собственной романтикой. Вашей уникальной пробой на вкус и цвет, только вами пережитой атмосферой, в которую вы погружаетесь, позволяя себе роскошь встать пораньше и выйти в ещё не проснувшееся пространство — будь то город или побережье, парк или гора, рынок или кофейня. И ходить без цели, куда глаза поведут; наблюдать других как партнёров по сцене; прислушиваться не только к речи, но и к звукам живым и от предметов; не пропускать отражения в витринах и лужах, видеть тени, вдыхать запахи, закрывать глаза и слушать самих себя в новом окружении. Тогда и ваши собственные фото-трофеи окажутся неповторимыми прекрасными мгновениями.

В каждом городе есть «тайные уголки», и не всегда удаётся их подарить туристам. Что-то лежит в стороне от маршрута, что-то требует немалого времени, а с чем-то лучше познакомиться самостоятельно, без гида, который тоже умудряется навязать своё и припечатывает чудо к протоколу. Сегодня мы поговорим о гномах в саду, но не о тех, что своими яркими нарядами как мухоморы кричат из-под кустов и с камней альпийских горок. Мы посетим в саду Мирабель старинный бастион, где поселились барочные фигуры карликов-уродцев, но не пугайтесь их неприглядности и неуклюжести, всмотритесь в их судьбы.

Часть 1.

При входе в садик на бастионе вас встречают два азартных игрока — один с мячом, другой прячет руку в браслете с шипами, — это старинная итальянская игра Паллоне (Pallone col bracciale), известная ещё с эпохи Ренесанса. Так как автор моделей фигурок — австрийский архитектор родом из Штирии (г. Грац) Йоганн Бернхард Фишер фон Эрлах — в период становления своего мастерства долгое время жил и работал в Италии, то не удивительно, что он внёс в свою коллекцию «гномов» двух крикунов-паллонистов. А игра эта была популярной не только на севере Италии, но и среди мужчин-аристократов Зальцбурга. Кожаный мяч весил 800 гр., а манжеты заменяли игрокам будущие теннисные ракетки. Игра была травматичной, требовала ловкости и предельного внимания.

Карлик-турок в тюрбане (не хватает его парного персонажа, он утрачен). Тематика этих героев абсолютно закономерна: обустройство сада Мирабель во времена правления князя-архиепископа Йоганна Эрнста Графа фон Тун происходило несколькими годами после окончания последнего турецкого нашествия на Вену в 1683 году. В резервной армии тогда приняло участие 800 солдат из Зальцбурга. Долгие годы с 1470, минимум 200 лет, турки представляли в той или иной степени постоянную угрозу архиепископству. Князь-архиепископ Граф Тун осмелился превратить военные объекты в ближайшем пригороде Зальцбурга в дополнения к саду Мирабель. Также в то время были остановлены работы горнверка перед бастионами на севере сада и возведение укреплений на востоке горы Капуцинов.

Но вернёмся к персонажам: у воинственного турка отбита (отсечена) левая рука, пустой рукав блузы болтается на боку. Если вспомнить сюжет росписи потолка в зале Карла Бёма перед входом в Скальный манеж Фестивального Дома — отсечение рыцарями голов туркам на полном скаку и их горделивая демонстрация публике в качестве нанизанных трофеев на пиках, — то можно не удивляться, с какой жестокостью натурализма подчёркивалось превосходство над поверженным врагом.

(продолжение следует)
10-06-2018

Часть 2.

Итак, в конце 17 века на одном из бастионов парка Мирабель с одобрения и распоряжения Его Высокопреосвященства Эрнста Графа фон Тун был устроен сад «гномов». Первые фигурки — комичные шедевры из мрамора горы Унтерсберг — предположительно были изготовлены в 1691/92 гг. группой ваятелей под управлением Оттавио Мосто и Бернхарда Михаэля Мандля. Сначала сад с фигурками располагался на месте сегодняшней детской игровой площадки «Волшебная флейта» и был в 1695 г. практически обустроен. Согласно современным данным, он являлся старейшим садом барочных гномов в Европе. Нечто подобное вы встретите в придворном парке резиденции Аугсбурга, но эти карлики изготовлены из песчаника позже зальцбургских, в 1744 году, Йоганном Вольфгангом Шинделем.

Первоначальная коллекция Зальцбурга состояла из 28 гномов. В эпоху Просвещения  тема карлов-лилипутов всё больше получала дурную славу — обезображенное тело,  людское уродство в мраморном изваянии. За устройством сада больше не ухаживали и он дичал, погружаясь в заросли. В начале 19 столетия фигурки были распроданы с аукциона. Идея сада с гномами погружалась в полное забвение.

Объединение по благоустройству города — сегодня «Городское общество» —
задалось целью вернуть «гномов» на их прежнее место. В 1919 году зальцбургский Общественный Совет постановил: снова воздвигнуть уникальный сад с гномами.
Сегодня город (в лице Магистрата) владеет 17 фигурками. Их компания разместилась на площадке бывшего бастиона.

Первых трёх мы уже представляем: это два игрока в Паллоне при входе на мост, ведущий к бастиону. Причём левый из них, скривив рот, оповещает о готовности отбить мяч, в то время как правый замер в ожидании отразить подачу деревянным манжетом с металлическими наконечниками. Примечательно, что на голове у него вместо защитной шапки комичный горшок. На самом же бастионе, сразу справа, вас встречает «карлик в тюрбане» - это аллюзия на прошедшую недавно (1683) вторую турецкую осаду Вены. Его внешность подчеркивает не только украшенный эгрет-хохолком из птичьих перьев тюрбан, но и обвислые густые усы, свисающий на боку нож-клинок и воинственная поза. Во всём обличии турка сквозит явная насмешка над побеждённым врагом. Но он не запуган, и готов восстановить силы с новым упорством: динамика его порывистого жеста сломать толстую ветку, в которую он упирается ногой, явно передаётся зрителям. Архиепископство Зальцбург, хоть и лежало в стороне от турецких завоевательных волн, честно поддержало имперских соседей не только живой силой — 800 солдат-зальцбуржцев, но и 600 бочек с порохом и 400 единиц оружия были предоставлены Вене. Пойдём знакомиться дальше.

По кругу в центре бастиона выставлены 10 персонажей. С большой пивной кружкой в обнимку стоит «карлик с оттопыренным горшком». Он относится к календарным гномам и символизирует Декабрь — этот месяц в эпоху барокко часто изображали персонификацией хозяина с кружкой в руках. Дополнительно был выставлен карлик в наряде «Пульчинеллы» — не менее любимый в те времена мотив вечно томимого жаждой, голодного и болтливого слуги из масок итальянской комедии дель арте.

Рядом расположился «карлик с курицей»: он в распахнутой блузе, держит в руках полузадушенную курицу и награждает вас широкой добродушной улыбкой. Этим персонажем открывается годовой цикл по месяцам, это Январь. Курица символизирует домовитость и в то же время отвечает за удачу и благосостояние, потому что только зажиточные могли позволить себе мясо. А ещё он за прошедшие годы «потерял» ноги. Получив новые, стал на пять сантиметров ниже. Есть у этого карлика и отличительная черта: у него под подбородком свисает зоб — явная нехватка йода, от чего в прошлом многие страдали. Это сегодня соль в Австрии йодированная, и никто особо не задумывается о таком недуге.

А ведь сестра Моцарта — Мария Анна Вальбурга Игнация (Наннерль по-домашнему) — страдала зобом. Отец Леопольд, человек основательный во всём и пытливый, разузнал рецепт и залечил дочери явную угрозу её личной жизни. Ну кто бы покусился на девицу с таким уродством? Да ещё и умную, образованную, самостоятельную. А что-то в наши дни изменилось? Да нет, не любит сильный пол разумных и сегодня. Хлопот с ними не оберёшься. Потому и замуж вышла поздно, да ещё и за дважды вдовца с пятью детьми. Сама троих родила, хозяйство в Санкт-Гильгене под Зальцбургом вела отважно и аккуратно.

А вот братик любимый помнил об удачном исцелении Наннерль: где бы Вольфганг впоследствии ни ездил, где бы ни сталкивался с подобной бедой, сразу писал отцу просьбу — просил прислать почтовой каретой на этот адрес чудо-рецепт: людям нужно помочь.

(продолжение следует)
11.06.2018

Часть 3.

Заботливая капитальная реставрация зальцбургских «гномов-карликов» из парка Мирабель была проведена в конце прошлого / начале этого года: 15 фигурок с бастионного садика отправились на реабилитацию в курортный город Халляйн под Зальцбургом. Путь, возможно, и не долгий — всего в 16 км от «дома», но и не лёгкий, ведь каждый карлик весит около 250 кг (по другим источникам — от 300 до 400). На помощь призвали технику немецкой фирмы «Maschinenbau Riebsamen GmbH & Co. KG» из-за сложности перенесения тяжестей в окружении старинных деревьев с небольшого пространства бастиона вниз на проезжую часть улицы Шварцштрассе. Компактный и как паук в моделировании положений горизонтальных и вертикальных изменений «Riebsamen Kran 380» ловко и надёжно перемещал ценный груз.

Барочные скульптуры из унтерсбергского мрамора подверглись тщательной обработке в мастерской каменщика и реставратора Эриха Райхля (Erich Reichl): вместе со своей командой сотрудников он очистил гномов и восстановил существующие дефекты. Первоочередной задачей было возвращение гармоничной общей картины всей коллекции. Очищение было индивидуальным в каждом случае и проводилось в техниках 1) микропаровых струй, 2) скрытого облучения частиц и 3) сжатия. Поверхностная биоплёнка была устранена практически без глубинных повреждений. При всей деликатности обработки в некоторых местах остаются тёмные пятна, которые особенно заметны во влажном состоянии.

Пятна эти выступают лишь на матовых участках: там, где мрамор отшлифован, их нет. Кстати, первое впечатление у туристов именно на слово «мрамор», так непривычно выглядит для них природный камень в садовой архитектуре. Ну а нам, гидам, остаётся лишь уточнить, что мрамор Восточных известниковых Альп ещё очень «рыхлый» (=юный, несдавленный временем), а потому при 183-х в среднем в году дождях Зальцбурга не удивительно, что большинство скульптур в городе в тёмных подтёках. Помните, как все переживали из-за непривычной белизны крепости Хоензальцбург после реставрации: она напоминала перепуганную курицу, а не красавицу с неприступным видом. И что? Прошло 4 года и все успокоились — плывёт «наша старушка» в своём естественном серовато-гря... грОзном виде.

Помимо реставрации коллекцию коснулось переустройство в расположении 17 барочных фигур в Бастионном садике: гномы не вернулись на свои первоначальные места, а были полностью реорганизованы.

Это продиктовано выделением тематических групп:

- в центе расположен большой годовой круг из двенадцати карликов по-месяцам, из них в настоящее время представлены десять;
- выделяется группа фехтующих гномов-дуэлянтов;
- комедийные «дварфы» (=карлики) представляют сцену из исторического театра импровизаций;
- и два играющих мячом гнома в зоне входа, которые сохранили своё старое местоположение.

Поиск городом еще пяти пропавших карликов продолжается ...

Ну, а мы продолжим знакомство с имеющимися календарными гномами в центральном круге садика. После Декабря (карлик с кружкой) и Января (карлик с курицей) подойдём к Марту — это одна из самых колоритных фигурок коллекции, карлик с лопатой. С приходом весны начинаются садовые работы — разбивка клумб, посадка цветов. У старика-садовника струящаяся курчавая борода и лысина. Шишка на лбу свидетельствует об опасной работе или отсылает к так называемому «рогу чёрта» в разных масках Арлекина (как память о рожках средневекового беса).

В этом портрете поражает детальность каждой мелочи: у старика морщинистый лоб, насупленные брови, опухшие веки, горбатый нос с разко очерченными крыльями ноздрей, щербатый рот, перекошенные в кривой ухмылке губы, проступает каждый завиток спутанной бороды, а свалявшиеся пряди волос на затылке передают ощущение сильного ветра. Сквозь рванину рубахи видны складки живота с пупком. Левой рукой он почёсывает грудь под рубахой — то ли блоха кусает, то ли насекомое заползло из сада, то ли не мылся давно …, — а правой, с рельефной формой кисти и «прорисованными» ногтями, ухватился за древко лопаты и уже готов вонзить её ногой в послушный грунт. В какой-то миг пропадает ощущение камня, всё живое и дышит.

К этому персонажу есть и другие трактовки: ведь вполне мог быть и могильщиком на кладбище, или горняком в соляной шахте, или лесорубом (и тогда это не лопата, а топор с длинной рукоятью). В шахте мог и головой удариться, а если дрова рубил — то так неудачно, что веткой по голове хлопнуло — вот вам и шишка. А другой аллюзией служит анекдот про старого еврея с лопатой:

«Дали еврею задание выкопать яму: - вот лопата, вот место и столько-то
времени. Пришли проверять - a яма не выкопана.
- В чем дело?
Еврей:
- Так лопата без моторчика!
- А где ты видел лопату с моторчиком!?
- А где вы видели еврея с лопатой!?»

(про лопату с моторчиком можете не напоминать, знаю, уже придумали)

Тут ведь открывается море дискуссионных возможностей: от истории жизни и повседневности зальцбургской еврейской общины в разные века до перспектив для некоторых «зарвавшихся в рвении» услужить диктатурам магнатов всех веков и народов. Не простые фигурки в Зальцбурге, ох, не простые … И главный принцип барокко соблюдается: РАЗГОВАРИВАЮТ они с нами, обо всём на свете, а больше — о нас самих.

(продолжение следует)
13.06.2018

Часть 4.

Горбы, зоб и бородавки в противовес античным героям

В эпоху барокко многие княжеские дворы Европы держали на службе «придворных»-карлов. Они служили для развлечения знати и за свою честность и преданность высокоцо ценились. При дворе архиепископа Йоганна Эрнста Графа фон Тун всеобщим уважением пользовался придворный карлик Йоганн Франц фон Майхельбёк. Я нашла в сети его портрет и чуть позже поделюсь им с вами. Сначала же напомню, что карлы были придворные и комнатные. Придворные вполне могли взойти по карьерной лестнице до высоких должностей — и министрами, и судьями, и казначеями. А вот комнатные (они же шуты при столах и праздниках) — это совсем иной случай.

Представьте себе обедневшие крестьянские семьи или семьи городского сброда, многодетные, средств никаких, нищета жуткая. Догадываетесь? Да, так было во многие века: покупали-продавали детишек. И не просто продавали, а знали, что из малыша-малышки будут «лепить» карлика: спеленают ручки и ножки, чтобы не росли; вожмут головку в сдавленные плечики. И рты могли «раздвинуть» в вечную улыбку. Жуть! А ведь шли на это ради куска хлеба. Так что, не только генетический сбой или травмы при родах, не только лилипуты от рождения, а искажённые и изуродованные на потеху.

Что ещё? Да вот, вопрос интимности: вельможа-вельможей, а старость, болезни никого не щадят. Ну ладно, если вся жизнь прошла с одним слугой, который тебя и в детстве нянчил, и в юности оберегал, и состарился вместе с тобой. Его не стыдно, нет стеснения. А как молодой слуга-служанка? Даже и вымуштрованные, а всё равно рядом с ними неловко. Несуразность, конфуз, свою неуклюжесть — короче, старость, — легче было «предъявить» уродцу-карле, чем видеть насмешку в глазах прислуги. И это тоже двигало выбором. Вроде и люди, но … как бы это, помягче, … недоделанные человечки, где-то под ногами мельтешат, можно и не замечать. Да, вот так жестоко и откровенно.

А были карлы музыканты, или странствующие труппы «уродцев» или циркачей. Придворные часто служили «дорогой живой игрушкой», их богато, иногда до вычурности, обряжали, баловали, ими хвастались, устраивали потешные свадьбы или кулацкие бои. Правители с древнейших времён любили себя окружать занятными и нескучными людьми. А внешнее уродство с раннего детства изолировало и погружало сознание в глубокие размышления о несправедливости к их судьбе, об особенности их предназначения, вырабатывало защитные механизмы от грубости и жестокости людей «нормальных», развивало их духовно. Порой, такой карлик мог заменить собой целую аудиторию надутых индюков, он был и философом, и неунывающим ценителем жизни — качества, которых часто не хватает в повседневности сословных иерархий.

Посмотрите на гротескных человечков из серии «Горбуны» на гравюрах известного французского художника XVII века Жака Калло (Jacques Callot - 1592-1635). Эти персонажи были очень популярны при дворах эпохи Возрождения, например, при дворе герцога Тосканского Козимо II Медичи. Известно, что в молодые годы Калло довольно долго прожил в Италии при дворе герцогов Медичи. Именно там он ввел в моду карикатуру. Позднее эта тема стала популярна не только в гравюре, но и в мелкой пластике, в украшениях, в орнаменте женских аксессуаров — перчатках, сумочках. Калло создал целую серию с изображением карликов, олицетворяющих различные профессии или человеческие пороки. Все картинки опираются на народный юмор, ярмарочный балаган, карнавал. Среди карликов выделялись и постоянные «амплуа», например Дон Луис — забияка и дуэлянт, или Герр Глассиус — аптекарь, химик и шарлатан.

Там же в Италии Калло наблюдал за представлениями труппы танцующих и поющих карликов, это было большим новшеством в придворных развлечениях 17 века. Тогда же была создана книга «Мир полный дураков или театр карликов» с участием знаменитого гравёра и рисовальщика, откуда по всему свету (особенно после её издания в первой половине 19 века) разошлись 50 забавных образов. Часть из них вы видите из публикаций в сети. Самые же старые барочные сады с карлами оказались в Австрии — в саду дворца Мирабель (по рисункам Фишера фон Эрлаха) и дворца Ламберг (г. Штаер) (по рисункам Калло изготовлены в 1720 г. Йоганном Баптистом Ваншером). Позднее идеи садов с карликами были реализованы во многих светских и монастырских владениях, например: Stift Kremsm;nster, Schloss Puchberg bei Wels, Schloss Neuburg am Inn, Obernzell an der Donau, Schloss Helfenberg / M;hlviertel, n;. Eggenburg, Horn, Schl;ssern Stockern, Greillenstein, Wildberg, Stift Altenburg.

По карликам человечество наблюдало и узнавало много полезного и ценного для культуры физического тела, для истории развития недугов, для истории и лечения инвалидности. Были и знаменитости среди них, например, придворный карлик императора Карла IV — Якоб Рис (Jakob Ries). В Зальцбурге во времена правления князей-архиепископов Johann Ernst Graf von Thun, Franz Anton F;rst Harrach, Leopold Anton Freiherr von Firmian und Jakob Ernst von Liechtenstein-Kastelkorn прослужил при них всех и был любим придворный карлик Josef Friedrich von Meichelb;ck (1687–1746).

На портрете он изображён в полный рост, вероятно, не более одного метра. Его вид выдаёт подлинного аристократа. На нём бирюзовый камзол с богатой вышивкой золотой и серебряной нитью, декоративными пуговицами в ряд, кружевной рубашкой и аккуратно заправленным кружевным платком, брюки с оторочкой красными воланами в цвет накидки-воротника и банта, белый кружевной галстук и белые гольфы, видно, как по его ножке сшита обувь и что ему в ней комфортно. На боку на широкой тёмного золотистого оттенка портупее висит шпага, а в другой руке трость. Портрет завершает пышный длинный парик и его улыбка довольного жизнью сердца. Портрет выполнен Франсом фон Штампарт в 1727 году и является собственностью Немецкого исторического музея в Берлине.

А теперь снова вернёмся в сад Мирабель. Первоначальный садик с гномами в 1695 году перенесли вниз, где сегодня расположена детская игровая площадка «Волшебная флейта». Существовавшие к тому времени 28 барочных фигурок расположились рядом с богато орнаментованным декоративным садом.

Садик с причудливыми гротескными фигурками — а на их искажённых гримасами лицах торчали бородавки, у кого-то красовалась шишка на лбу или свисал зоб, их шеи были втянуты в плечи, возвышались горбы за спиной, а кто-то был на костылях, — эти обитатели явно противостояли импозантному миру богов и героев основного партера главного сада. В старых планах разбивки сада хорошо задокументировано его прежнее состояние: выделялся большой центральный фонтан, такой же по размеру, как и сегодня в большом партере сада Мирабель. Вокруг него были сгруппированы живые изгороди в форме распахнутых книг, их обрамляли декоративные цветочные клумбы и следующие 4 малых фонтана.

А кто из карликов у нас на очереди для знакомства?
Этот любезно-услужливый садовник с широким фартуком относился к группе садовых работников, которая (группа) сегодня представлена «гномом с садовым вазоном». С улыбкой полной энтузиазма он на минуту приостановился, обхватив тяжёлый горшок обеими руками и подставив под него левую ногу. Ему предстоит много работы: ведь когда-то в придворном парке летней резиденции Мирабель стояло 500 таких мраморных горшков. В них выращивали различные цитрусовые деревья — в то время один из важных символов княжеской добродетели. На зиму эти деревья переносили в оранжерейные флигели, а в тёплое время года они украшали сегодняшний нижний розарий вдоль дворцового фасада за оградой.

(продолжение следует)
16.06.2018