Совок, продолжение 22

Юрий Мурашев
1973 год
Июнь. Визит Брежнева в США, встреча с президентом США Никсоном. В Вашингтоне подписали Основные принципы переговоров о дальнейшем ограничении стратегических  наступательных вооружений, соглашение о научно-техническом сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии и о предотвращении ядерной войны.
В июле Брежневу вручили Международную Ленинскую премию «За укрепление мира между народами».
В июне введена в эксплуатацию Кольская атомная электростанция.

Работаем там же, на прежних должностях. У Веры оклад повысили до 136 рублей. Я получил две почётных грамоты: одну за 2 место, по предприятию, в соцсоревновании в 1 квартале, вторую -  за 3 место, по предприятию, в честь 250-летия города Свердловска. За классные места (с 1-го по 3-е) всегда давали премии, и коллективу и начальнику коллектива. Я получил 100 рублей. Получил знак: «Отличник социалистического соревнования Министерства общего машиностроения» и премию 100 рублей.
Старый сад (около Бехтерева, 4-11) продали за 500 рублей, он далеко от новой квартиры. Купили новый, по старому Московскому тракту, в трёх километрах от дома, недалеко от управления Верх-Исетского леспромхоза. Сейчас, напротив сада раскинулся торговый комплекс ИКЕА. Сад купили за 700 рублей. Сад запущенный, низкий, маленький домик (2 на 2 метра) и сараюшка для лопат. Один раз заночевали и чуть не задохнулись. Опять предстоит большая работа. Не далеко лес и Верх-Исетское водохранилище. До водохранилища около двух километров и мы, с ребятами, частенько ходим туда на рыбалку. В сад, с ребятами, ездим на велосипеде: впереди – Лёня, сзади - на багажнике, Олег. В середине - я, кручу педали. Однажды, нас остановило ГАИ и приказало сделать для ног Лёни, подножки, для того чтобы ноги не болтались и не попадали между спиц велосипеда. Сказали, что если не сделаем, то не будут пропускать в сад, а дорога шла мимо поста ГАИ. Сделали, верёвочные. Рядом с нами соседи-старики: Иван Семёнович Ижболдин и Нина Ивановна. Опытные садоводы, посоветуют и помогут. С другой стороны – угрюмый, сердитый дед, фамилию забыл. Рядом, забор, идущий вдоль сада, за забором не широкая полоса леса и узкая дорога для легковых автомобилей. Вскопали землю, убрали сорняки, разработали план строительства.
 В июне ездили в посёлок Черёмухово (район Североуральска) за брусникой, с Багинским Л.И. и Виктором Лаптевым.
Было очень жарко, воду брали из болота, спали под открытым небом. Набрал три ведра, еле дотащил, в воскресенье, до автобуса в Черёмухово. На автобусе доехали до Североуральска, от него, до Свердловска. Рано утром приехали в город, затем дом и работа. Хорошо иметь два выходных.
Приезжала, в гости, из Петрозаводска сестра Валя.

1974 год
В марте, спускаемый аппарат автоматической станции «Марс 6» совершил посадку на поверхность планеты и, впервые, на Землю передал данные об атмосфере Марса.
Введены в действие две атомных электростанции: Нововоронежская и Билибинская в Чукотском автономном округе.
Начато строительство Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
В ноябре, во Владивостоке, встретились Брежнев и президент США Форд, подтвердили курс на сокращение стратегических наступательных вооружений.

На работе, практически, без изменений. Мне дали почётную грамоту за 3-е место отдела в соцсоревновании за 2-ой квартал и премию 50 рублей. Грамоту, за директора, подписал Н.А. Семихатов. Вере увеличили оклад до 140 рублей. Начальствую я уже 7 лет (три года начальник КБ ОГТ, остальное – начальник отдела), парторг ОГТ, Коровин Виктор Яковлевич, не даёт мне покоя – почему не вступаю в партию. Этот же вопрос задавал мне Алексей Комлев летом 1972 года. Я вспомнил этот разговор, и решил «разбавить» партию «хорошим» человеком, т. е. собою. К сожалению, будучи членом КПСС, я убедился в своей наивности. Партия была больна головой, верхушка – партократы, жили по своим законам, далёким от заповедей «Ударника коммунистического труда». Прожив коммунистом несколько лет, я убедился в этом. Нам, рядовым коммунистам, разрешалось только говорить о недостатках на партийных собраниях, да и то, с оглядкой. Подавляющее большинство рядовых коммунистов и, часть «низовых» партократов,  были сознательными, добросовестными людьми, которыми легко управляли «высшие» партократы с помощью пресловутой партийной дисциплины. В этом, я скоро убедился на собственном опыте.

В феврале, на второй территории предприятия, надо было, срочно, снести деревянную проходную. Искали добровольцев. Согласился я.
 Попросил двух своих коллег, и мы за сутки разобрали проходную. Предприятие дало большой грузовик, погрузили доски, брусья и за два раза увезли к саду. Материалом строительство обеспечено, практически, бесплатно. С ребятами рассчитался. Зимой, с Верой, нашли обломки фундаментных блоков в окрестностях сада и на санках привезли в сад. Один, самый крупный обломок, приволок легковой машиной Володя Филатов. Длина обломка была, чуть меньше, двух метров. Этот обломок я, еле, еле, разделил на две части. Заготовки фундамента дома готовы, надо заготовить брёвна под основание дома. Лес рядом. Вырубили шесть брёвен длиной 6,5 метров, привезли на санках, ошкурили. Проект дома был уже готов, делал я его сам, с помощью книги: «Как построить сельский дом». В проекте были и эскизы деталей дома. Вот до мая месяца я их готовил: пилил, строгал, долбил, выдерживая размеры эскиза. До конца года сделали овощную яму под домом, каркас дома и крышу, покрыв её шифером. Весь наш край сада следил за нашим строительством: приходили, смотрели, удивлялись, советовали.

 В июне, опять ездили за брусникой в Черёмухово. Опять втроём: я, Багинский и его дед (забыл, как его звать). Деду было 75 лет, но он нисколько не отставал от нас, даже был шустрее. Погода была дождливая и холодная. Дед спасал нас водкой с прополисом, он был пчеловодом. Набрали по 1.5 ведра и, знакомой дорогой, домой. Больше я на север за ягодами не ездил. Дед, через три года, погиб в ДТП. Мы очень его жалели и часто вспоминали и вспоминаем его жизнерадостность и человечность.

1975 год
С 15 по 21 июля совместный  полёт космических кораблей «Союз 19» и «Аполлон». В октябре, спускаемые аппараты межпланетных автоматических станций «Венера 9» и «Венера 10» совершили мягкую посадку на поверхность Венеры и передали на Землю снимки Венеры в районе посадки.
В декабре открыто движение на первой 64-километровой линии западной части БАМ.

Работаем там же. Вера получила две почётных грамоты   от директора предприятия Миронюка Ю.Т. и благодарность от Главного технолога Жучкова С.Д. и премию 100 рублей. В честь 20-летия  работы на предприятии коллеги подарили ей стихи:
Наступил Ваш юбилей, и сегодня – двадцать,
Как пришли Вы на завод, сборкой заниматься.
Были юной Вы тогда, и опыта немного,
Но к работе своей, относились строго!

Было всё сначала ново, было много трудных дней,
Но упорство и желанье, жизнь Вам делали светлей.
Время шло, росло уменье, множились процессов звенья,
Сколько было трудных лет – только память даст ответ.

Ото всех родных проблем, что оскомину набили,
В мир печатных плат ушли, но про сборку не забыли.
И с тех пор достойно, честно, Вы несёте важный груз,
Зная, что без плат, конечно, был бы космос вовсе пуст!

И, поэтому, вопросы Вы решаете всегда,
Без излишнего волненья: верно, скоро, навсегда!
Вы поняли важность жизни, верность Родине своей,
Для защиты её чести, Вы растите сыновей.

А теперь нам остаётся от души Вам пожелать,
Чтоб дела были в порядке – смело, твёрдо, так держать!
Чтобы крепкое здоровье вечно было бы у Вас,
Чтобы много раз по двадцать, Вы работали у нас.
Чтобы все земные бури проходили стороной,
Чтоб до пенсии, заветной, оставались молодой!

В октябре меня выбрали делегатом на отчётно-выборную партийную конференцию предприятия.
Всю зиму, с января по май занимались строительством. Закончили, осталось сложить печку.

 Печку сложил печник за 100 рублей после нашей поездки на южное побережье Крыма – в Кастрополь. Место я выбрал так же, как когда-то, горы Тянь-Шань, по книге. Читал туристское описание мест Крыма – понравилось южное побережье в районе Фороса. Обсудили дома с Верой и ребятами и решили ехать дикарями, с надеждой приобрести путёвки в пансионат на месте. Решили побыть на море два месяца: сначала я месяц, потом Вера, тоже месяц. В начале июня, я, с Олегом и Лёней, на самолёте прилетели в Симферополь. Из Симферополя, на троллейбусе, доехали до Ялты, а от Ялты до Кастрополя – автобусом. В автобусе натерпелись страха: дорога, часто, шла по узкому карнизу, слева, в метре от автобуса, пропасть. Нам казалось – мы туда свалимся. Наконец, приехали в Кастрополь. Темнеет. Идём в пансионат. Дежурная по пансионату сказала, что путёвок нет и не будет и очень удивилась моей беспечности, а когда увидела меня с двумя ребятишками, даже стала меня ругать. Скоро смилостивилась и дала адрес хозяйки, которая сдаёт жильё. Совсем стемнело. Дежурная указала тропинку, идущую в гору и сказала: «Никуда не сворачивайте. Идти, примерно, километр, увидите свет в окнах – это дом, где Вас приютят, может быть». Фонарика не было. Я, с большим чемоданом, иду впереди, за мной – Лёня, за ним, Олег. Вокруг кустарники и деревья. Тропинка узкая, темнота и стрекотание каких то насекомых. Наконец, увидели бледные огоньки, ободрились. Минут через пять подошли к дому. На наше счастье, у хозяйки была свободна одна комната с тремя кроватями. Договорились об оплате жилья и питания. Хозяйка кормила нас утром и вечером. Сколько всё стоило, точно, не помню, наверное три рубля в день за троих. Утром позавтракали и пошли к морю, которое было совсем рядом – спуститься вниз метров 500. Спустились, попробовали воду – холодная. Я, всё-таки искупался – залез в воду и, выскочил как ошпареный. Хозяйка сказала, что в этом месте волны приносят с моря холодную воду и что надо идти в пансионат, где волнам есть преграда, поэтому вода там нагревается и тёплая. Мы пошли в пансионат, где искупались, действительно, в тёплой воде. К морю, вблизи от нашего жилья, мы ходили изредка – ребятам нравилось бросать камни в воду. Моё первое купание мне даром не прошло – через несколько дней разболелся коренной зуб. В поликлинике пансионата мне его вырвала, за 5 рублей, женщина-врач. Она мучилась с ним целый час, при этом, проколола мне щёку шилом, хорошо не насквозь, и отправила делать противостолбнячные уколы, на целую неделю, бесплатно. Во время удаления зуба, с неё пот лил градом, мне, даже, было жалко её. В остальном, наша жизнь была безоблачна и безмятежна. Утром, завтракали у хозяйки, и уходили на весь день на пляж пансионата. Около пансионата был продуктовый магазин, где мы покупали фрукты: яблоки, груши, черешню, вишню и батон или печенье. Фрукты я мыл в морской воде. Купались, загорали, играли. Ребятишек на пляже было много. В буфете пансионата всегда было пиво разных сортов, в бутылках и разливное. Лёня, частенько, просил попить, а Олег – нет. Сделал ребятам деревянные автоматы, которые на пляже всем ребятишкам очень понравились и они всё время просили их у Олега и Лёни. Один автомат Лёня привёз в Свердловск, второй оставили кастропольским ребятам.   
       Наше жильё расположено в красивом месте. Склон горы, покрытый низкорослыми алеппскими соснами, кедрами и кипарисами. Недалеко скала Ифигении. Целебный воздух. Здесь когда-то отдыхал М. Горький и жил писатель Гарин-Михайловский. В пансионате, у морского причала швартуются теплоходы, следующие рейсом Ялта – Форос. На теплоходе мы посетили Симеиз, Алупку, Мисхор. До Фороса мы, дважды, ходили пешком, видели дачу, на которой жил Ю. Гагарин. На теплоходе плавали в Никитский ботанический сад, где познакомились с бамбуком, пробковым дубом и пальмами, остальное позабылось.
 Осталось записанное стихотворение крымского поэта:

Как будто землю за день обойду,
Как будто в странах побываю дальних,
В Никитском ботаническом саду,
Ажурные, легко вздохнули пальмы.

Здесь подружились, видно с дальних пор,
Живут, цветут, шумят неутомимо,
Секвойи стройные с Калифорнийских гор,
И сосны – уроженки Крыма.

 Привольно эвкалиптам молодым,
Платанам старым и Ливанским кедрам,
И африканским тисам золотым,
Под нашим солнцем, искренним и щедрым!
 
На фотографии, мы в Кастрополе, Крым.

Мой месяц закончился, приехала Вера и сменила меня. Проводили меня до Севастополя, откуда я улетел в Свердловск. Через месяц вернулась Вера с ребятами, загорелыми и счастливыми.

В конце года мне выделили автомашину ВАЗ 2103. В то время, порядок выделения автомашин был такой:
- заявление о выделении автомашины (я просил ВАЗ 2101) директору предприятия (Миронюку Ю.Т.) с визой Главного технолога (Жучкова С.Д.);
- директор, в случае согласия, направлял заявление в профком предприятия;
- профком посылал заявление на отзыв Главному конструктору. Главный конструктор, Семихатов Н.А., написал на моём заявлении: «Считаю, что т. Мурашев.Ю.В. вполне заслуживает выделения ему автомашины»;
- на заседании профкома предприятия заявление рассматривалось и принималось решение – выделять или не выделять автомашину. Мне выделили ,  учли резолюцию Главного конструктора;
- в решении профкома записали: «Выделить ВАЗ 2103 в 1976 году».