Знакомый ваш Сергей Есенин, статья

Андрей Сметанкин
«Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и в росе,
В поле, склонившись к побегам,
Ходят грачи в полосе...» –


не взирая на возраст – не шутка, когда за плечами 77 лет (16 апреля 1941 года), – Сергей Никоненко по молодому, с каким-то весёлым задором читал стихи Сергея Есенина, да так, будто сам поэт читал эти строки со сцены Российско-Таджикского (славянского) университете (РТСУ).


9-го июня сего года, в преддверии Дня независимости Российской Федерации, Посольство России и представительство Россотрудничества в Таджикистане организовали творческий вечер народного артиста России С. Никоненко, представляющего музыкально-литературную композицию «Знакомый Ваш Сергей Есенин». Помогало Сергею Петровичу и сопровождало его известное в Росси трио «Реликт». На вечере присутствовали посол России в Таджикистане Игорь Лякин-Фролов и руководитель душанбинского представительства Россотрудничества Михаил Вождаев.


Возможно, любовь к творчеству Сергея Есенина, к яркому, оригинальному самобытному и, по сути, короткому феномену русской поэзии (всего десять лет судьба отвела на жизнь и на творчество – Есенин приехал в Петроград к Александру Блоку – «на прослушивание» – 9 марта 1915 года), зародилась и окрепла в душе Никоненко, когда тот приступил к роли главного героя фильма «Пой песню, пой». 


Этот фильм, как дань памяти Сергею Есенину, создал прославленный оператор Сергей Урусевский, он же и режиссёр фильма. Сценарий к фильму написал Геннадий Шпаликов («Мне двадцать лет», «Я шагаю по Москве»). Съемки проходили на малой родине поэта, в селе Константиново Рязанской области. Главную роль получил Сергей Никоненко, а его родных и близких сыграли Наталья Ужвий, Андрей Костричкин, Наталия Белохвостикова.


По русскому полю гуляет мальчик – крестьянский сын по имени Сережа. Он еще не владеет искусством поэзии и не знает о своей будущей славе, но уже глубоко чувствует природу и уже «счастлив тем, что я дышал и жил». Быстротечное детство сменяется юностью, которая полна переживаниями первой любви. Поцелуи и признания, слезы и ссоры, – всё это останется в сердце Сергея и в его стихотворениях. Но самой возлюбленной не будет рядом: счастье не рифма, оно редко поддается поэту. Есенину предстоит расстаться и с другой любовью – русской деревней. Златокудрый мальчик из глубинки превращается в городскую знаменитость, хулигана и бунтаря:


«Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа, на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей грозы,
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь...»


И сегодня, спустя столько лет, вновь образ поэта, возрождённый душой и талантом артиста, в лице Сергея Никоненко со сцены РТСУ, обращаясь в полный зал, читает трогательные и горькие строки:


«Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»


И дор сих пор никто не знает, куда и зачем гонится этот жеребёнок, жизнь которому дал талант Сергея Есенина, яркий, сочный, брызжущий всеми красками русской природы, звуками и настроением (тревогой) русской деревни…


«Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком...» –


так романс за романсом, положенные на стихи поэта, исполняли для зрителей участники трио «Реликт», такие разные по внешности, но схожие по душе, по преданной любви к Есенину.


Трио «Реликт» - это Александр Никеров (тенор), Алексей Кондратов (тенор), Вячеслав Моюнов (баритон). В 1986 г. в стенах ГМУ им. Гнесиных у трех сокурсников отделения «Артист музыкального театра и эстрады» возникла идея создания мужского вокального трио, главным направлением творчества которого стала пропаганда русской вокальной культуры и русской музыки. В марте 1987 г. коллектив начинает свою работу на концертных площадках Москвы.


С тех пор, когда трио обрело свой независимый творческий статус и мастерство, коллектив успел побывать на гастролях более чем в 60 странах мира, таких как Швейцария, Южная Корея, Греция, Египет, Израиль, Италия, Испания, Куба, Китай, Таиланд, Алжир, Монголия, Хорватия, Вьетнам, Австралия, Македония, Франция, Германия, Австрия. Например, музыкальная пресса Греции удостоила эту троицу званием «Золотые голоса Европы». И вот они выступают в Душанбе, на радушной и гостеприимной таджикской земле, и с первых нот и аккордов двух гитар похищают сердца и души собравшейся публики, где были представлены все народы, ныне проживающие в современном независимом Таджикистане.


«Никогда я не был на Босфоре,
Ты меня не спрашивай о нём.
Я в твоих глазах увидел море,
Полыхающее голубым огнем...» –


начинается один романс из есенинского большого цикла «Персидские мотивы» и плавно перетекает в другой:


«Улеглась моя былая рана -
Пьяный бред не гложет сердце мне.
Синими цветами Тегерана
Я лечу их нынче в чайхане...»


И хотя эти стихи были написаны в 1924-ом году в Баку (Азербайджан), невольно у душанбинских зрителей и слушателей создалось впечатление, что, благодаря волшебной силе пения и музыки, пришёл из небытия рыжеволосый молодой человек в голубом костюме, в цилиндре, в «чёрных лакированных башмаках», сошёл со сцены, вышел вон из стен РТСУ и отправился гулять по тенистым и прохладным малолюдным, в эту пору – Рамазан, улицам и паркам таджикской столицы. И Душанбе торжественно встречал дорогого русского гостя, гостеприимно распахивая ему навстречу резные двери чайханы «Рохат».



«Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне...»  –



с грустью говорил и вспоминал поэт, на столе остывали густо заваренный красный чай и горячая сытная красивая, как круглолицая смуглая таджикская девушка, душанбинская самбуса… И рядом терпеливо ожидал расторопный чайханщик «с круглыми плечами».  С той же грустью читал эти строки со сцены Сергей Никоненко, и каждый думал о себе, и каждый вспоминал свою былую молодость или начатую жизнь…


По завершению творческого вечера, на сцену поднялся ректор РТСУ Нурали Салихов и торжественно вручил Сергею Никоненко две книги. Первая книга была представлена творчеством современного признанного таджикского поэта Лоика Шероли, где по словам Нурали Назаровича представлено и творчество Сергея Есенина – цикл «Персидские мотивы», выполненный на таджикском языке. Сергей Петрович с благодарностью и признательностью принял этот дар из рук ректора университета, сказав, что в свою бытность, заворожённый личностью и талантом Сергея Есенина (после фильма «Пой песню, пой...»), своими силами создал частный музей памяти поэта и что эта книга займёт своё достойное место (такого экспоната, на таджикском языке, ещё не было). Вторая книга – это большой подарочный экземпляр для дорогих и уважаемых гостей, которых принимает Таджикистан, – представляла творчество великого таджикского поэта, корифея, основоположника и вдохновителя всей таджикской поэзии Рудаки.


И это неудивительно, Сергей Есенин, как и Александр Пушкин, черпали силы и знания для развития своего таланта и творчества из большого блестящего многовекового литературного наследия Востока, и их творчество обретало новые краски, звучание – второе дыхание, молодость! И эти книги, переданные из рук в руки, от сердца к сердцу, очередной раз стали мостами дружбы и духовного родства между двумя великими, трудолюбивыми и мудрыми народами – русскими и таджиками. Эти книги стали, как знак признательности и благодарности, уважения, будто два поэта сквозь века пожали друг другу руки – Рудаки и Есенин.


Андрей Сметанкин,
Душанбе, Таджикистан,
09-11.06. 2018