Как тюркское государство преобразовалось в персидс

Гахраман Гумбатов
Россия способствовала превращению тюркского государства в персидское.
К концу 19 века Россия в противовес Великобритании начала наращивать свое присутствие на Южном Прикаспии, в  этом стратегически важном регионе (рядом находился Баку, дававший то время на мировой рынок львиную долю нефти).
Для этих целей, с согласия Насер ад-Дин Шаха Каджара, была создана специальная бригада из казаков. Задача перед казачьей бригадой ставилась ответственная – охрана самого государя, членов его семьи, первых лиц государства и членов дипломатического корпуса. К началу XX века бригада справедливо почиталась самой организованной и боеспособной частью персидской армии.
В Тегеран были направлены офицеры и урядники. Официально бригада подчинялась шаху но в реальности ею руководил русский посланник, тем более что оплата этой воинской части шла из российской казны.
Именно в это время в ряды бригады вступил четырнадцатилетний «казак» Реза-хан Савадкухи. Происхождения новобранец был вполне заурядного для этой воинской части. Родился и вырос он в небольшой деревне Алашт на севере Персии. Обладал несомненными талантами, знал несколько языков, но образования практически не имел и писал с трудом. Воинственные предки его некогда жили на Кавказе, дед был уже майором персидской армии, отец полковником. Однако его Реза-хан едва помнил – тот умер, когда будущий казак был еще совсем ребенком. Служба в привилегированной части давала ему сравнительно неплохое положение и возможность продвинуться в офицерский чин.
К 1910 году Реза уже стал капитаном Персидской казачьей бригады – не только лихим джигитом, но и весьма знающим офицером. Надо сказать, что подобное возвышение в этой бригаде было скорее исключением, чем нормой, командный состав здесь преимущественно был русским. Но тут капитану Реза-хану повезло: в 1916 году, в разгар 1-й мировой войны, было принято решение развернуть бригаду в дивизию.
Далее Реза-хан становится полковником и командиром отдельного Казвинского отряда.

Революция в России привела в движение неведомые доселе механизмы мировой политики. Большинство офицеров казачьей дивизии выступили на стороне белых, но и большевики смотрели на персидские земли с немалым интересом: революция должна быть мировой! В 1920 году отряд матросов под командованием бывшего мичмана императорского флота Федора Ильина (Раскольникова), командира Астраханско-Каспийской флотилии, высадился в персидском порту Энзели, якобы для возвращения угнанных белогвардейцами кораблей. Но вскоре десант был окружен патрулировавшими каспийское побережье казаками и сброшен в море. Героями этого сражения были русские офицеры-казаки, оставшиеся на службе шаха. Руководил ими Реза-хан. Однако столь яркое проявление боеспособности и верности не столько порадовало слабого Ахмад-шаха, сколько напугало британскую военную миссию, наметившую захват бакинских нефтяных промыслов. Англичане начали активно давить на шаха и его премьер-министра, требуя роспуска казачьей дивизии. Поскольку после развала Российской империи финансирование «союзной» воинской части лежало теперь на их плечах – «перекрыть кислород» было несложно.

В ночь с 20-го на 21 февраля 1921 года казаки под командованием Реза-хана произвели переворот в столице. Новый премьер-министр утвердил военного руководителя восстания командиром возрожденной казачьей дивизии и пожаловал ему генеральское звание (с присвоением высокого титула «Сардар Сепах»). Вскоре Реза-хан стал военным губернатором столицы, главнокомандующим и военным министром Персии. Одним из первых действий нового правительства 26 февраля 1921 года стало подписание договора о дружбе с Советской властью. Англичане могли кусать локти, но доступ к бакинской нефти им был перекрыт.
Через пару лет Реза-хан сам стал премьер-министром Персии, а еще через два года в 31 октябре 1925 года меджлис (парламент) объявил о низложении Ахмад-шаха и всей династии Каджаров, а 12 декабря шахом Персии был объявлен казак Реза-хан, ставший именоваться Резой Пехлеви. Никакого отношения к древней парфянской династии Карен-Пехлевидов новый шахиншах не имел, но так его имя звучало много пышнее, чем прежде.
Числившийся мусульманином-шиитом новый шах оказался на деле зороастрийцем.
Были приняты новые законы, в том числе гражданский кодекс, закон против насильственного захвата земель, введен автономный таможенный налог…В 1935 году, название страны было изменено на Иран, т.е. страна ариев. Арийская тема вообще была популярна в 30-е годы прошлого века, причем более всего в Германии, имевшей такое же отношение к этому древнему народу, как Шах Реза к парфянам (в переводе Пехлеви означает «парфянец»).
В 1941 году Советский Союз и Британия, опасаясь размещения немецких баз на каспийском побережье, потребовали у шаха допустить на свою территорию союзные войска. Реза Пехлеви заявил о своем нейтралитете и ответил отказом. Тогда 25 августа советские и британские войска перешли границы Ирана с севера и юга и начали двигаться вглубь страны навстречу друг другу. Не желая бессмысленного кровопролития, Реза Пехлеви отрекся от престола в пользу сына и уехал из страны. Он умер в Йоханнесбурге (ЮАР) в 1944 году. После окончания войны его останки вернули на родину, а 1949 году Меджлис присвоил покойному государю титул «Великий».
Так Россия превратила тюркское государство Каджаров в современный персидский Иран.