3. Аскетизм

Сергей Михальчук 3
Слово «аскезис» (греч. as;esis), от которого произошло общеупотребительное слово «аскетизм», имеет своим основанием глагол «аскео» (греч. as;eo) со значением «искусно и старательно перерабатывать, обрабатывать грубые материалы, украшать и во всем этом упражняться». [1]

[1] Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб. 1907 (Репринт, М. 1996), С. II.

В античной и позднеантичной литературе данное слово приобрело три основных значения:
1) смысл «физический» (упражнения тела);
2) смысл «нравственный» (упражнения «ума» и «воли»);
3) смысл «религиозный». [2]

[2] Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. М.: Православный паломник. 1998. с.9.

Таким образом, в классическом словоупотреблении as;esis имело смысл и более широкий, и более узкий, обнимало и чувственную, и духовную сферу, но, во всяком случае, оттеняло напряжение, усилие, труд для осуществления какой-либо цели.
От греческих писателей слово Аскетизм перешло в Христианство, где ему было дано своё собственное истолкование, более глубокое, чем в греческой философии.
Аскетизм составляет неотъемлемую принадлежность любой «религии». И духовно-нравственное содержание «религии», естественно, сказывается на характере Аскетизма и даже, можно сказать, выражается в нём. Иногда в гипертрофированных формах и степенях, если духовно-нравственное содержание «религии» оказывается сомнительным.
В Новом Завете глагол as;ein встречается в Деян.24:16 («И сам подвизаюсь всегда иметь непорочную совесть перед Богом и людьми»). В других местах Писания, апостол Павел обычно использует синонимы: gimnaso («упражнять, тренировать») и gimnasia(«упражнение»).
Основоположником новозаветного аскетизма считается сам Господь Иисус Христос, который совершил великий искупительный подвиг. В Евангелии Он неоднократно указывал на необходимость самосовершенствования – «жертвенного» и добровольного труда, для достижения Царства Божия: «Царство Небесное силой берётся и употребляющий усилие достигает Его» (Мф.11:12).
Иисус Христос проповедовал, что «совершенство» может осуществляться путём поста, девства, нестяжания: «А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6:17-18); «…есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит» (Мф.19:12); «Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).
Так как Царство Небесное, по слову Божию, достигается борьбою, напряжением и неослабным усилием «воли», то аналогия борцов и атлетов с их тренировочным аскетизмом была применена христианскими писателями к христианской жизни, в которой христианам необходимо мужественно противостоять всем препятствиям, встречающимся на пути к Спасению. «Не знаете ли, - говорит апостол Павел, - что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор.9:24-27). Здесь Апостол имеет в виду двоякое понимание Аскетизма, а именно: в «телесном», или «физическом», и в духовно-нравственном смысле.
В деле Спасения участвуют и благодать Божья, и свободное произволение человека, выражающееся в «добродетелях», которые им совершаются. Этот ключевой момент и получил в христианском богословии название принципа синергии, т.е. содействия или соработничества двух «воль» - Бога и человека в их общении друг с другом, которая проявляется для человека как его «духовная жизнь». Аскетизм - только средство к достижению христианского совершенства, а главной силой Спасения является благодать Святого Духа. Мы можем спастись, только прилагая усилия к Спасению. Но спасаемся не мы только сами, сам Бог стремится к нашему Спасению. Но, при этом, подчеркнём это ещё раз, - «Бог спасает нас не без нас!» - как постоянно повторяют нам св. отцы. Подобно тому, как тонущему в болоте, кто-то бросил верёвку и пытается вытащить его оттуда, а тонущий ухватился за это верёвку и изо всех сил держатся за неё.
Аскетизм имеет своей прямой и ближайшей целью приспособить все «силы» и способности человека к восприятию воздействия Божественной благодати, сделать их прозрачными для неё. Чтобы вся «природа» человека стала удобным сосудом света «вечной жизни» для человеческого «лица». Холстом, на котором Бог реставрировал свои «образ» и «подобие». И каждый, видящий этого человека и общающийся с ним, сможет сказать: - «Воистину, - это сын божий!»
Христианское подвижничество, - это бескомпромиссная борьба человека с самим собой. -  Усилия, предпринимаемые человеком для того, чтобы хоть кто-нибудь, рядом с ним, получил, с его помощью, его поступками, надежду на Царство Небесное. Особенно тот, кто враждует на него, тот, кого он претерпел и простил. Один из современных греческих православных богословов Христос Яннарас, следующим образом определяет Аскезу: «Аскеза - это опыт отказа от свойственного человеку эгоистического стремления рассматривать все вещи как нейтральные объекты, предназначенные для удовлетворения его потребностей и прихотей. Путём самоограничения и подчинения общим аскетическим нормам мы преодолеваем эгоцентризм собственной природы и перемещаем ось нашей жизни, нашего «я» в сторону личного взаимоотношения с окружающим миром. Отношения же устанавливаются лишь после того, как мы действительно откажемся от внутреннего стремления к господству. И тогда мы начинаем уважать всё, что видим вокруг себя, начинаем открывать, что мы окружены не просто объектами, безличными орудиями удовлетворения наших утилитарных потребностей, но сущностями, то есть плодами творческой деятельности, свойственной Личности. Мы обнаруживаем личностный характер мирских даров, уникальность логоса каждой вещи и возможность взаимоотношения с ним; в нас открывается возможность единения в любви с Богом. Наши отношения с миром превращаются в опосредованную связь с Богом - Творцом и Художником мира, а истинная полезность мира для нашей жизни раскрывается тогда перед нами как возможность постоянного приближения к Истине, как все более глубокое познание, не доступное никакой «позитивной» науке». [3]

[3] Яннарас Х. Вера Церкви. М.: Центр по изучению религий. 1992. с.90.

По определению прп. Иоанна Кассиана Римлянина: «Подвижничество есть искусство или наука, имеющая своей конечной целью получение Царства Небесного, а ближайшей задачей - достижение чистоты сердца, без которого невозможно получить первое». [4]

[4] Добротолюбие. Сергиев Посад: Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (С-ТСЛ). 1992, т. 2. с.7.

Поэтому Аскетизм - Путь к религиозному духовно-нравственному совершенству и соединению с Богом через планомерное и сознательное упражнение в христианских добродетелях. 
Аскетика - это лествица богоподобия, к полноте которого предназначен любой человек.
Аскетизм как средство к достижению навыка в добре - в христианском понимании - свойствен не только монахам, он должен быть правилом жизни для всякого христианина, так как, самим своим христианством, он вожделевает Спасения.
Аскетический подвиг необходим всегда и всем - мирянам и монахам. Отсюда термин «аскет» прилагается и к подвижнику, живущему в мире, упражняющемуся в деятельной добродетели.
Православие, признавая совершенство общехристианским требованием, считает и Аскетизм общехристианской обязанностью, осуществляемой в различных формах - в монашестве и общественно-деятельной жизни. Многие последователи Христа во все времена стремились к нравственному совершенству путём Аскетизма. Ведь фактически Аскетика - путь к святости. И многие достигали святости.
Но что такое святость?
Святость или богоподобие есть красота души, предельное обожение, стяжание Святого Духа, полное преображение «ветхого» человека в человека «нового».
Святость есть богочеловечество, поскольку лишь богоподобный человек является полноценным членом богочеловеческого организма - Церкви.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Объясните значение слова «аскетизм».
Что означает принцип синергии в богословии?
Является ли аскетизм прерогативой только монахов?
Дайте определение аскетики.