Алиби для Ланы

Борис Сударушкин
Борис Викторович Сударушкин

Алиби для Ланы


.


.

Когда рано утром  вас будит телефонный звонок  от женщины, с которой вы  встречались  ещё до вашего  нынешнего брака -  лет этак 15 назад -  вы  понимаете, что случилось нечто необычное... Но когда она  говорит  в трубку,  что  ей  нужна  помощь  вашей  нынешней жены -  удивление зашкаливает в любом измерительном  приборе:

- Это Ира,  — назвалась моя  "бывшая". — Ты говорил, что твоя жена - гид автобусных туров в Финляндию. Уговори её  помочь Лане. Нужно только  подтвердить, что она  видела Лану в Хельсинки 25-го июня.

- А что  случилось?  Ты  можешь  внятно объяснить?

-  Мне кажется подробностей ей лучше не знать - нужно  просто алиби на 25 июня...Лана ведь была тебе как  дочь целых четыре года и даже начала  тогда называть  тебя папой - ты же всё  помнишь... Я  не обратилась бы, еслиб помощь была нужна  мне...Неужели ты не поможешь ребёнку?

- 25 июня ... это 3 дня назад, и я был в Хельсинки вместе  с женой, - сказал я. -  Но  что  с  Ланой?

- Ты  был в Хельсинки 25-го?... Господи, это же просто  знак свыше, - голос Иры зазвенел от  радости. -  Тогда  вообще  всё  сойдётся - ты  скажешь, что специально  навещал  дочь...ну, почти  дочь...ну,  ты, короче, понимаешь - это объяснит абсолютно всё...

- Да  что  ВСЁ?  Скажи, наконец, что  случилось? Что Лана вообще делает в Финляндии?


Лана - это дочь  Иры,  моей "бывшей" несостоявшейся жены, как вы  уже поняли, - если бы я женился тогда на  Ире, то Лана была-бы  моей падчерицей...15 лет назад,  когда Ира неожиданно взяла Лану "в охапку" и вернулась от меня к бывшему мужу - девочке было 9 лет... Возвращение   оказалось неудачным - пока Ира  пыталась  второй  раз  войти в одну и ту-же реку с отцом Ланы, я  успел жениться на  своей нынешней жене, а через пару лет Ира  с Ланой снова остались одни...

- Извини, ты ведь  ничего не знаешь, - сообразила, наконец, Ира. -  Когда мы с тобой разговаривали последний  раз?

- Мы  случайно столкнулись на улице - ты  ещё  сказала, что Лана  поступает в Медицинский и хочет специализироваться в психиатрии и наркологии...

- Да,  конечно...значит  уже семь лет прошло...Она учится, уже закончила в прошлом  году, но у  них ещё  интернатура или ординатура -  я  всё  путаюсь в этом. Короче  там  у  неё  мальчик-сокурсник в неё  влюблён - сын профессора - и этот папа-профессор им обоим  "выбил"  магистратуру в университете Тампере...Наше  медицинское  образование  в Европе  не  признают, а он  придумал ход - магистратура  по  курсу "общая токсикология". Это там  не  лечебная дисциплина - и  их взяли ...

- Ира, это  всё замечательно,  но что у  неё  случилось, скажи, наконец !!!

- Девочка, с которой она жила в общежитии, выпала из окна их комнаты...Насмерть...

- Выпала?... Что значит выпала?

-  Я думаю самоубийство ...или наркотики...Дело в том, что Лана и этот её мальчик,   чтобы к ним не было  лишних вопросов у полиции - они уехали...Они  убежали в Хельсинки...Но,  нужно  подтвердить, что они  были в Хельсинки, когда это  случилось в Тампере...


 Вот  так... То, что  моя жена  никогда не  стала бы  вмешиваться  в такое  мутное  дело я даже не  собирался  рассказывать  Ире...Но  я уже понял, что не  смогу  остаться  в стороне, когда дело  касается "ребёнка" ,  которого  я  учил кататься  на  велосипеде в 6-ти  летнем  возрасте, и  который  сказал  мне  тогда,  упав с размаху  на  асфальт и разбив в кровь колено из-за  моей  нерасторопности : "только  не говори  маме, а то она  будет ТЕБЯ ругать" ...

- Я хочу поговорить с Ланой  сам. Дай мне  её телефон и предупреди, что я буду звонить...


Я не говорил с ней с  9-ти летнего  возраста...Сейчас ей было 23...

=

- Сегодня вечером я, наверное, поеду в Финляндию, - сказал я жене...

=



У нас в Питере почти у каждого  есть финская шенгенская мультивиза - автобусные туры в Хельсинки и Лаппенранту  отправляются ежедневно  с  частотой вагонов  метро в  часы  пик - на  праздники вереницы автобусов  на  пограничных КПП напоминают пробки в центре  города, хотя  простоять в  городской пробке 5 часов мне  ещё  не  доводилось, а вот  на  финской границе  однажды пришлось...

В телефонном  разговоре мой  первый вопрос  Лане был даже  не о  том, что  конкретно  случилось в ту  роковую  ночь, а  каким  образом  она  надеется  обеспечить  себе  алиби,  если все входы и выходы из общежития отслеживаются видеокамерами. Удивительным образом оказалось, что выйти  можно через пожарный вход, где местные тусовщики время от времени   ломают камеры с  целью  сокрытия  ночующих в их  комнатах "гостей" - будем  называть этот  контингент  "гостями",  чтобы  не  перегружать текст  лишними  подробностями...


-2-


Итак,  29 июня  я уже  ехал в поезде Хельсинки-Тампере  на  встречу  со  своей  бывшей  падчерицей... В прямом  поезде   всего  два вагона, хотя состав Хельсинки-Оулу, который также останавливается в Тампере, состоит из шести вагонов , из которых три двухэтажные...
Некоторые не любят Финляндию, предпочитая экзотические  красоты Юга,  но для  меня жара является отрицательным фактором в оценке местности, а потому я никогда не поддерживаю критические высказывания о "стране Suomi" ...
Тампере - крупный промышленный центр и  родина  брэнда Нокиа, но местные жители  больше гордятся  своей  природой и зелёными зонами , особенно  обилием водных пространств вокруг. Город расположен между  озёрами Нясиярви  и Пюхяярви, а так  как перепад уровней этих водоёмов составляет 18 метров , то быстрота течения Таммеркоски, соединяющей озёра и   делящей  город на две части,  используется для выработки электричества - и это несмотря на то, что  длинна  этой реки  меньше километра...

Я остановился в отеле Скандик Тампере, и  там же  назначил встречу Лане...


-3-


Когда Лана вошла в ресторан отеля, я сразу узнал  её - будто  Ира, только моложе и красивее, появилась передо  мной  из далёкого прошлого... И  она сразу  начала  называть меня шутливым именем, которое  сама придумала мне в детстве  - Борс...

- Почему вообще   понадобилось  убегать? - спросил я, когда  мы начали  есть. - Почему  такое  недоверие к  полиции?

- Почему  недоверие? - Лана  внимательно  посмотрела  мне  в  глаза. -  Абсолютно  им доверяю. СтОит  сказать им , что мы с Максом были в комнате в  момент трагедии  и уголовное дело  будет  открыто, а там уж никто  не знает  чем  кончится...

- Но вас  же  не  было в  комнате  в  тот  момент, - пожал я плечами...

-  Не было?...А  кто тогда её выбросил из окна?

- Стоп ! - я в ужасе   уставился на  неё. - С этого  момента  мне  нужны подробности...

- Вот  видишь..., - Лана засмеялась и  подняла брови,  бросив  на  меня  испытывающий  взгляд. - Это просто я ТЕБЕ задала вопрос, который  был бы первым вопросом следователя,  если бы полиция    считала, что  мы  не были в Хельсинки в тот  момент. Этот  их вопрос  я  тебе  гарантирую, хотя я и  не  психолог, и  даже психиатром больше  не хочу  быть...

Я  решил на  время  переменить  тему и  спросил:

- Ты  больше  не хочешь быть психиатром?

- Боже упаси,  насмотрелась  уже...Нас же  отец  Макса  не  просто  так  направил сюда  на  "общую токсикологию"...

- А  Макса-то  твоего  я  увижу?

- А  тебе оно надо?

- Ну, он же твой  жених  как-бы...  Конечно,  может это не моё дело - я теперь тебе  не отчим, а посторонний  человек...

- Борс, ну  какой ты  посторонний - я  же  знаю  как это  всё  у  вас  с мамой  тогда кончилось - она  тебя  реально слила...Кроме  тебя  у  меня  отчимов  не было, а этот отец  родной... лучше бы  я вообще  его не знала...

- Так что с Максом-то?

- Макс - это  отдельная  "песня", - вздохнула   Лана. - Мальчик  из благополучной профессорской  семьи, но я ему  уже  диагнозов  наставила, мне  это  не  сложно...

-То  есть?

- То  есть?...  На  лицо эмоциональная изоляция в детстве и  как  результат инфантильность, внушаемость, мнительность, признаки социальной  дезадаптации в  коллективе - и это всё на  фоне  фиксации  и подросткового фанатизма в узкой сфере  интересов - ну, в нашем  случае это  медицина  и любовь  ко  мне - последнее  даже  страшновато на  фоне  вышесказанного:  может  перейти в    манию при  определённых обстоятельствах...

- Жесть какая-то,  но  как  же ты...

- Борс, всё  под контролем, - Лана самодовольно  улыбнулась. - Он хороший  тихий  мальчик, но  просто у  меня  несколько  другие  представления о моём будущем  муже, если  у меня  таковой  когда-нибудь будет...

Мы  закончили с едой и я пошёл  провожать  Лану  до общежития...



-4-


Возвращаясь в отель я заметил, что за  мной  следом  идёт незнакомая девушка и, не  отрывая взгляда, смотрит  мне  вслед...Я  остановился перед  витриной  и  она  в  растерянности сделала  то же самое, уставившись в стеклянную дверь  соседнего  кафе - это  было  сделано   так  неловко,  что  мне  почему-то  стало  её  жалко...Я  пошёл  дальше  и  она  продолжила следовать за  мной...Всё было  настолько  странно  и даже  как-то  комично в данных  "детективных"  обстоятельствах,  что  мне  просто  стало  смешно - было  похоже  на  какую-то  дурацкую игру ... Я решил  просто не  обращать внимания...


Вечером  мне  принесли письмо  с  ресэпшн. Вскрыв  конверт, я  увидел английский  текст  и  прочитал  следующее:

"Меня  зовут Тарья Виртанэн. Это я шла за  Вами. Вот мой номер телефона ... Я живу в  общежитии  на  одном  этаже с  комнатой  вашей  падчерицы Ланы и  убитой Эммы Улофссон. Мне  нужно с Вами  поговорить." 



-5-


Тарья Виртанэн показалась мне трогательным  ребёнком  с  огромными печальными глазами. Наша  встреча и беседа  произошли  за тем же  столиком, что  и  разговор с Ланой:

- Ваша  падчерица   не  любит Макса, - сказала Тарья. - И  она  погубит  его. В  том, что произошло  виновата  исключительно  она - и Вы должны это знать. Они  раструбили на весь Университет, что  были в Хельсинки в день убийства, но это  не  так. Они все были в комнате в тот роковой  момент - и Лана, и Макс, и Эмма...

- Но, откуда  Вы  можете это знать, Тарья?

- Я всё знаю о них...Я  слежу  за  ними...потому что  я...  люблю  Макса...


Вот этого я не ожидал...Да и ехал сюда  не  для  того,  чтобы  выслушивать такие истории...

- И  любя Макса  Вы молчите, чтобы Максом не заинтересовалась  полиция? - я  старался говорить  так, будто  её  признание  было   обыденной  темой беседы  между  посторонними  людьми... 

- Да...

- Но зачем  Вы  рассказываете это мне?

- Вы должны уговорить Лану  оставить Макса - ей  он не  нужен, она  не  любит  его...Я  не  хочу  скандала, но если она  не  оставит  его - зачем  мне  молчать?

- Зачем  молчать?...Вы же сказали, что любите  его и  не  хотите,  чтобы у  него  были  проблемы...

- А  у  него  проблем  не будет - я  считаю, что Эмму  столкнула Лана...

Я взглянул в окно. То, что прозвучало  называлось  словом шантаж, но наивность  девушки и всей  ситуации,  и отчаяние  в  её  глазах вызывали  во  мне   жалость...В  то же время  было понятно, что  дело  становилось  опасным ...

- Ясно...Но  всё-же  почему Вы считаете,  что это сделала Лана?

-  Потому, что  скандал начался между Ланой и Эммой.  Макс  прибежал их разнимать, но  всё  случилось быстрее,  чем  он  мог  что-то  сделать...


...


Без вариантов я должен был  поговорить  с  Максом.



-6-


Давно замечено - законы  восприятия  информации в жизни и в рассказе  не  одинаковы. Читая  протоколы следствия с непривычки  можно вообще  ничего  не  понять - упустить значимое, запутаться в деталях. Это как при  чтении  пьес, в  которых не бывает описаний природы и лирических отступлений, а  только  реплики и  смена декораций...Режиссер  читает  такой  текст и ему больше  ничего  не  нужно - он видит  всё  на  свой  лад, его воображение  устроено  иначе, чем у  читателя...Но я не  режиссер, и не драматург, и не следователь - мне  не достаточно  фактов и фраз - я ищу настроение, которое даёт энергию для мысли и действия. Мне  даже обдумывать  ситуацию легче,  когда  события, о которых я размышляю,  отделены  друг от  друга  какой-либо  лирической  паузой... После  разговора с Тарьей  Виртанэн и  перед  встречей с Максом я почувствовал  необходимость  хотя-бы просто  прогуляться  по  городу...


Тампере - это сердце Финляндии, а Финляндию я люблю за  то,  что  она пока  ещё  является  для  меня  той  Европой, каковой  Европа должна  быть. Подобно тому  как  провинциалы  иногда чаще жителей  мегаполисов  посещают  музеи и выставки, финны, живя  на  окраине  Европы,  сохраняют в  своих  городах  больше  европейского,  чем  иные голландцы или французы в своих столицах...

Шагая  мимо  витрин Tuomiokirkonkatu я старался не думать о предстоящей беседе с Максом, а вспоминал эпизоды пятнадцатилетней давности, когда Лана была ребёнком... Никогда  не  предполагал,  что  вновь  увижу  её  при  столь странных обстоятельствах...


Начинало смеркаться, и, похоже, на  вечернем  небе  собирались  тучи...



-7- 


Макс  выглядел тщедушным  подростком, несмотря  на 23-летний возраст. Мы  сидели в моём  номере, а на  улице шел дождь.

- Эмма  была  наркоманкой, - сказал Макс. - И  кроме  того она  была  лесбиянкой и пыталась  приставать к Лане.


Час  от  часу  не  легче...


- Расскажи  подробнее...Что  там  всё-таки  произошло в  ту  ночь?

- Эмма была  под  наркотой  и  когда я пришёл к Лане,  устроила  сцену  ревности. Схватила  нож со стола  и бросилась на  меня, когда я сидел на  подоконнике. Лана  еле удержала  её  сзади ...И когда стало ясно, что с нами  двумя  ей не  справиться,  она  просто прыгнула  вниз...Как-бы  назло...

- Ты знаешь Тарью Виртанэн?

- А? Да, конечно ... - ответил  Макс безучастно и, будто  не  желая говорить  про Тарью,  продолжил о своём: - Вы знаете, я  ведь специализировался как  психиатр. У  Ланы  есть  ряд  особенностей, которые я диагностирую  как  зачатки  перверсий... У  неё  садо-мазохистский  тип  личности - я  допускаю, что Лана  использовала ориентацию Эммы  и  её  психологическую фиксацию на романтических  отношениях  - играла  с  ней  как  кошка с  мышкой - и  довела ситуацию до  срыва...


Глядя в  окно  и  вспоминая  "диагнозы", которыми   Лана  наделила  Макса,  я подумал,  что  народная  мудрость в  чём-то  права - "в психбольнице, кто  первым   халат надел - тот  и  врач"...


- И  всё же,  после  того  как  ты  дал Лане такую характеристику,  мне  не  понятно  какова  подоплёка  ваших отношений  с  ней?

- Я же врач, - вздохнул  Макс. - Я  могу  справиться  с этим. Я  не  мазохист - я  нормальный человек. Я думаю,  что  смогу ввести  отношения  в  здоровое  русло...



-8-

...



На  следующий день мы с Ланой  отправились в  полицию, где я  собирался  оставить  показания о том, что   мы  якобы встречались в Хельсинки 25 июня.  По  понятным причинам я не хотел в беседе с ней  поднимать вопрос о её якобы  лесбийской  связи, обстоятельствах падения Эммы  из окна и дальнейшем развитии событий в их отношениях с Максом.


В следственном  отделе долго ждать не  пришлось:

- Мой отчим  хочет  оставить письменное показание по  поводу  некоторых обстоятельств  гибели Эммы Улофссон в общежитии университета Тампере 25 июня, -  обратилась Лана к дежурному офицеру.

Женщина-офицер внимательно посмотрела  на нас,  потом начала  кликать  компьютерной  мышкой, всматриваясь в   экран...Через  минуту  она улыбнулась и, сказав: "Подождите, я  сейчас вернусь", -  встала  и  вышла из помещения...

Мы  молча сидели и ждали...

Наконец, офицер вернулась с  мужчиной, одетым не по форме -  он был в джинсах и свитере:

- Добрый  день, я начальник следственного  отдела. Вы сказали, что хотите  сделать заявление о гибели Эммы Улофссон 25 июня?

- Так  точно, - сказал я.

- Но Эмма Улофссон  жива и была доставлена в полицию 27 июня в состоянии  наркотической  интоксикации. Сегодня  утром  мы  связывались с  рехабом, ну медицинским  центром для помощи  наркоманам  при прохождении   через ломку  - она у  них, и  успешно проходит  терапию...


Лана ошалело  смотрела в угол комнаты  не  произнося  ни  слова...


-Скажите, - пробормотал я , пытаясь  оправиться  от  шока, - На   теле  Эммы не  было  следов  падения с высоты?

- Нет, - ответил офицер, - если бы травмы  были, врачи  рехаба должны были бы нам  об этом  сообщить...



-9-



Мы  возвращались из  полиции под дождём.

- Я  теперь боюсь  ночевать в своей  комнате, - прервала Лана неловкое  молчание...

- Вот что я  тебе скажу,- ответил  я,  - Мне  Макс  рассказал кое-что о характере  твоих отношений с Эммой.  Если  честно, всё это похоже на  какую-то  бесовщину... Ты  не   подумываешь  в Церковь  сходить, исповедаться  по этому  поводу?

- Я  не  крещёная... И  Макс тоже..

- Хочешь  сделать  мне  огромный  подарок?

- Конечно, Борс... Ты  извини,  что втянули  тебя в такую дурацкую  историю...

- Завтра же  приводи  Макса в Церковь  и  примите  крещение - я прочитал в путеводителе, что здесь   в Тампере  на  углу Rautatienkatu и Vuolteenkatu есть Православный  храм св.Александра Невского  - храм  Константинопольского  Патриархата,   это братская церковь с  Московской патриархией -   крещение в одной из них принимается обоими  как  истинное...По  православной  вере   сразу в  момент  крещения  все  грехи  прощаются - можно жизнь  начать с  чистого  листа...Я  могу сегодня-же  договориться со  священником...

- Борс, какой  ты  милый...и  наивный. Ты совсем  не  изменился...



-10-




Не  верьте  справочникам, которые  указывают, что Православный  храм св.Александра Невского   и Св.Николая Чудотворца находится в Тампере  на Suvantokatu - это  лишь его  официальный  адрес. Вам  нужно  пройти  всю Suvantokatu до железнодорожных  путей,  свернуть  направо на Rautatienkatu и  только  там  на  углу  с Vuolteenkatu  увидите   Вы  Храм красно-коричневого  кирпича...

Первые пять столетий Русская церковь подчинялась Константинопольскому Патриархату  и, выходя из Храма, я даже пошутил, что  Лану  и Макса  окрестили как   первых русских князей...


- Я  всё-таки  хочу  посетить Эмму  в  рехабе, - сказал я. -  Нужно  поставить  какую-то  точку в этом деле...

У Ланы загудел мобильник и  она  отошла  от  меня и Макса  на  несколько шагов...


- Что  ты  думаешь о Тарье Виртанэн, Макс? - спросил я. - Меня  настораживает  её  состояние...

Он  пожал плечами:

- Вот она-то как  раз   реально больной  человек, не то, что Лана со  своими  девиациями  в характере...Тарья явно страдает маниакально-параноидным синдромом – это маниакальный синдром, который дополняется появлением паранойи, то есть  навязчивых идей - она  считает,  что   Лана  хочет  меня  погубить. Уверяет,  что  слышала, как Эмма с Ланой  обсуждали,  каким образом от  меня  избавиться  - это  уже граничит с так  называемой   онейроидной манией – проявляется онейроидное нарушение сознания, в результате которого  у неё галлюцинации...

"Старая  песня", - подумал я ...

Лана  продолжала  о  чём-то  разговаривать  по  телефону, а я решил,  наконец,  высказаться  по  поводу  всей  этой медицинской  "диагностики" :

- Вы  же  там  все  медики - и  студенты и профессура - неужели  не  распознать  больную и не  оказать помощь?

- Попробуйте  заикнуться  об этом, - усмехнулся Макс, - посадят за клевету. Она  же шифруется - никто кроме  нас об этом  не знает...

Лана  подошла, держа телефон у уха:

- Это деканат... Предлагают  контракт на будущий  год по  специальности  "общая  токсикология"  в    International Commission on Occupational Health в Риме...

- Ого! - удивился Макс. - Соглашайся!...

-  Но требуется  семейная  пара из за возможных длительных командировок ... Ответ  нужно  дать завтра...

- Это  хорошая  работа? - спросил я.

- Ещё  бы... Сразу после  защиты диплома получить  контракт на 2 года работы в Международной  организации за  границей, - ответила Лана... - Они  специально подбирают международную  команду. Из России  мы  самый  подходящий  вариант...

Макс вдруг ускорил шаг, будто  отрываясь вперёд, потом  повернулся навстречу  нам  и,  остановившись, расставил  руки  в  стороны  как регулировщик  на  перекрёстке:

- Выходи за  меня замуж, - выпалил он, и  замер, глядя на Лану...

Она, будто не слыша, и даже  не взглянув на  него,  монотонно проговорила:

- Смотри,  с  моста  такси  поворачивает... Останови  его...

Макс  бросился  через дорогу,   голосуя рукой...

- Вот  видишь, Борс ... -   Лана  внимательно  посмотрела  на  меня: - Пять  минут  назад  крестилась, а уже согрешила...

- Почему? - не  понял  я...

- Потому, - вздохнула она. - Я  солгала... Условия быть семейной  парой,  чтобы получить эту  работу, в предложении деканата не было... Нам  просто  предложили  работу без всяких условий - мне и Максу...

Такси  остановилось  и  Лана  побежала  через дорогу... Перед  тем  как  сесть  в  машину  она  махнула  мне  рукой  и  крикнула:

- Скажи  маме, что она была дурой...Но я  всё  равно её  люблю...


Макс   кивнул  мне   и  они  оба  сели в  такси... Машина  тронулась в сторону Suvantokatu  и исчезла за  поворотом...



-11-

...



Вечером я отправился к Эмме в рехаб...

Перспектива общения с  неуравновешенной наркоманкой  особо не  вдохновляла, но в этой истории, где  всё  выглядело не  тем,  чем являлось на  самом деле  НУЖНО было  поставить точку. Чем  могла быть эта  "точка" было не ясно,  но почему-то казалось,  что прямой контакт с основной "героиней" детектива должен  многое прояснить ...

Не было уверенности,  что Эмма захочет общаться, и что удастся получить разрешение  на  беседу в  палате, но  нужно было хотя бы попытаться... И неожиданности  продолжились...


Войдя в холл  реабилитационного центра, я лицом к лицу столкнулся с Тарьей Виртанэн ! ...



- Нет! Не надо!  - воскликнула она с  ужасом  в  глазах: - Прошу Вас, не ходите к ней - я объясню Вам  всё!


... ... ...


Было уже поздно,  но ведь  летними ночами  светло в широтах Суоми... Мы шли  по  безлюдным улицам Тампере и Тарья, сбиваясь с  мысли  и заикаясь, пересказывала мне  авантюру, решится  на  которую  могли  лишь  лица с неустойчивой психикой,  да и  то лишь в  самый отчаянный  момент:

- У нас надувной  батут в спортзале - ну, Inflatable Gymnastics Crash Mattress,  толстый  китайский - большую часть времени  он  лежит  сдутый  в  кладовой - надувается  обыкновенным  насосом  от  моей  машины, ну, электроКомпрессором для шин... Я придумала  как избавить Макса от  Ланы  ... Понимаете,  Эмма  очень  страдала - я знала,  что она согласится... Нужно  было  инсценировать падение, батут был внизу, когда она  прыгнула   и я стояла там рядом - после мягкого   падения  я оттащила бы батут  пока они  бежали  бы по лестнице вниз -  Эмма  притворялась бы полуживой... а когда бы они  выбежали вызвать скорую, то  и  уголовное  дело  бы открылось автоматически... Но они  даже  не спустились - они  сразу убежали в   комнату Макса, а потом уехали в Хельсинки... Пришлось распустить слух о гибели, а Эмма жила 2 дня  у моей подруги, но у  неё  начался withdrawal syndrom - она  хотела  завязать с наркотой, но сама  переломаться  не  смогла - пошла  искать наркотики и попалась   полиции - я  вытащила  её  под обещание курса  в  рехабе...


Слушая  всё  это,  я  думал о том, как теперь   могли  развиваться  события  дальше... Безопасность Ланы  совсем  не  казалась  мне обеспеченной  в  этой ситуации - две безумные  девицы  с  оскорблённым  самолюбием,  маниакальной  страстью и  склонностью  к  активным действиям  на  грани  криминала. Что бы ни  считали   Лана  и Макс,  но  мне  казалось,  что это ещё  не  конец истории... Инстинктивно я  чувствовал, что читать  мораль  Тарье бесполезно - позиция  резонёра  успеха не  принесёт...  Но одна  мысль  неожиданно  зародилась в моей голове - ведь  почему-то она  рассказывала    всё  это МНЕ,  рассказывала эмоционально  и  с  каким-то  отчаянием, будто  я  мог  как то  помочь  ей...Что это  значило? Ей  хотелось сочувствия? Или  ей нужно было  просто  выговориться? Или  Макс прав  и  это всё  нечто  вроде бреда сумасшедшей?


Тарья  начала  плакать... Она  шла  рядом  в  белом  плаще  и  тихо  рыдала, закрыв  лицо  руками... Я  был  совершенно  не  готов  к  этому,  но когда девушка  возраста  вашей  дочери  идёт  рядом  и её  плечи  содрогаются  от  рыданий, что Вы  будете  делать?...

Я  обнял  её за  плечи  и  поцеловал в затылок...Она глубоко вздохнула и ... успокоилась...


Так  мы  и  шли по  ночному  Тампере - она  изредка  всхлипывала  как ребёнок и , опустив  голову, смотрела  вниз...

- Что  означает  твоя  фамилия? - спросил я, чтобы хоть как-то  прервать молчание  и отвлечь её от печальных мыслей.

- Речка, - ответила Тарья,   улыбнувшись вдруг  ясной  как  у дитя  улыбкой,  и  взглянув  на  меня  снизу огромными  и чистыми  от слёз  глазами: - Virta это река, поток  воды...

- Вот  почему  ты  плачешь так,  что ручейки  текут у  тебя из глаз, - улыбнулся  я. - У  тебя такие  большие  и  красивые глаза...

Большие  глаза вдруг  стали  такими  по-детски  доверчивыми, что  жалость  защемила  мне  сердце... Стало страшно  отпускать этого  ребёнка  одного в  холодную финскую белую ночь... Было  невозможно  поверить,  что вот это  дитя  могло  натворить всё то, что  случилось  - почему-то  даже пОры  на  её  коже, которые  я видел  теперь так  близко,  подчёркивали   выражение беззащитности на  бледном лице...



-12-



На  следующий день Тарья пришла  провожать  меня  на  вокзал...


- Я  совсем  успокоилась, - сказала она, глядя мне  в  глаза. - Всё  как  рукой  сняло... Будто весь  мир  обновился  после  нашего  вчерашнего  разговора... Если хотите я буду писать Вам о том, что  здесь  происходит... Лана  сказала, что она  называет Вас  Борс - можно я тоже буду Вас  так  называть?

В этот  момент я  снова встревожился - такая резкая  смена  настроения и приоритетов  казались  странными...  Писать  мне?  Она просит  адрес? Что  это может значить, учитывая  те  диагнозы, которые  Макс  на  неё "навесил"?... Впрочем  Лана  говорила, что Макс  и  сам  не  без проблем - мнительный и "фиксированный" - или как  она  там  его  охарактеризовала?

- Конечно, ты можешь  называть меня Борс ... У  меня  сохранился  номер  твоего  телефона... Я  пришлю  свой e-mail на  твой  номер... 

Садясь в поезд, я   постарался  быть  как  можно  более нежным  с Тарьей, но  ни адреса, ни  e-mail(а)  я  ей  отсылать не  собирался ...


Она  стояла  на  платформе  пока  состав  не  тронулся  и  даже  сделала  несколько  шагов  вслед... Она  махала мне  рукой, а  я  чувствовал себя предателем... Не знаю  почему, но  я ощущал себя предателем... Это  было иррациональное  переживание, ведь я ничего  ей  не был  должен - я  ни  в  чём  её  пока не  обманул... Но  мне  казалось,  что  я  бросаю  ребёнка  на  произвол судьбы...



-13-



Прошло две  недели с  того  момента  как я  вернулся  в  Питер  из Финляндии ... Жизнь  вошла в обычное   русло и события  в  Тампере уже  не  казались столь  уж драматичными ... Скорее  всё  походило  на  мелодраму и нелепость.

Размышляя  над  произошедшим я  всё  больше  понимал,  что только больное  воображение  могло  придумать авантюру  с  прыжком  на  батут, вызов  скорой , уголовное  дело и тому  подобное...  Каким  образом  такие кульбиты  могли  помочь  Эмме  привлечь к себе  внимание  Ланы, или оторвать  Макса  от  Ланы  и обратить  его  внимание  на  Тарью[?] - этого я  вообще  не  понимал... Девушки просто  запутались в  своих  наивных  интригах - одна  под действием  наркотиков, другая, видимо, находясь в каком-то  истерическом состоянии  "дереализации" [ как  психиатры  называют  устойчивые  иллюзии]... Но  при  всём  том я не  мог дистанцироваться  от  ситуации,  как  это  делают  врачи... Уверенности в  том, что Тарья психически больна  у  меня   не  было - ведь это  была  всего лишь гипотеза  Макса, а он  и про Лану  наговорил невесть  что...


... ... ...


В  тот  день абитуриенты у меня в   Университете  писали  контрольную на подготовительных курсах и я был с ними в аудитории ... В  середине  июля  коридоры  высших учебных  заведений  пусты, основной профессорско-преподавательский  состав  в  отпуске, а  студенты  на  каникулах - но  работа  в  ВУЗе не  прекращается  никогда...


Оставалось  ещё  20  минут  до окончания пары, когда в дверь   постучалась  лаборантка и   передала мне  записку в конверте... Вынув  листок  из конверта, я  увидел английский  текст  и  прочитал:

"Борс  !   Ты  обещал  прислать  мне  e-mail - но я  ещё на  вокзале  испугалась, что ты случайно удалишь  мой номер...  И вот  видишь - я  оказалась права...Ты случайно стёр мой телефон - ведь ты не  мог  просто обмануть меня... Ты  был так  ласков  и  я  знаю, знаю - ты  сочувствовал  и  жалел  меня  так,  как  НИКОГДА  ещё  НИКТО  не  сочувствовал  мне... Но ты  не  расстраивайся, что  потерял  мой  номер... Потому, что это навело  меня  на  правильную  мысль - эта  мысль  пришла  мне  в  голову  уже на  следующий  день,  когда  я  каждые  5  минут  проверяла  приходящие  сообщения  и  не  находила твоего... Это  такая  простая  мысль - просто сесть в поезд и  приехать   к  тебе...  Милый  Борс, я так  подробно пишу  потому,  что боюсь испугать тебя - я  приехала -  я  попросила девушку,  проходившую  по  коридору,  передать тебе  эту записку  -  я уже  полчаса  стою у  двери  твоей  аудитории  и  вижу тебя - я  войду,  когда прозвенит   звонок - я  пишу,  чтобы ты  не  испугался... Тарья Виртанэн"


Я почувствовал, что меня прошибает пот и подумал о жене... Не глядя на  склонившихся над контрольной  студентов, я  встал и  открыл дверь  в  коридор... У окна стояла Тарья...


Её  огромные  глаза  озарились  радостью... Я  понял,  что  совершаю   ошибку, которая может  стоить  мне  всего,  но  в то же время осознавал,  что  в  эти  секунды  возможно было лишь одно  единственно  правильное  движение,  последствия  которого  сейчас  не  важны - это  было движение  моих  рук, которые   обняли  её:

- Хорошая моя,  ты  правильно  сделала,  что приехала...


Я   прижимал к себе  доверчивого  ребёнка 23-ёх  лет  от  роду, и  молча произносил в уме  лишь одну  фразу:

- Господи, Владыка  Небесный - не понимаю - что делать?... Верую, что  поможешь  мне  в  том, что  сейчас  видишь... Как  там  написано  в  Псалмах?  -   "сердца  сокрушенного Ты  не  оставишь,  Господи..."
 
 
.   



.




.






.