Совок, продолжение 20

Юрий Мурашев
Научно – исследовательский институт Автоматики (НИИА).

1967 год
В конце 1966 года предприятие п/я 320 переименовано в НИИА, а мы с Верой, согласно трудовой книжки, переведены на это предприятие и оба с повышением. Я, в той же должности старшего инженера – конструктора, получил оклад 220 рублей, Вера – 102 рубля.
Кроме этого, получили «кучу» грамот. Вера получила три: за первое место в соревнованиях по стрельбе из м/к винтовки и почётную грамоту в связи с 50-летием Октября. Эту грамоту подписали Семихатов, Иванов, Дойниченко и я, как зам. председателя профкома ОГТ.
Мне вручили три почётные грамоты: от директора Комлева и две от Главного технолога, ещё, занесён в книгу Почёта.

Самый главный подарок мы получили от Советской власти: 14 марта Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о переводе рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций на пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями. Ура!
В стране, тоже, успехи. В октябре, автоматическая станция «Венера 4» достигла планеты Венера и осуществила посадку на её поверхность. Принята в промышленную эксплуатацию Братская ГЭС на Ангаре.

Олег ходит в детский комбинат, но частенько болеет. Купили мы ему подарок – игрушку «Вертолёт» с резиновым двигателем. Вертолёт поднимался на высоту пятиэтажного дома и собирал всех мальчишек двора. В результате, нам так кажется, Олег заболел вирусным гепатитом. Хорошо, что мама у нас, она сидит с ним, когда его «высаживают» из комбината. Летом, с Фёдоровыми, ходим, вернее, ездим, за грибами. Доезжаем, на электричке, до станции Исеть, и в лес. Зимой я, в основном один, хожу,  по субботам или воскресеньям, на лыжах на Калиновские разрезы. Радуюсь, что сейчас у нас два выходных дня. После вылазки на лыжах в лес, всю следующую рабочую неделю чувствуешь себя хорошо отдохнувшим человеком. Если не сходишь – неделя тянется долго и утомительно.
Человеку необходимы движение, природа, чистый воздух и положительные эмоции, которых на лыжне много. А как снимает раздражение, обиду, недовольство кем-то или чем-то встреча в лесу с белкой, сидящей на ветке и смотрящей своими глазами-бусинками на тебя. А молодые девушки, смеющиеся, раскрасневшиеся, а, некоторые, заинтересованно рассматривающие тебя. Но у меня дома красивая жена, сын и мама, и мне не до девушек.
Купили, за 500 рублей, сад. Сад под высоковольтной линией, проходящей через весь город. Над нашим участком провода не проходили. От дома до садового участка, 10 минут ходьбы. 4 сотки, маленький домик (2.5 на 2.5 метра), три яблони – вот всё описание садового участка, да, весь участок зарос травой. Купили поздней осенью, в следующем году садовой работы хватит, в лес некогда будет ездить.

В начале июня я, мама и Олег поехали на Родину, в Алёховщину. Мама соскучилась по Родине, да и Оля уже была дома. Поездом доехали до Петрозаводска, жили 5 дней. Навестили всех родственников. В один из этих дней, мы с Олегом, сплавали на «Метеоре» на остров Кижи. На острове расположен знаменитый музей – заповедник «Кижи», включённый в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
 
Кижи.
В заповеднике собраны памятники архитектуры, предметы быта, иконы, которые на протяжении последних четырёх столетий создавались в русских, карельских и вепсских деревнях Обонежья и Карелии. На острове собрана коллекция памятников архитектуры из 76 построек. Преображенская церковь, построенная в 1714 году – главное сооружение Кижского погоста, построена полностью из дерева, топором. По словам гида, главный строитель церкви -  крестьянин, бросил топор в озеро и сказал: «Не было, нет, и не будет, такой!»
 
Из Петрозаводске, поездом приехали в Лодейное Поле, откуда, автобусом, в Алёховщину. Позднее, съездили, с Олегом, в Тервеничи, Ребовичи, в Ефимовскую, где жила моя тётя – сестра отца, Скобелева Анна Фёдоровна со своим семейством, в Пикалёво, к брату Славе.
 В общем, навестили всех родственников. Комлевы хотели дать нам  красивую кошку – Олегу очень понравилась, но при отъезде, в автобусе, она так жалобно мяукала, что Олег её оставил в Алёховщине.
На фотографии, я, дядя – Комлев Павел Никанорович, его жена – Матрёна Ивановна, их сын Алексей.

Ходили в лес за грибами, ягодами. Рыбачили на реке Оять и озере Лесном. Олег купался в Ояти. Отпуск заканчивался, отправились домой – мама, я и Олег. Автобусом до  Лодейного Поля, затем поездом, добрались до дома.

1968 год
Начало года омрачено гибелью нашей гордости – первого космонавта Мира, Юрия Алексеевича Гагарина, во время тренировочного полёта.
На орбиту искусственного спутника Земли выведен космический корабль «Союз 3», пилотируемый  лётчиком – космонавтом Г.Т. Береговым.
Впервые в мире, в СССР совершил полёт сверхзвуковой пассажирский самолёт ТУ-144 (скорость свыше 2000 км/час).
В августе, войска пяти стран Варшавского договора: СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии введены на территорию Чехословакии.

Уволился и уехал в Калугу мой непосредственный начальник -  начальник КБ ОГТ Демидов Евгений Александрович. Меня назначили, вместо него, начальником КБ ОГТ, с окладом 240 рублей. Теперь в моём подчинении было 5 групп конструкторов: группа штампов, группа форм, группа приспособлений, группа нестандартного оборудования и бюро автоматизации, механизации (БАМ). Демидов оставил и две незаконченных научно-исследовательских работы (НИР): одну с Минским Политехническим институтом, вторую – с московским предприятием п/я 2190. Заканчивать их предстояло мне, что меня очень пугало. В конце года, вместе с зам. начальника механо -  сборочного цеха Камисинским, съездили в Ригу, на завод ВЭФ изучить опыт конструирования и эксплуатации штамповочных автоматов. Во время недельной командировки жили в гостинице, на рижском взморье, в Майори. В ноябре, в этом курортном пригороде Риги, было безлюдно, места в гостинице были, добираться на электричке было не долго. До поздней ночи, на станции работало кафе, не дорогое, где кормили и первым и вторым блюдами, и пивом разных марок. В гостинице нам дали двухместный номер, чистый, уютный. Вообще, сервис Майори нас, по сравнению с Свердловском, очень удивил, мне было завидно и обидно. Погуляли по песчаному берегу Балтийского моря, безлюдному, с не высокими соснами, полюбовались не высокими, свинцовыми волнами, бегущими к берегу с моря.
 
К ноябрьским праздникам поощрили – занесли в книгу Почёта. Вере увеличили оклад до 110 рублей.
 Олег ходит в детский комбинат, летом работает с нами в саду. Помогал вскопать землю и посадить викторию.
Под домиком сделал яму глубиной 3 метра, перекрытие 1 метр, размеры: 1.5 на 1.5 метра. Будем хранить картошку и заготовки.
Посадили крыжовник, смородину и малину.
Запомнился сосед, дед 70 лет. Он очень любил использовать химикаты, его яблони весной были голубыми от обрызгивания химией.
Я химикаты никогда не использовал, и он, частенько, критиковал меня. Рядом с его участком, стояла садовая смотровая вышка, высотой около 5 метров. Вышка была его любимым местом отдыха. В тёплые, солнечные дни он забирался на вышку и, часами, загорал не ней.
В конце года купили холодильник «Бирюса».

1969 год
В январе провели, с помощью ручной системы управления, жесткую стыковку космического корабля «Союз 4» (В.А. Шаталов) с «Союзом 5» (В.В. Волынов, А.С. Елисеев, Е.В. Хрунов). На орбите вокруг Земли начала работать, первая в мире, экспериментальная космическая станция. В ходе полётов, впервые в мире, осуществлён переход двух космонавтов из одного корабля в другой с выходом в космическое пространство.
В октябре осуществлён групповой полёт трёх советских космических кораблей «Союз 6», «Союз 7», «Союз 8).
21 июля американские космонавты Н. Армстронг и Э. Олдрин, впервые в мире, высадились на Луне и, с триумфом, вернулись на Землю. Американцы наступают нам на пятки!
  Похолодание отношений с КНР. Весной мы, с тревогой следили за событиями на острове Доманский на реке Уссури, где произошло вооруженное столкновение с китайской армией. Мы победили, но, позже, остров был отдан КНР. В августе, опять вооруженное столкновение, у озера Жаланашколь, в Казахстане.

Работаю начальником КБ ОГТ. В КБ 60 конструкторов. Работы очень много: чисто конструкторской, организаторской, как внутри коллектива, так и с цехами и смежными отделами. И груз, оставленный Демидовым – НИР с Минском и Москвой. Полетели, втроём, в Минск, в Белорусский политехнический институт. За неделю решили все технические вопросы. Жили в гостинице. Жили минчане лучше свердловчан. В магазинах были все продукты: хлеб, мука, крупы, колбаса, мясо и так далее. Очевидно, срабатывал столичный синдром, как и в Москве. Отоварились продуктами, Вере я купил сапоги, но они ей не понравились, и она ходила в них только в лес и сад.
В Москву, на предприятие п/я 2190, тоже пришлось слетать по НИР. За два дня решил вопросы, закупил продукты, подарки, и домой. Купил немецкую игрушку – мальчика, которого Олег назвал Рыжиком. Рыжик до сих пор у меня и он всем нравится, особенно детям.
Оклад у меня прежний – 240 рублей, зато премии почаще и побольше. У Веры –115 рублей.
В саду, к домику, сделали, пристрой для хранения инструмента: лопат, вил, грабель, вёдер и так далее. Построили маленькую теплицу, вернее парник, но без успеха – ничего не выросло. Саженцы крыжовника, смородины и малины растут хорошо.
Олегу уже 5 лет. В июле был в летнем лагере предприятия, около Арамиля. Через две недели после отправки в лагерь мы его навестили. От предприятия дали автобус и поехали к детям, почти все родители. Целый день пробыли с Олегом и заметили, что ему не нравится в лагере. Сказали, что через неделю приедем и заберём. Уехали. Через три дня, вечером, раздаётся звонок, открываем дверь и видим Олега с лагерной няней. Няня сказала, что Олег просится домой, и они решили его отпустить, и привезли на машине. Олег был очень рад, а утром ушел играть с друзьями во дворе.

1970 год
Соревнуемся с Америкой за первенство в освоении Космоса. Осуществлён длительный орбитальный полёт космического корабля «Союз 9» с экипажем в составе А.Г. Николаева и В.И. Севастьянова (с 1 по 19 июня).
В сентябре на Луну села автоматическая станция «Луна 16», произвела бурение и забор грунта и доставила его на Землю.
В ноябре, запущена автоматическая станция «Луна 17», с которой, впервые в мире, на Луну доставлен автоматический лунный самоходный аппарат «Луноход 1», управляемый с Земли.
В декабре, на Венеру мягко села автоматическая станция «Венера 7» с научной аппаратурой.
Перепись населения страны, нас 241,7 миллионов человек.
Солженицыну присуждена Нобелевская премия по литературе.

Меня наградили юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», повысили оклад до 270 рублей. Вера получила должность инженера-технолога 3-ей категории с окладом 120 рублей.
Работы много. В начале года закончил НИР с Минском выпуском технического отчёта,  утверждённого директором нашего предприятия, Д.Т.Н. Скрипниченко И.Т. и Проректором по научной работе БПИ, К.Т.Н. Солдаткиным М.Т. В октябре, выпустил технический отчет по НИР с Москвой и утвердил его директорами предприятий Скрипниченко И.Т. и Милехиным А.И. За исполнителей работ, расписались: Главный технолог Иванов В.В. и я, как руководитель темы.

11 апреля, около 23 часов, родился Лёня, немного не дотянул до 12 апреля – праздника космонавтики. Почти всю ночь отмечали с Буйнычевым, Федоровым и Ветошкиными его рождение.
Купили весы для наблюдения за ростом Лёни.
Работаем в саду, экспериментируем. Купили машину навоза, сделали гряду и посадили на неё огурцы. Огурцы взошли, стали расти и, пожелтели и погибли. Опытные садоводы сказали: «Надо было землю на навоз насыпать и семена, садить в землю. Тогда вы огурцами завалили бы весь сад».
Малина выросла высокая, надо было её держать вертикально. Забил, по краям рядов, металлические трубы и стал на них крепить проволоку, к которой надо привязывать верх малины. Для того чтобы проволока была туго натянута, конец её я закручивал отрезком трубы. И вот, закручиваю конец проволоки последнего, третьего ряда, труба срывается и бьёт меня по голове. Кровь, домой, травм пункт, где разрезанную кожу на лбу зашивают и я иду снова домой, где все, наконец, успокаиваются.  Так мы приобретали садоводческий опыт.
Сад в черте города и в нём хорошо плодоносят яблони. Все садоводы из яблок делают вино, стали делать и мы. По пятницам, после работы частенько собирались в саду у Василевского, заслуженного военного ветерана, участника гражданской войны. Ему было 75 лет, он вина делал много, жил один, но вино не пил. Когда мы приходили к нему, он говорил: «Ребята, пейте вина сколько хотите, а мне принесите бутылочку водки». Мы это уже знали и приходили, почти всегда, с бутылкой. Он выпивал, с нами, грамм 150, не больше. Мы были молодые, вино пилось хорошо, но не напивались, «в доску», никогда.      
Встречи сопровождались песнями. Обычно, нас было четверо: Василевский, Буйнычев, Фёдоров и я. Василевский всегда просил спеть песню -  Родина.
Вижу чудное приволье
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля.

Вижу горы -  исполины,
Вижу реки и леса,
Это русские картины,
Это русская краса.

Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья,
Это русская сторонка,
Это Родина моя!