Совок, продолжение 23

Юрий Мурашев
1976 год
В Москве подписан договор с США  о запрещении подземных ядерных взрывов в мирных целях.
Камский автомобильный завод стал выпускать тяжелые грузовики «Камаз».
На 25 съезде КПСС утверждены директивы десятого пятилетнего плана (1976-1980 годы).

Работаем там же. Вере увеличили оклад до 150 рублей и наградили двумя почётными грамотами директора предприятия в честь её 40-летия. Мы подарили ей свои стихи:

Сорок лет тебе уже сегодня,
Но для нас Ты так же молода,
И папешка, Лёня и Олежка,
Поздравляем!- вся твоя семья!

Быть здоровой мы тебе желаем,
Радостей знать больше, чем невзгод,
На работе быть всегда удалой,
На машине въехать в Новый год!

Мы же постараемся, конечно,
Помогать тебе не иногда,
Будем мы стараться постоянно,
Вот и всё, к сему – твоя семья!
Юра, Олег, Лёня. 17 февраля 1976 года.

Меня, в апреле, наградили почётной грамотой в связи с занесением на ДОСКУ ПОЧЁТА ПРЕДПРИЯТИЯ.
Окончил курсы автолюбителей, 23 сентября сдал экзамен, со второго раза, Первый раз – не снял машину с ручного тормоза и, сразу же, был высажен из машины. 18 августа купили ВАЗ-2103 за 3 тысячи рублей. Заняли у Багинского Л.И. одну тысячу. Машина нам понравилась, очень резвая – прыгала с места, пока я не овладел акселератором, красивая, белого цвета. До сдачи экзаменов меня тренировали, на их машинах, Новак Н., Кулик Ю. и Горохов А.
В июле, ездили на машине Н. Новака за грибами. с Шахвалеем Жамалетдиновым на его Родину, в татарскую Караболку. Набрали много рыжиков и сухих груздей. В дороге, Николай давал мне порулить.
На ноябрьские праздники поехали, на моей машине, с Муруговыми и Терентьевым, в Красноуфимск. Сейчас я, конечно бы, не поехал через два месяца после получения прав, но тогда был молодой, амбициозный, неопытный. До Красноуфимска 170 километров тяжелой, гористой дороги, покрытой тонким слоем снега, а, местами, и льда. Дорога меня наказала за самонадеянность. Через километров 30 я осмелел и стал обгонять грузовики. При одном обгоне, машину занесло на льду, и бросило в правый кювет. На пути попался большой камень, правый, нижний рычаг загнулся. Вытащили машину из кювета, вырубили жердь, выправили, не много, рычаг и поехали. Ехать невозможно, тянет обратно в кювет. Остановились. Хорошо, что я изучил, хоть и немного, машину. За счёт рулевой тяги выставил правое колесо и, поехали. Вправо, всё равно, тянуло, но ехать можно. Дальше, обгоняя повозку с сеном, опять въехал в кювет на крутом спуске. Доехали до Красноуфимска. Муруговы и Аркадий Терентьев отмечали праздник у родственников Алексея  и Нины Муруговых, а я переживал свои неудачи, сидя за столом вместе с ними. Обратный путь прошел без приключений, Аркадий всё порывался взять у меня руль, но я не согласился. Через два месяца, после возвращения из Красноуфимска, купил новый нижний рычаг и заменил его. Этот рычаг я заменял еще два раза, в 1985 и 1995 годах.
В саду посадили клубнику, смородину и цветы. Вера «помешалась» на цветах – это её любимые посадки.

1977 год
10 декабря запущен космический корабль «Союз 26» с экипажем в составе космонавтов Ю.В. Романенко и Г.М. Гречко. 11 декабря «Союз 26» состыковался с орбитальной станцией «Салют 6».
В августе, атомный ледокол «Арктика» достиг Северный полюс.
В сентябре, запущен первый энергоблок Чернобыльской атомной электростанции.
7 октября принята новая конституция СССР.

Меня наградили знаком: «Победитель в соцсоревновании 1977 года» и повысили оклад до 350 рублей, Вере – до 160 рублей. В отделе, по поручению директора, создал технологическую группу товаров народного потребления (ТНП) в количестве 9 человек. Группа согласовывает и подписывает чертежи на изделия ТНП, разрабатывает технологические процессы (ТП) изготовления изделий, ведёт производство изделий в цехах предприятия, выдаёт ТЗ на средства технологического оснащения СТО). СТО разрабатывает наш отдел. Теперь у меня в отделе 70 человек. Работы прибавилось, теперь я – универсал: и конструктор и технолог. Стал «Главным технологом по ТНП», смеются в ОГТ. Оформил несколько заявок на предполагаемые изобретения. У нас, на предприятии, по опыту Японии, стали развивать и стимулировать иобретательство: искать и внедрять «чужие» изобретения и, самим изобретать и защищать свои изобретения авторскими свидетельствами.
В сад ездим на машине. Купили металлический гараж и установили рядом с домом, очень удобно. Лёня пошел в первый класс, а Олег уже в седьмой.
   
В июне - июле совершили поход на автомашине по маршруту:  протяжённостью 6400 километров.

Свердловск-Горький. 5-6 июня, 1300 километров.
Едем вчетвером – мы с Верой и ребята. Не доезжая Казани, останавливаемся на ночёвку. Выбрали полянку с травой, установили палатку. Ночью замёрзли и больше палаткой не пользовались. Встали рано, позавтракали и, к вечеру, были в Горьком. В Горьком прожили один день, посетили родителей Веры и, втроём, поехали на Ярославль. Вера осталась в Горьком, у родителей.

Горький-Ярославль. 7 июня,400 километров.
В Ярославль везу три дефектных покрышки с камерами, для замены, хотя и сомневаюсь в успехе. Приехали в 2 часа дня, быстро нашли ЯШЗ «Ярославский шинный завод», где ОТК осмотрели шины, камеры и заменили на новые. Мы были очень рады. Радостные, зашли в столовую, поели, взяли лимонаду, молока, сырков, пряников, хлеба и уехали из города, на ночёвку, на природе.

Ярославль-Вологда. 8 июня, 250 километров.
От города отъехали километров на 50, увидели речку, подъехали к ней и остановились на ночёвку. Спали в машине, опустив сидения горизонтально. Приоткрытые окна закрыли марлей, чтобы не беспокоили комары. В машине было тепло и уютно. Выспались. Утром умылись в речке, позавтракали и двинулись в Вологду. Запомнилась ровная, бетонная дорога. Утомительная езда, в один момент, чуть не заснул и не въехал в кювет, в болото. В 12 часов были в Вологде.

Вологда-Пикалёво. 9 июня, 400 километров.
Вечером были в Пикалёво. Остановились у брата Славы, переночевали. Сходили в гости к Валентину Королёву – земляку, тоже из Околка. Наши дома, в Околке, стояли рядом, мы учились в одной школе и в одном техникуме. Выпили, повспоминали, попели песни. Почему-то загрустили и стали петь:

Эх дороги….
Пыль да туман,
Холода тревоги
Да степной бурьян.
Снег ли, ветер,
Вспомним, друзья,
Нам дороги эти
Позабыть нельзя!
Женщины – жены Славы и Валентина, вдруг, запели:

Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой!
Что призадумалась девица красная,
Очи блеснули слезой!
Видно, это было предчувствие, больше мы не встречались, а сейчас, они оба, ушли из жизни.
Утром поехали дальше.

Пикалёво-Алёховщина. 10 июня, 160 километров.
В 12 часов приехали в Алёховщину. Остановились у сестры Оли. Мама жила с Олей и детьми Оли: Юрой и Женей. 11 июня съездили в Околок, Тервеничи, Ребовичи, где переночевали у сестры Нюры. 12 июня, проехав через Тервеничи, Красный Бор, Вонозеро посетили Хмелезеро, где я родился. В Ребовичах сходили на могилу мужа Нюры – Барышева Александра Ивановича (13.09.1903- 1975 г.), в Тервеничах, на могилу отца – Мурашева Василия Фёдоровича (12.02.1894-02.05.1957 г.). В этот же день вернулись в Алёховщину, вечером сходили в гости к Комлевым, а, утром, 13 июня покинули Алёховщину.

Алёховщина-Лодейное Поле-Петрозаводск. 13 июня, 250 километров. Перед Петрозаводском, нас остановил гаишник, проверил документы, осмотрел машину и говорит: «Почему нет зеркала?». Я ответил, что зеркало украли в дороге. Гаишник посмотрел на меня, с ребятами, и сказал: «Ладно, проезжайте». Зеркало я возил в бардачке и ставил его на место только перед техосмотром. В то время, почему – то охотились за зеркалами и я ездил без него. В Петрозаводске прожили два дня, посетили родственников и уехали в Ленинград,

Петрозаводск-Лодейное Поле-Ленинград. 15 июня, 450 километров. В Лодейном Поле показал ребятам здание техникума, где я учился, в Ленинграде – здание ЛИИЖТа. Проезжая Ленинград, в одном месте, выехал на полосу встречного движения, чем очень удивил автомобилистов. Они, к счастью, вовремя остановили меня и указали, как выезжать из города в сторону Москвы. Отъехали от Ленинграда 200 километров и остановились на ночёвку.

Ленинград-Москва. 16 июня, 696 километров.
В средине дня въехали в Москву. Машина грязная, ночью был дождь. Проехали по Москве минут 20, нас останавливает гаишник и заставляет мыть машину. Вернулись, немного, назад, нашли лужу и помыли машину. Проехали гаишника благополучно. В районе ВДНХ оставили машину на платной стоянке, съездили на Красную площадь, пообедали, вернулись к машине и выехали из города в сторону Рязани.
Москва-Рязань-Саранск. 17 июня, 690 километров.
Переночевали в 50 километрах от Москвы, в машине. За два часа доехали до Рязани. В столовой плотно поели, в магазине купили продукты и уехали в Саранск. В Рязани удивили очень плохие дороги, таких глубоких ям на дорогах мы нигде не встречали. Не доезжая, нескольких километров, до Саранска снова ночевали в машине.
Саранск-Ульяновск-Чебоксары. 18 июня, 520 километров.
От Саранска до Ульяновска была хорошая асфальтированная дорога. Асфальт был розоватый, такого мы не видели нигде. Попали, в медленно движущуюся, пробку из грузовиков. Решил объехать. Выехал на встречную полосу, а навстречу мчится легковушка. Свернул влево, на обочину, пронесло. Встречный водитель промчался с вытараченными глазами. До сих пор, с содроганием, вспоминаю этот случай – а если бы он тоже свернул на обочину! В Ульяновске зашли в магазин автозапчастей, мои надежды не оправдались – та же беднота, что и у нас, в Свердловске. Проехали Чебоксары и заночевали.

Чебоксары-Горький. 19 июня, 300 километров.
В 2 часа дня приехали в Горький, мама Вера и бабушка Ольга Андреевна рады. В Горьком жили 11 дней. Посетили всех родственников Веры, погуляли и поездили по городу. В городе, дважды, останавливали гаишники, но отпускали, без наказания, узнав, что мы Свердловчане. Город понравился, особенно набережная Волги, крутые откосы.
 1 июля поехали домой, вчетвером: я, ребята и Вера.
Горький-Чебоксары-Казань-Пермь-Кунгур-Свердловск. 1-2 июля, 1300 километров. За сутки, проехали Чебоксары и Казань и остановились на ночевку. На следующий день, проехали Пермь, Кунгур и, вечером, 2 июля, были дома, усталые, но полные впечатлений.
   За время пути видели 9 результатов ДТП: перевёрнутые и разбитые машины; машины, лежащие крышей на асфальте; разбитый фургон с цыплятами и цыплят, ползающих по асфальту. Сами два раза чуть не попали в ДТП. Машина нас не подвела, не было никаких поломок.

1978 год
Самый «урожайный» год космонавтики в нашей стране: 9 успешных запусков космических кораблей, успешная эксплуатация орбитального комплекса, выход в космос, самый длительный полёт в течение 140 суток. В космосе побывали представители ЧССР, ПНР, ГДР.
Собран рекордный урожай зерна – 237 млн. тонн.
Центральное телевидение перешло на цветное изображение.

На работе, у Веры, без изменений. У меня в отделе появилась ещё одна группа – унификации и стандартизации СТО. Сейчас в отделе 75 человек и 7 групп:
- формы;
- штампы;
- станочные приспособления и инструмент;
- монтажно-сборочные приспособления;
- нестандартное оборудование;
- ТНП;
- унификации и стандартизации СТО.
Денег нам с Верой не прибавили, прежние 350 и 160 рублей.
В честь 61-ой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции меня наградили почётной грамотой. Усиленно занимаюсь изобретательской работой.
В марте, семья отпустила меня на две недели, на Черданскую турбазу, недалеко от Свердловска. Путёвку, бесплатную, дал профком. Сходил в недельный турпоход по окрестностям Свердловска, хорошо отдохнул от производственных забот.
 
В июне, на севере области бушевали пожары. Меня, в составе группы в 20 человек, отправили тушить. Приехали в Серов – на пункте сбора несколько сотен человек из города Свердловска. Походные кухни, кормят всех, кто подойдет с котелком или другой посудой. На машинах развезли по разным местам. Воды нет, тушим землёй, ветками, встречным палом. Спим в палатках, питаемся, в основном, сухим пайком. Помог дождь. Через 10 дней вернулись домой, подружившись со всеми, кто был на пожаре. Такое не забывается. В тайге увидели много брошенных телогреек, валенок – их бросили бежавшие заключённые. Болтали, что они и устроили пожар.
 
На фотографии, на тушении пожаров на севере области.
 
Ночью, с 5-го на 6-е ноября, сгорел наш дом в саду. Какие то злоумышленники прошли по нашему, удаленному от сторожа, краю сада, ограбили ямы и холодильники. Нашу яму они не сумели вскрыть, очевидно, от злости, подожгли дом, может быть, и не специально. Дело в том, что в уцелевших домах, на полах лежало много сгоревшей бумаги, которой они освещали помещение в темноте, так как электричества в тот день не было. 6 ноября я написал заявление в милицию, привёз следователя. Земля была покрыта снегом, на котором отпечатались следы воров, ведущие к 5-и домам, а затем, к забору и к Московскому тракту. Воров не нашли.
7 ноября, на демонстрации, я рассказал сослуживцам о пожаре, все сочувствовали. Было обидно и горько.