Настроение - Казань

Наташа Лазарева
Я не успевала за впечатлениями. Начала вести дневник, но на второй же день отказалась от этой затеи. С утра, едва проснувшись, мы приводили себя в порядок и шли завтракать, куда-нибудь. Кафе, столовая, ресторан, пиццерия или вездесущий фаст-фуд. Нам было интересно всё: насколько одинаково питание в общепите, и насколько вкусны национальные блюда. И всё понравилось. И ресторан «Африка», с негром на входе, с хижинами, игуанами и деревянными масками – здесь мы объедались как раз национальными татарскими блюдами. И «Облепиха» - с достаточно демократичными ценами, и столовки на каждом углу. Хотелось рассказать обо всём.

Вот чернокожий юноша (наверное, студент, иначе что ему делать в наших широтах), облачённый в пёстрые ткани, ведёт нас к свободному столику в «Африке». Я оглядываюсь на интерьеры и шепчу ему: «Молодой человек, Вы бы сначала нам цены озвучили, а то сядем, встанем и уйдём». Молодой человек, только что зазывавший путников в залы заведения, молчит и кланяется. Цены оказались ресторанными, но не самыми кусачими. Поели мы с удовольствием.

Вот, мы идём к вокзалу, и я, хотя на 99% уверена, что веду детей в правильном направлении, всё-таки, пытаюсь уточнить дорогу. Навстречу – мусульманские женщины. На мой вопрос пожилая тётенька в чёрном отвернулась, прошла мимо. А молодая вдруг заулыбалась и ответила приветливо, подтверждая маршрут.

А вот у меня спрашивают дорогу – один человек, другой, третий, пятый. Внук удивляется: «Бабушка, почему люди обращаются к тебе?» Я отвечаю: «Принимают за аборигенку. Дед Миша-то, был татарином, так что я – местами тоже татарка. Меня в детстве обзывали татарской мордой». Внук заинтригован: «А ты обижалась?» - «Нет. Тот, кто обзывал меня так, получал кулаком в морду нетатарскую!» Мы хохочем. Дочка делает замечание: «Чему ты ребёнка учишь?» - «Жизни!»

Или, мы запутались в маршрутах автобусов. Тупая кондукторша нас высадила за несколько остановок от метро. Прохожие объясняют, на какой автобус сесть. Кондукторша в следующем автобусе сочувствует моему убитому виду. Меня укачало, я тяжело дышу ртом, привалившись к оконному стеклу. «Женщина, Вам плохо? Может быть, вызвать скорую?» Я через силу улыбаюсь и бормочу, что мы сели не в тот автобус, ехали долго, меня укачивает, а кондуктор неправильно сказала дорогу… Эта кондукторша возмущена до глубины души: «Ай-яй-яй, как плохо она сделала! Вы на каком номере ехали? Я на неё жалобу подам! Разве можно так с людьми обращаться?! Обслуживание пассажиров должно быть только отличным!» Я вынуждена ожить: «Что Вы! Спасибо, но не надо жаловаться. А мы зато покатались, ваш город посмотрели, красиво у вас, нам нравится! В том, что меня укачало, сама виновата, не приняла таблетку. Но, я не думала, что так много ездить придётся…» За пределами локального исторического центра Казань похожа на все другие города. С тем же успехом я могла любоваться питерским окраинами. Но кондукторша довольна, как будто комплименты делали лично ей. Мы выходим, она машет рукой и кричит, объясняя, как дойти до станции метро, которая видна в десятке метров.

Билеты, по сравнению в питерским транспортом, дешевле. Поэтому мы не считаем поездки, пользуемся и метро, и наземным транспортом.
Метро нам тоже понравилось. Неожиданная такая подземка. Десять неглубоких станций. В центре – красивые, окраинные – ни о чём. На каждой станции наши рюкзаки и сумки проверяли – каждый раз! После второй проверки мы, купив жетоны, сами топали к глотке рентген-сканера. Проверяли всех пассажиров, кроме женщин с маленькими сумочками. Очень понравилось табло на станциях, на котором можно было проложить маршрут к желаемому объекту. Большой экран показывал карту, варианты пути, номера общественного транспорта, время в дороге.

В переходе «Кремлёвской» наткнулись на автомат по изготовлению памятных монет. Вот, внук порадовался! Он опускал в монетоприёмник рубли (из них прессовались сувениры), в купюроприёмник – сторублёвки. Затем мы спорили, кому какие варианты сувениров, и сколько достанется. После этого ребёнок выставлял шкалу на выбранную картинку, и крутил тяжёлый рычаг. Монетки, уже истончённые, овальной формы, с видами Кремля, или змея Зиланта, или мечети Кул-Шариф вываливались в поддончик, к общему восторгу.

Мечеть, как и весь Кремль, тоже понравились. Больше, чем любой другой Кремль, из ранее виденных. И, не устаю повторяться, нам повезло с погодой.
Перед мечетью тоже был забавный случай. Одна селфанутая девица устроила себе фотосессию на фоне Кул-Шарифа. На площади есть одно место, с которого мечеть как на ладони, там все фотографируются, вежливо пережидая друг друга. И вот – красотка в красном. Выскочила на самую середину площадки и начала позировать так и этак – варианты можно посмотреть в интернете, набрав в поисковике: «Шикарные позы для фотографий». Дурочка выучила эти позы и теперь выгибалась по полному списку. То ножку отставит, то спинку чуть не наизнанку вывернет, то головку закинет, то ручкой подбоченится. Мне надоело быть воспитанной. Я пошла к девице, ни слова не говоря, встала перед ней и крикнула дочке: «Фотографируй!» Девица обиженно поджала губки-бантики и испарилась.
В Кремль мы ходили три раза. И их мало было. Музеи, мечеть и церкви, смотровые площадки, кафе, везде хотелось побывать и всё посмотреть. Мы всё и посмотрели.