И осенью начинается весна...

Свет Софии
Лиза сидела у окна и смотрела на улицу. Осенние листья падали на землю, ветер их гнал и кружил, создавая целые хороводы.
– Почему у меня все так – думала она
Ей казалось, что в душе тоже была осень. Там также небо было затянуто тучами, лил бесконечный затяжной дождь. Никакой надежды на что-то хорошее.
– Зачем я вообще живу – вдруг проговорила она вслух.
Пес Герцог, что сидел у ее ног, поднял голову и посмотрел на нее, вслушиваясь в слова. Это был пес породы колли.
– Ну что ты смотришь? – спросила у него Лиза. Ты все равно меня не поймешь. У тебя все хорошо – еда, теплая постель, прогулки два раза в день. А у меня – не жизнь, а развалины. Лизе стало так себя жалко, что она закрыла лицо руками и горько заплакала. Герцог заскулил и, подойдя к хозяйке, пытался слизнуть слезы с ее щек.
Лиза погладила его по холке.
– Эх ты, малыш, – только ты меня и любишь – проговорила она, вытирая слезы. Ладно, пойдем погуляем.
От слова «погуляем» Герцог запрыгал, закружился на месте и побежал нести поводок.
Они шли по уже темнеющей улице. Мимо бежали прохожие. У каждого своя жизнь, свои хлопоты. Вот идут молодые женщина с мужчиной, держат за руки смешного малыша. Он подпрыгивает, повисает на их руках и громко смеется. Как бы она хотела, чтоб и в ее жизни все было так.
Лиза была замужем за Николаем уже пять лет. Вначале все было прекрасно. Они проводили вместе много времени, ходили в гости, в кино, гуляли в парках. Вечерами устраивали романтический ужин со свечами, смотрели вместе какие-то фильмы.
Лиза давно хотела ребенка. Но время шло, а забеременеть не получалось. Она начала ходить к врачам. Те разводили руками – мол, все в порядке, причин не находят. Колю тоже уговорила пойти провериться – и у него вроде бы все было в норме.
Сначала Коля ее успокаивал – что все будет хорошо, просто нужно время. Но время шло, а результата не было. Лиза не раз ловила себя на том, что засматривается на чужих малышей, останавливает взгляд на магазинах с детскими вещами, выбирает фильмы с сюжетами о детях. Ожидание ребенка начало перерастать в какую-то болезнь. Больше ни о чем думать она не могла. Так прошло три года их семейной жизни. Потом она заметила, что Коля стал как-то все больше отстраняться. То на работе какие-то дела, придет уже уставший и сразу спать. В выходные сидит читает свои компьютерные журналы. Начинаешь с ним говорить – он отвечает невпопад, немногословно и беседа сразу затихает. Она видела, что они начинают все больше отдаляться. С друзьями им как-то не очень уже хотелось встречаться. У них у всех были уже дети и рядом с ними они чувствовали себя неловко. Дома тоже было не так уж и уютно. Лиза представляла себе раньше как они обставят детскую комнату, какие купят игрушки, в какие кружки будут водить своего ребенка, на кого он будет похож. А без этого всего – пустота. Зачем вообще они вместе живут – думала Лиза, если у них нет наследия, нет никого, ради кого можно было жить. Как раз в это время у них и появился Герцог. Маленький смешной щенок на какое-то время отвлек их от отсутствия так ими желанного малыша. Но это было совсем ненадолго. Герцог подрос и тоска по ребенку возобновилась.
 Муж все чаще стал оставаться у своей мамы Ирины Семеновны. Свекровь недолюбливала невестку. Ей она казалась простоватой и не такой образованной как ее Коленька. Она мечтала, что Коля женится на дочери ее подруги Свете. Вот эта девушка во всех планах образованная, с Колей училась на одном курсе.
– И чего он в этой Лизе нашел, непонятно. – так думала Ирина Семеновна.
Родители Лизы были простыми людьми и не могли дать дочери высшего образования. Она закончила техникум и пошла работать в пекарню. Лизе всегда нравилось печь хлеб. Ей казалось, что он живой. У них была большая семья и мама часто пекла хлеб сама. Лиза была старшей в семье и разделяла с мамой ее обязанности по дому и заботе о младших детях. А потом мама умерла, не дожив пару лет до Лизиной свадьбы, и так и не дождавшись внуков.
Ирина Семеновна не упускала случая сказать сыну о том, что жена его не может родить ему наследника. Сначала Коля обрывал эти мамины разговоры, а потом перестал. Потом как-то пришел к маме и увидел в гостях Светлану с которой учился в институте. Мама все устроила так, чтобы он пошел ее провожать.
Света была все еще не замужем. Остроумная, уверенная в себе, она сразу завладела вниманием Николая. Они шли по дороге, вспоминая события студенческой жизни. Потом Света пригласила его зайти домой. Бутылочка вина, задушевная музыка... А там уж все пошло и поехало. Наутро Коля, придя в себя, был в полном замешательстве. Его терзали угрызения совести, чувство вины перед Лизой. И он решил сразу пойти к ней и все рассказать. Вранья он с детства не выносил. Но время было идти на работу и Николай решил поехать к жене уже после и обо всем с ней поговорить. Но пока он был на работе Лизе уже обо всем рассказали. Это была Ирина Семеновна. Света ей рассказала об их с Колей бурной ночи и та решила, не теряя времени, все доложить невестке в самых ярких красках.
Лизе показалось, что все вокруг потемнело. Она чувствовала себя оставленной, никому не нужной, брошенной. Не находя себе места, она позвонила своей подруге Тамаре. Они дружили со школьной скамьи – Лиза, Тамара и Анжела. Их так и называли – неразлучной троицей. Став уже взрослыми, они продолжали общаться. Тамара была веселой, заводной, с ней всегда было нескучно. Анжела была более вдумчивой, серьезной. Не спешила с ответом, не принимала участия во всевозможных обсуждениях кого-либо. Ее многие считали скучной и за глаза дразнили вяленой воблой. Но вместе девочкам было комфортно. Они как-то дополняли друг друга.
Позвонив Тамаре, Лиза взахлеб начала рассказывать ей все, что у нее произошло. Тамара слушала и не переставала возмущаться:
– Не, ну надо же – Коленька этот твой – как он мог так поступить! Сволочь он последняя! Ты не вздумай его, Лизка, прощать! И так он у тебя уже на голове сидел – Лиза сделай то, Лиза – это. Что ты – служанка ему что ли! Нет, подруга, таких надо сразу на место ставить! А свекровь твоя та еще ведьма! И чем же ты ей не угодила – и хозяйка и работящая. Все ей не так! Подавай-ка, Лиза, без промедления на развод, даже не думай, да и отсуди у них половину той квартиры, где его мамаша живет. Он то ведь ее купил, когда вы уже в браке были, оформил на себя, не на маму. Так что – бери хоть чем. И то приятно будет – не зря у них в кабале эти пять лет прожила. А я тебе дам телефон адвоката – он такие дела как семечки решает. Не переживай, подруга! Решим все как надо!
Лиза чем больше слушала, тем больше ей было себя жаль. Слезы лились ручьем.
– Какая все-таки Тамара хорошая подруга – думала она, – всегда поддержит в трудную минуту.
Вечером, когда муж пришел домой, она молча выставила его чемоданы и закрыла перед ним дверь. Коля и рта открыть не успел, как она ему все выложила о том, что все знает, и о том, что подает на развод.
Вскоре позвонила Тамара – узнать как там дела обстоят. И предложила Лизе сходить вместе с ней в ночной клуб.
– Чего сидеть рыдать. Поехали, погуляем от души! Я тебя с такими ребятами познакомлю – быстро своего Колю забудешь! Хочешь, чтоб полегчало – измени ему как можно быстрее! Клин клином выбивают.
Зареванная Лиза согласилась поехать с Тамарой, потому что дома оставаться ей было невыносимо.
В клубе дым стоял столбом, музыка, коктейли, множество развязных парней и мужчин. Лиза решила последовать совету Тамары и завязать с кем-то знакомство.
– Для кого я верность хранила только – подумала она. Наверное, и правда, надо получать удовольствие, пока живешь – так хоть не обидно.
И Лиза начала изо всех сил получать удовольствие. Фужер за фужером и коктейль сделал ее такой же развязной и веселой как и окружающие. Она танцевала, громко смеялась, заигрывала с мужчинами.
Утром она проснулась с кем-то в постели. Голова трещала, ее мутило и она не могла вспомнить что было накануне. Рядом спал незнакомый ей мужчина. Понимая то, что между ними произошло, Лиза чувствовала жуткое омерзение. Ее тошнило не только от выпитого, но и от того, что она сделала. На душе было еще хуже, чем прежде. Она ощущала себя такой грязной, что, казалось, ничем не сможет отмыться.
Быстро собрав свои вещи, она выбежала из чужой квартиры. Ей казалось, что все вокруг знают то, что она сделала. Она видела укоризненные взгляды людей и не знала куда деть глаза. Придя домой, она побежала в ванную и час стояла под водой, пытаясь смыть с себя последствия прошлой ночи. Слезы лились ручьем и ей казалось, что она стоит не под душем, а под потоком слез.
Выйдя из ванной, она в бессилии упала на кровать. Хорошо, что был выходной и не надо было идти на работу. Так целый день она и пролежала, отключив телефон. Пес Герцог лежал рядом, поскуливая. Так и пришел вечер, с которого начался наш рассказ.
Елизавета шла по темнеющей улице и тихо вытирала слезы. Жизнь казалась ей конченой. Она не видела смысла что-то искать и строить. Все, о чем она мечтала – потеряно. Муж предал, свекровь ее ненавидела ни за что, ребенка нет, нет рядом и мамы, которая могла помочь советом. А теперь она еще и гулящая женщина. Что может быть еще хуже.
– Лиза, привет! – вдруг услышала она сквозь бесконечный поток мыслей.
Подняла голову и увидела Анжелу.
– Что-то давно тебя не было видно – сказала Анжела. – Что с тобой – ты плачешь – Анжела увидела мокрые Лизины щеки.
Лиза попыталась что-то ответить, но не выдержала и разрыдалась.
– Лиза, ты что? Что у тебя стряслось – беспокойно спросила Анжела.
Лиза начала что-то путано и бессвязно отвечать.
– Слушай, – вдруг сказала Анжела – пойдем ко мне домой. Посидим, попьем чайку и поговорим!
Лиза кивнула.
Герцог радостно засеменил за ними.
Анжела жила с мужем и со своей мамой. Валентина Федоровна сидела в своей комнате и что-то вязала. Муж еще был на работе.
– Пойдем на кухню – предложила Анжела.
Она налила чай и села, чтоб выслушать Лизу.
Лиза начала рассказывать обстоятельства ее жизни, которые привели ее в такое состояние. Анжела спокойно и терпеливо слушала. Когда Лиза замолчала, ее подруга начала говорить:
– Елизавета, ты ведь знаешь, что я тебя очень люблю! И я всем сердцем желаю тебе добра. Если ты хочешь услышать то, как я вижу происходящее с тобой – то постарайся понять все правильно!
Лиза растерянно кивнула. Анжела продолжила свою речь:
– Ты знаешь, я всегда старалась понять более глубоко все то, что происходило и со мной и вокруг. Я много читала, пыталась разобраться во всем и найти причины тех проблем, что были в моей жизни. Так я пришла к Богу. Знаешь, я как-то поняла, что все вообще сводится к Нему. Когда я видела творение, что Он сотворил, когда пыталась понять себя – меня наполнял восторг – потому что это необыкновенно! Сколько красоты, мудрости, сколько замысла во всем том, что мы видим в этом мире!
– А почему же тогда в мире столько страданий, боли, смертей? – спросила с горечью Лиза. Почему Бог ничего не делает, когда плохо? Почему Он позволил Коле мне изменить? Почему Он не дал нам ребенка? Почему моя мама, такая добрая, работящая – так рано умерла? Что я сделала плохого, что в моей жизни все так? У Лизы опять на глазах выступили слезы.
– Не плач, Лиза! Давай попробуем посмотреть на твою жизнь и найти ответы на твои вопросы!
– Ладно, давай – протянула Лиза
– Понимаешь, создав человека, Господь дал ему свободную волю. Он не создал послушных роботов для Себя, но создал человека, который смог бы достичь Богоподобия, свободно избирая свой путь. Но человек с первых своих шагов в этой жизни избрал пагубный путь. Он ослушался Бога и, тем самым, в мир вошла смерть. Но, любя Свое творение, Господь дает людям Закон, согласно которому живя, можно найти дорогу жизни. А во главе этого Закона стоит самое важное условие – человек должен иметь прочную и непоколебимую связь с Богом. Между человеком и Богом не должно быть никого и ничего. Господь должен быть на первом месте во всех сферах человека. И тогда всё и внутри, и во внешних событиях приходит в гармонию и никакие напасти человека одолеть не могут. Только люди в основной своей массе полагаются на себя, на людей, ищут земных ценностей и наслаждений. И потому в их жизни все вверх тормашками. Вот ты, Лиза, сейчас к Богу высказала много требований. Ты что действительно считаешь, что Господь нам что-то должен. Что Он вроде работника в фирме услуг обязан исполнять все наши пожелания?
Лиза пожала плечами. Она уже не знала должен что-то ей Бог или нет. И Анжела продолжила:
– У меня в жизни была такая ситуация. Я тебе об этом не говорила, потому что все это меня так выбило из колеи, что и разговаривать я ни с кем не могла. Помнишь, когда нам было по 16 –  я дружила с одним мальчиком – Сашей?
Лиза кивнула.
– Он мне очень нравился. И я мечтала о том, что когда мы вырастем – поженимся. Как-то мы были в гостях у каких-то его друзей. И Саша, когда все веселились как-то случайно разбил телефон одного мальчика. Испугавшись, что ему придется платить за него, он сделал так, будто это я его разбила. Я была в полном шоке и не знала как поступить. В результате, мне пришлось заплатить за этот телефон. С Сашей, конечно, общаться мне больше не хотелось. Я была в полном отчаяньи, размышляя о том, что пострадала несправедливо, и о том как человек, которого, мне казалось, я любила – предал меня. В это время по телевизору показывали фильм о Христе. Сначала я, занятая своими горестными размышлениями, не обращала внимания на повествование, что шло по ТВ, но постепенно оно все больше и больше привлекало мое внимание. И я уже не заметила, когда я всем существом переживала самую большую трагедию в жизни человечества – распятие Бога. Я не могла успокоится – как же люди могли так поступить с Христом – ведь Он хотел для них только добра. Почему ученик, который был рядом с Ним Его предал. И почему Христос не обиделся на всех, но, переживая невероятную боль, Он прощает тех, кто отправил Его на смерть и просит за них у Отца. После этого фильма я была под очень большим впечатлением. С тех пор я все больше хотела узнать о том, что же произошло тогда две тысячи лет назад. Так судьба привела меня в группу, в которой все, как и я ищут Богопознания. Мы собираемся, молимся, изучаем Библию, поем песни. И я понимаю, что Господь хочет, чтобы я стала сильной, чтобы научилась любить и прощать как и Он.
– И что – ты простила Сашу? – спросила Лиза.
– Ты знаешь – да, простила – ответила Анжела. – Я потом долго думала над этой ситуацией и поняла, что Саша просто был слабым человеком и на него нечего обижаться. Нечистая совесть и ее угрызения – и так наказание для человека. Я поняла, что Господь желает нам блага, это мы сами портим себе жизнь.
– А чем же я испортила себе жизнь? – спросила Лиза
– Ну, давай попробуем разобраться. Во-первых, любя Колю, ты возвела его в кумиры – ты ожидала от него, что он будет для тебя всем в жизни и даст тебе то, что ты ожидаешь. А когда мы делаем кого-то кумиром – мы сами подставляем их под удар – а они просто люди, чаще – слабые люди и потому вскоре подводят нас и, как следствие, разочаровывают. Т.е. сначала мы делаем из человека кумира, восхищаемся им, полагаемся на него, а после – попираем его и топчем. А злиться-то надо только на себя. И еще – разве ты благодарила Бога за все, что Он тебе даровал? Разве понимала, что все блага дарует Он?
Лиза покачала головой
– Значит, самое главное условие Божьего Закона не выполнялось. Потом – твое ожидание ребенка. Ты не просто хотела его, ты его, можно сказать, требовала. Ты так зациклилась на этом, что забыла обо всем – и уже Коля тебя не интересовал, ты перестала уделять ему внимание и вообще всему. Следом – уныние. А это – смертный грех. Он разрушает душу также как и обида, и сетование, и блуд.
При слове «блуд» Лиза опустила голову, вспомнив о своем вчерашнем происшествии. И, как бы, пытаясь оправдаться, сказала:
– А что Коле можно было блудить и мне изменять?
– Понимаешь, Лиза, мы не можем заставить других исполнять Закон, ведь у каждого свободная воля. Думаешь, Богу не больно смотреть как Его дети разрушают себя, разрушают друг друга, разрушают созданный Им мир? Конечно, нет. Так что ж – Он должен заставить нас вести себя правильно? Нет, Он говорит, предупреждает, а наше дело – принять или не принять. Также мы должны поступать и с другими. Правильно они себя ведут или нет – это не должно вызывать у нас агрессии и желания осудить. Право судить принадлежит только Богу. Это Он Творец, а не мы. Мы же можем изменить только себя. А если изменим себя, то это вносит изменения и в окружающий мир. Серафим Саровский говорил: «Спаси себя и вокруг спасутся тысячи».
– Так как тогда надо реагировать на такое? Пойти поблагодарить? – язвительно спросила Лиза
– Как реагировать – решать тебе. Прелюбодеяние – очень серьезный грех и церковь считает, что в этом случае может даться разрешение на развод. По Закону Коля виновен и перед Богом, и перед тобой. Ты вправе развестись с ним. Но... – Анжела замолчала
– Что но? – спросила Лиза
– Есть еще закон милости. Вот мы часто нарушаем Божий Закон и, согласно ему, Господь вправе нас оставить один на один с последствиями наших поступков, с тем разрушением, что мы внесли в нашу жизнь. Но, видя, что человек раскаивается – Господь дарует ему Свою Милость. И последствия греха смягчаются, оттягиваются на время, когда человек будет в состоянии с ними справится. Как ты думаешь, если Бог так поступает с нами – не должны и мы проявлять милость?
Лиза молчала, задумавшись. Потом спросила:
– А ты б могла простить предательство?
– Знаешь, я как-то поняла, что человек может иметь много слабостей и грехов. Если все это учитывать, то можно порвать со всеми вокруг, понимая, что в любой момент какая-то слабость человека может обернуться по отношению к тебе предательством. Тогда захочется уйти из мира и поселиться где-то в пустыне, где нет ни одной живой души. Но Христос жил не в пустыне, Он жил среди нас, несовершенных, больных. И Он видел и понимал все это. Но при этом, Он не переставал нас любить и верить в каждую душу, в которой есть хоть капля Божьего Огня. Ветхий Закон говорил, что за каждый грех нужно наказывать. Чуть что – виновного забивали камнями. Но Христос показал, что есть Закон более высший – закон Милости, Прощения, Любви. Псалом говорит, что все согрешили и виновны перед Законом. И если судить – то нужно уничтожить всех живущих. Но Господь милует. Он дает человеку шанс все осознать и покаяться. И потому я, Лиза, стараюсь прощать. Ты спрашиваешь – могла ли я простить предательство? В жизни было разное. Но вот моему мужу я когда-то простила тот проступок, что он сделал по отношению ко мне. Ведь, Лиза, он и есть тот Саша...
Лиза от удивления широко открыла глаза.
– Да ты что – я и не знала – протянула она – он с тех пор так изменился, я и не подумала, что это и есть тот Саша.
– Да. Я много думала о том случае и поняла, что любовь сильнее любого греха. И если я человека люблю, то должна принимать его таким как он есть. Ведь он не есть целиком тот грех, который принес мне боль – это лишь какая-то его часть, искаженная. Но есть основная его часть – это Божья душа, которую я люблю. И ради этой души я могу простить многое.
– А я, Анжела, вчера тоже совершила ужасный грех. Не знаю, что и делать теперь. И Лиза рассказала об обстоятельствах прошлой ночи.
Анжела спокойно выслушала ее, потом сказала:
– Ты сама себя наказала, Лиза. Подумай сама – человек принес тебе боль, внес в твою жизнь диссонанс и разрушение. Это вроде того как если б он проломил крышу в вашем доме. Как при этом надо реагировать? Собраться, активизироваться и сделать все, чтобы через это был принесен меньший ущерб. Это ваш общий дом и потому, понятно, что крышу надо заделать как можно быстрее. Есть волшебные механизмы для этого – терпение, прощение, любовь. Разговор по душам, где будет все поставлено на свои места и выяснена причина того, что произошло, причем в обеих сторонах. Но что делаешь ты? Вместо этого, ты берешь и ломаешь и другую часть крыши. Кому от этого может полегчать?
– Что ж мне теперь делать? – горестно спросила Лиза
– Все то же, что я только что говорила – ремонтировать крышу. Только теперь гораздо больший ее участок.
– Наверное, Коля просто меня разлюбил. – проговорила Лиза – а иначе он бы так не поступил.
– Люди могут совершать ошибки, о которых потом жалеют. И не всегда из этого следуют такие категоричные выводы – ответила Анжела. У нас с Сашей тоже были разные ситуации. Мне тоже было и больно и обидно. Но, переступив через обиду, я постаралась увидеть истинные причины таких его поступков. Часто страх, неуверенность толкают на серьезные преступления. Но это долгий разговор – мы с тобой обязательно об этом поговорим еще. Я хотела сказать о ребенке, которого ты так хотела. Господь часто желает дать людям хорошую душу, но они не в состоянии ее принять. Много информации родовой, их личной мешают воплотиться Божьей душе с высоких миров. Родители должны возопиять к Богу, молиться, очищаться и серьезно готовиться к этому. Вместо того, чтобы сетовать и унывать.
– А как мне надо реагировать на свекровь? Она меня вообще терпеть не может – спросила Лиза.
– А что свекровь? – она обычный человек со своими несовершенствами. Также как и ты она в свое время страстно хотела ребенка, потом возложила на него все свое упование и надежду, сделала его кумиром и потому адекватно реагировать на то, что ее сын любит другую женщину она не в состоянии. Ты должна понять это и просто простить ее. Молись за ее душу, проси для нее пробуждения. Любовь способна растопить и не такие льды.
Герцог жалобно заскулил в коридоре, показывая, что он бы пошел уже домой спать на свою собачью мягкую постель. Лиза засобиралась.
– Поздно уже, пойду я – сказала она. Спасибо тебе за все – у меня как-то все внутри изменилось и теперь происходящее выглядит совсем иначе.
– Да Слава Богу! – ответила Анжела – ты заходи – помолимся вместе, попросим Господа, чтобы он помог твоей душе, помог восстановить мир в вашей семье и, если есть на то Его Воля – дал вам малыша.
– А ты думаешь – мы помиримся с Колей – с надеждой спросила Лиза
– Все от вас зависит. Но я вижу, что Господь видит вас вместе. А как поступите вы – это ваша свободная воля!
В это время дверь открылась и зашел Саша.
– Он поздоровался с Лизой и поцеловал подошедшую к нему жену. Лиза посмотрела на них и подумала о том, что действительно, дом сам не строится. И что все не так просто в жизни и не так однозначно.
Она взяла Герцога и пошла домой. Возле квартиры ее ждал Николай. В руках он держал цветы – осенние, цвета красного золота.
– Лиза – ты прости меня – сказал он, – я столько всего передумал за этот день. Я точно знаю, что хочу быть только с тобой и только тебя люблю. Он сделал шаг к Лизе, неуверенно протягивая ей букет.
Лиза не выдержала и бросилась ему на шею и заплакала. Может им показалось – и Лизе и Коле, что они услышали какое-то красивое пение и вроде как легким перышком прикосновение к сердцу от которого стало так тепло! Герцог прыгал вокруг них и старался лизнуть в щеку.
А на улице все также падали листья.
Ровно через год ярким осенним днем у Лизы и Коли родился сын.
Бывает, что и осенью вдруг начинается весна.