Совок, продолжение 14

Юрий Мурашев
Комсорг
Завод №8 МПС был, сравнительно, не большим и комсомольцев было мало, всего 30 человек. В начале 1958 года меня избрали, скорее, назначили комсоргом. Райком комсомола Железнодорожного района города Свердловска предложил, комсомольцы, с радостью, согласились. Никому не хотелось тянуть эту лямку, комсорг не освобождался от своей основной работы. Делать было нечего, я на заводе был единственным молодым специалистом, да ещё инженером из Ленинграда. В райкоме сказали: «В первую очередь, ликвидируй задолженность по членским взносам. Они не собраны уже за два года».
Пошел знакомиться и разговаривать с комсомольцами. Пятеро  комсомольцев работали в нашем цехе, у меня в подчинении, двое – в тех бюро, трое – в управлении завода, остальные -  в механическом и литейном цехах. Переговорил с каждым, узнал, что живут очень скучно, что никто ими не интересуется, в том числе, и начальство, а потому и не платят взносы. Решил провести собрание и на нём, все вместе, решили:
- сделать площадку для игры в городки;
- провести соревнования по бегу на 100 и 200 метров;
- организовать группу туристов.
В первую очередь, на пустыре, внутри завода залили бетоном площадки, сделали городошные палки и рюхи. На соревнования по городкам, между цехами, пришло много зрителей. Выиграл наш цех, я был основным игроком в команде, так как играл часто в деревне и бросать, метко, палку умел.
На соревнования по бегу тоже пришло много болельщиков, победил механический цех, у них было много молодежи, в том числе, и не комсомольцев.
Образовалась и группа туристов, я тоже стал туристом.
Через два месяца членские взносы были собраны, и я отнёс их в райком. В райкоме удивились и обрадовались. Больше должниками мы никогда не были. Периодически проводили соревнования внутри завода. В заводской спартакиаде 1959 года получил почётную грамоту за первое место в беге на 100метров, вторую грамоту за второе место в беге 1500метров и в прыжках в длину. Стали принимать участие в соревнованиях на первенство района, города и области. Один раз, я занял первое место, в туристских соревнованиях, на первенство города. Соревнования проходили зимой, за городом. Участникам, каждому, дали свой листок, в котором были указаны пять азимутов и расстояния в метрах для каждого азимута. Надо было придти в конечную точку и воткнуть в снег флажок со своим номером. Судьи замеряли расстояние от флажка до истинной точки и указывали на флажке. Моё расстояние оказалось наименьшим, я получил приз за первое место – лыжные ботинки. В феврале 1959 года, на 8 - ом всероссийском слёте дружбы на границе Европы и Азии занял третье место в личных соревнованиях по ориентированию и получил грамоту Свердловского областного клуба туристов. В феврале 1960 года, на 9 – ом слёте дружбы на границе Европы и Азии, я был вторым в личных соревнованиях по ориентированию, а наша сборная команда туристов железнодорожного района, в составе которой был и я, заняла третье место. Опять, грамоты Свердловского областного клуба туристов.  В субботы, обычно, уезжали на электричке до какой то остановки, дальше – километров 10 до озера или горы, пешком. В окрестностях Свердловска много красивых озёр, водохранилищ,  гор и скал.
Мы посетили Аятское озеро, Балтым, Глухое, Песчаное, Таватуй, Белоярское водохранилище, Волчихинское, Мариинское, Азов гору, скалы Гронского, скалы Семь братьев, Соколиный камень, Чёртово городище. Работали, в то время, по 6 дней в неделю, а в субботу по 5 часов. В субботы мы, обычно, и уезжали в поход выходного дня, как тогда называли эти суббото – воскресные вылазки на природу.
Спиртное в походы никогда не брали, весело было и без него. Мы полюбили туристские песни, особенно гимн туристов Урала:

Если веришь в туристскую дружбу,
в обрамлении елей и скал,
не стремись на Белуху и Ужбу,
собирайся в поход на Урал!

На крутые взойди перевалы,
что одеты могучей тайгой,
посмотри на отвесные скалы
у красавицы гор – Чусовой.

Не широки Уральские реки,
но былинная в скалах краса,
и поверь, не забудешь вовеки
наши скалы, озёра, леса!

Если в сердце не мало отваги
и ребята лихие с тобой,
побывай на зубцах Манараги
полюбуйся Уральской зимой.

Вспомнишь, после, в ущельях Алтая
иль в долине, где мчится Вилюй
прелесть нашего горного края
Камень Денежкин и Таватуй.

Приезжай же турист Подмосковья,
Киевлянин, казах, камчадал,
приезжай, набирайся здоровья,
изучай и исследуй Урал!

Нам нравились летние туристские соревнования по преодолению полосы препятствий и прохождению маркированной трассы по компасу. Эти соревнования были, в основном, городские и областные и мы стали участвовать в них.
 На этих соревнованиях я познакомился с туристами п/я 320. Это была большая, весёлая, дружная команда. Я им завидовал. Наверное, это было второй причиной, по которой я ушел с завода и поступил на их предприятие.
Первого мая 1960 года наша туристская группа была на Азов горе. Расстелили на склоне палатку, лежим на солнышке в майках, загораем, хотя и не жарко. Вдруг видим, в небе разрывы, каких то снарядов, то в одном месте, то в другом. Говорим друг другу: «Салют, какой то странный». Вернулись в город и слышим: «Американца сбили». Это был мой последний поход с заводскими друзьями. Дальше все мои походы были с туристами «Факела», туристского клуба п/я 320.
Вскоре, райком комсомола стал приводить в пример нашу комсомольскую организацию. В 1959 году, летом, в городе была организована молодёжная туристская группа для поездки в ГДР, в неё включили и меня. В группе, 11 человек, руководителю группы и его жене было лет по сорок, остальным, по 25 – 26 лет, в основном, молодые специалисты с разных предприятий города.
В декабре 1959 года мне исполнилось 27 лет, и я вышел из комсомола, по возрасту. По уставу, комсомольский возраст от 14 до 28 лет.
 
На фотографии, комсорги предприятий железнодорожного района.