Поход на Кушку

Юрий Назаров
Рассказ по письму Сергея Свидовского.

Тот поход на Кушку состоялся в конце января начале февраля 1988 года. Подготовка шла серьёзным образом. Получили две бочки антифриза, залили во все автомобили. Солдатам строго наказали: «Вовнутрь не потреблять!» Нашили специальные сумки, куда сложили обувную щётку, крем-ваксу и всякую всячину. Выдали зимние кальсоны, тёплые портянки и рукавицы. Подремонтировали всю технику, только не успели доделать КДА – командно-диспетчерскую аппаратную на базе Урал-375. На своём 131-м я проверил двигатель и был готов идти в бой. С нами шла в поход  ОРО и О корпуса. У них была своя кухня, машины со спальными номерами для офицеров, а также двухосный МАЗ с полуприцепом с провизией и магазином.

Выезд состоялся утром. Во время инструктажа мне нежданно-негаданно сказали, что еду в голове колонны с комбатом п\п-ком Арефьевым. Подцепили питающий движок. Связь в колонне держали по Р-105 на частоте 444. Ехали неторопливо, колонна растягивалась на многие километры. То один встанет, то второй – позади всех шла МТО, латала или цепляла, подогнать к общей колонне. Шли с остановками, обедом, ужином и так до ночи. Смеркалось, перед городом Мары на развилке дорог я не вырулил и заскочил на бездорожье. Машину так тряхнуло, что погас свет. Я по тормозам, начали искать и устранять причину - никак. Комбат нервничает, кричит, потом пересел на Урал и уехал. Я починил и следом. Догнал – комбат вернулся.

Без других происшествий добрались до города Мары, где по плану должен состояться ужин и дозаправка техники батальона горючкой. Боец роты Виктора Евсеева подошёл к предпоследней машине колонны набрать из прицепной бочки ЦВ-1200 воды; в момент стоящий последним автобус ОРО и О стронулся с места, а тормозов нет. Видимо гридники тоже что-то недоделали. ОРО-шный водитель решил подогнать автобус вплотную к колонне – официальная версия, но ходил слух, с погибшим они были друзьями детства, чуть ли ни с одного двора, и один, случайно заметив впереди другого, вздумал подшутить и пугнуть, разогнав свой автобус и тормознув перед носом товарища. Нашего солдата придавило к цистерне, по дороге в госпиталь он умер. Жаль парня...

Ночью пришлось спать кому где. Я в кабине, Серёга Смирнов делил КУНГ с кем-то из офицеров. Следующим днём добрались до Кушки, остановились возле одной из воинских частей. Сходили в баню, забрались на гору, где стоит Южный крест – самая южная точка СССР, нафотографировались. Дальше маршрут уводил с трассы, проходил через пустыню в районе посёлка Сарахс. Ехали медленно, просёлочная дорога зыбкая, вилась по сопкам и песчаным холмам. Если машина останавливалась по каким-то причинам – вся колонна стоп. Трогаемся – сцепления дымят. Подъехали к крутой сопке, снова стоп. На сопку первым делом загнали МТО, чтобы если что подтянула лебёдкой. Первая очередь забираться – моя, комбат стоит на горе возле МТО, командует: «Включить первый мост, первую пониженную передачу и пошёл!» Газ до полика – на гору забрался сразу, но некоторые машины с прицепами пришлось затягивать лебёдкой.

Через некоторое время остановились на одном из заготовленных плацдармов, развернулись на связь. Кто в готовые капониры встал, а чтобы занять солдат, для двух «лишних» авто скомандовали копать новые. Один капонир – 1-й ПУС, другой – второй узел. Соревнуясь, кто быстрее. Работа шла без огонька – приз не обещали. Одни копают, другие периметр защищают.

Ночь спали в палатке, буржуйку топили по очереди. Согласно расчасовке выходили в караульное оцепление, получали по 15-ть патронов. Свои часы я спал, укрываясь шинелькой, которая к утру примёрзла к палатке. Погода плюсовая, но сыро, за ночь вдарил морозец, а на следующий день выпал хороший снег, впору на лыжи вставать. Стояли в сопках пендинского оазиса суток трое. В первый же день по поводу гибели солдата прилетал генерал Христич, драл в хвост и гриву. Через неделю после учений пришёл приказ командующего ТуркВО о снятии с должностей командиров ОРОиО и ОБС, и назначении с понижением. Ротного сняли и отправили на Кушку, но комбата Арефьева отстоял комкор генерал-майор Собков..

Собирались назад, тем, кто прикопал кабеля, пришлось  вырубать из мёрзлой земли. Обратная дорога выдалась без приключений, хотя перед привалом у меня пробилось колесо, решили не трогать – доехали на включённом подсосе. Дома нас ждали вечно занаряженные заштатники, уставшие изо дня в день тянуть за всех наряды.

Так закончился мой первый и последний поход на Кушку.