220 Учебно-боевая БС 10 апреля 1973

Александр Суворый
Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

2-е опубликование, исправленное, отредактированное и дополненное автором.

220. Учебно-боевая БС. 10 апреля 1973 года.

Сводка погоды: ВМБ Балтийск, вторник 10 апреля 1973 года, дневная температура: мин.: плюс 3.0°C, средняя: плюс 3.7°C тепла, макс.: плюс 4.7°C тепла, 8.1 мм осадков, дождь.
 
10 апреля 1973 вт
Пулять будем по самолётам противника. Это интересно. Атакуют два МРК! Ночь на якоре. Пасмурно. Закончил делать стенд «Соц. обязательства». 2 часа (ночи). Пойду стенд поставлю и спать. Нового ничего нет.

В своём дневнике-ежедневнике я, естественно, не мог написать кто и какие начальники и командиры присутствуют на борту БПК "Свирепый", а присутствовали самые первые лица 128-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей Дважды Краснознамённого Балтийского флота. К сожалению, из-за "молодости" по сроку службы (16 месяцев или 1 год и 4 месяца) и совсем уж небольшого срока нахождения на политслужбе, я ещё не мог обращаться с какими-либо просьбами, словами или предложениями к высшим командирам нашего соединения, но кое-кто, например, заместитель начальника штаба нашей 128-й БРК, меня знал и приветливо улыбался, когда мы встречались на корабле. 

Не знаю кто был из высших начальников и командиров, но во вторник 10 апреля 1973 года поздно вечером (практически ночью после отбоя) в сопровождении нашего замполита капитана 3 ранга Д.В. Бородавкина в ленкаюту заявились, как говорится, в "приподнятом настроении", два начальника: оба в простых кителях и тельняшках, весёлые, приветливые и общительные. Дмитрий Васильевич показал им ленкаюту, убранство моего комплексного рабочего места библиотекаря, художника и фотографа (как он выразился "три в одном флаконе"), библиотеку, подшивки газет "Страж Балтика", "Красная звезда" и журналов "Морской сборник" и "Зарубежное военное обозрение", а также потребовал, чтобы я показал гостям пенопластовую модель БПК "Свирепый".

Начальники, по-хорошему, удивились, сказали, что они "ни на одном корабле не видели ничего подобного", похвалили меня за "рабочий порядок" (я доделывал большой стенд о наших корабельных социалистических обязательствах), за конструкцию библиотеки и комплексного рабочего места, особенно, за макет-модель БПК пр.1135. Один из гостей попросил меня дать ему почитать на несколько дней какую-нибудь интересную книжку и я, по глупости, дал ему книжку с чёрной обложкой, на которой ступеньками нарисованы три буквы "Р": Роберт Рождественский "Радар сердца" (М.: Советский писатель, 1971). Больше эту книгу (единственную в корабельной библиотеке) я не видел...

Комплексное военно-морское учение соединений Балтийского флота, в котором участвовал наш БПК "Свирепый", все, от матросов до командиров, воспринимали как тренировочную учебно-боевую БС (боевую службу), потому что морской район учений был вдали от ВМБ Балтийск и вблизи датского острова Борнхольм. С первого дня учений нас облетали натовские самолёты-разведчики и в район учений приходили датские, шведские и германские разведывательные суда, им было на что смотреть и чем интересоваться...

Днём 10 апреля 1973 года, примерно в 10:00 "сыграли" боевую тревогу и наш корабль приготовился отразить ракетную атаку двух МРК (малых ракетных кораблей). Один из них, МРК "Град" пр.1234 типа "Овод"(заводской номер С-55) был заложен 29 ноября 1967 г. на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ  и зачислен 20 октября 1970 года в списки ко¬раблей ВМФ. Спущен на воду 30 апреля 1972 года, 30 сен¬тября 1972 года вступил в строй и 31 октября 1972 года включён в со¬став Балтийского флота. МРК "Град" был первым кораблём проекта 1234 для Балтики, имел бортовые номера: 506, 582, 552. Второй МРК, вероятно, это был МРК «Гроза» (заводской номер С-56), заложен 9 января 1969 года на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, 20 октября 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ СССР, 26 декабря 1972 года вступил в строй и 31 января 1973 года был включён в состав Балтийского флота. Имел бортовые номера:363, 358, 970, 611, 613, 614, 604, 619.

МРК "Град" и МРК "Гроза" были практически новейшими боевыми ракетными кораблями, только малого класса. Оба этих корабля стояли у причала борт к борту в ВМБ Балтийск перед БПК "Свирепый" и они мне нравились своей компактностью и мощным вооружением. МРК пр.1234 типа "Овод" имели водоизмещение: стандартное - 640 т, полное - 730 т. Длина МРК пр.1234 (наибольшая) 59,3 м, ширина (наибольшая) - 11,8 м, осадка - 3,02 м. Корпуса этих малых ракетных кораблей не бронированы, экипаж - 64 человека (10 офицеров, 14 мичманов и 40 матросов). Силовая установка МРК (ГЭУ) - 3 дизеля М-507А мощностью 10 000 л.с. каждый. Дальность хода: 415 миль (полным ходом), 4000 миль (экономным, 12 узловым). Максимальная скорость: 34 узла (фактически до 38 узлов), то есть 62,9 км/ч (фактически 70,3 км/ч). Вооружение ПРК пр.1234 типа "Овод": одна одноствольная артустановка 76-мм АУ АК-176, один корабельный шестиствольный артиллерийский 30-мм комплекс ЗАК АК-630, шесть пусковых установок ПКР П-120 «Малахит» и морской зенитный ракетный комплекс ЗРК «Оса-М».

Эти малые ракетный корабли (МРК) пр.1234 типа "Овод" (МРК "Град" и МРК "Гроза") отрабатывали свои учебно-боевые задачи и мы, БПК "Свирепый", изображали в этом учении "вражеский корабль", то есть "мишень", но активную "мишень", способную маневрировать, уклоняться от ракетных и торпедных атак, защищаться своим противолодочным и зенитным противоракетным оружием. Увы, я не мог сам побывать на ГКП (главном командном пункте) на ходовом мостике, не мог присутствовать при целеуказаниях, докладах и рапортах, поэтому всё, что происходило вчера на переходе в район учений и сегодня во время ракетной атаки МРК, я знаю по рассказам Славки Евдокимова, который в этот день реально, действительно и фактически был героем, так как "в поте лица", сосредоточенно, чётко и точно вёл прокладку обстановки на планшете БИП (боевого информационного поста).

В этот день весь экипаж БПК "Свирепый" сработал удивительно слаженно, точно, профессионально и отразил ракетную атаку кораблей противника (МРК). Таким образом, практически на этих военно-морских учениях отрабатывались морские технологии противодействия и воздействия боевых кораблей разных "весовых категорий" (рангов), но почти одинаковых ракетных вооружений. МРК (малые ракетные корабли) показали себя очень хорошо, потому что обладали неоспоримыми преимуществами перед большими кораблями. МРК пр.1234 типа "Овод" были не просто новыми кораблями, а новым типом боевых кораблей - нечто средним между ракетными крейсерами и ракетно-артиллерийскими катерами (РКА).

Самым главным и ценным в проекте МРК пр.1234 типа "Овод" было то, что они были небольшими, значит, недорогими, но при этом мореходными, то есть способными выходить в открытое море и бороться со штормовым волнением до 5 баллов, а также являлись очень мощными и дальнобойными боевыми единицами. Это сейчас известно, как и кто разрабатывал, проектировал и строил МРК пр.1234 типа "Овод", а тогда в 1973 году только единицы из высшего командования ВМФ СССР знали, что "тактико-техническое задание на разработку нового типа боевых кораблей было утверждено ещё 17 августа 1965 года и головным проектировщиком этих кораблей был ЦМКБ «Алмаз». Главным конструктором МРК пр.1234 типа "Овод" был назначен Иван Пе¬трович Пегов, а главным наблюдающим от ВМФ - капи¬тан 1 ранга В.В. Дмитриев.

Конструкторам и судостроителям предстояло в корпус морского катера вложить настоящее корабельное ракетное вооружение - две пусковые установки противокорабельных ракет «Малахит» (каждая из 6-и ракет весит 5,4 тонны), радиолокационный комплекс целе¬указания «Титанит», средства радио¬электронной борьбы, зенитный ракетный комплекс «Оса-М» и артиллерийскую установку АК-725. При этом подходящей мощной, но малогабаритной турбины или дизеля для МРК ещё не было, поэтому было принято решение - использовать трёхвальную ГЭУ (главную энергетическую установку) с двумя дизелями типа М-504. На заводе «Звезда» соединили два дизеля М-504 в один - М-507, в результате получился гибридный дизель с 112-ю цилиндрами, который выдавал мощность 10 000 лошадиных сил. На МРК пр.1234 типа "Овод" таких дизелей М-507А было три штуки... Вот почему получился не РКА, а МРК.

Новые возможности нового боевого корабля "увидел" во всех смыслах Главком ВМФ СССР Адмирал Флота СССР С.Г. Горшков - это он, принимая первый МРК пр.1234 типа "Овод" ("Буря") назвал его так: "Эти МРК - пистолет у виска империализма». Первые же практически стрельбы ракетным противокорабельным оружием показали, что этот юркий, скоростной и малозаметный корабль "речного" класса способен в одиночку утопить крупный ударный авианосец, при этом сравнительная стоимость и боевая эффективность МРК пр.1234 типа "Овод" до сих пор поражает флотоводцев всего мира. Как сторожевой корабль МРК пр.1234 типа "Овод" незаменим и не имеет себе равных: МРК охраняют границы морских районов, военные гавани, порты, морские коммуникации, границы государства: они успешно сопровождают суда и корабли, подводные лодки, совместно с авиацией противоборствуют ударным авианосным группам "вероятного противника".

Правда, при волнении моря более 5 баллов МРК не могут применить своё главное оружие - ракетный противолодочный и противокорабельный комплекс, его оружие ПВО также не вполне хорошо защищает этот корабль от ракет и самолётов, кроме этого, конечно, у МРК небольшая автономность боевого похода в море. Большая мощность ГЭУ в малом объёме, естественно, создаёт проблемы с отводом излишков тепла, охлаждением дизелей, однако эффективность "главного калибра" ракетного оружия МРК пр.1234 типа "Овод" почти 100-процентная. Любое оружие, даже простая палка, в умелых и знающих руках является грозным, а порой смертельным, оружием...

Мой друг и боевой товарищ Славка Евдокимов рассказывал, что радиотехническая комплексная система "Титанит" МРК пр.1234 типа "Овод" позволяет в активной и пассивной форме обнаруживать морские и воздушные цели, принимать информацию от самолётов воздушной разведки и спутников. РЛС "Титанит" и система "Дунай" обеспечивают пуск шести противокорабельных ракет "Малахит", каждая из которых в одиночку может запросто уничтожить такой корабль, как наш БПК. Дальность обнаружения надводных целей системой "Титанит"- "Дунай" составляет не менее 40 км, а так называемая "загоризонтная дальность обнаружения надводных целей" - более 100 км.

ЗРК "Оса-М" на МРК пр.1234 типа "Овод" была точно такой же, как на БПК пр.1135 типа "Буревестник", то есть носовая пусковая установка РУ ЗИФ-122 сам ЗРК "Оса-М" с боекомплектом из 20-ти зенитных ракет 9М33 и РЛСМ управления и наведения ракет - 4К33. Артустановка 76-мм АУ ПК-176 с боекомплектом из 316 снарядов и шестиствольный 30-мм АУ АК-630 с боекомплектом в 3000 снарядов позволяет поражать надводные и воздушные цели, атакующие МРК. Управляет артиллерийским огнём РЛС "Вымпел" (МР-123/176). Радиоэлектронное вооружение МРК пр.1234 типа "Овод" стандартное: комплекс "Монолит", навигационная РЛС "Дон-2", система предупреждения о лазерном облучении "Спектр-Ф" (с четырьмя датчиками), комплекс РЭБ (радиоэлектронной борьбы) "Вымпел-Р2" и две пусковые установки постановщика радиоэлектронных помех - ПК ПК-16.

Я не знал, но догадывался, что сейчас в Балтийском море практически воплощается в жизнь всё то, что я, Славка Евдокимов и другие оформители недавних командно-штабных учений рисовали, чертили, писали, строили. Вокруг БПК "Свирепый" находились другие корабли нашего соединения, в небе летали самолёты разных типов и классов от истребителей, до стратегических бомбардировщиков. Где-то далеко-далеко за горизонтом сновали, как морские волки, МРК, готовые немедленно выстрелить по нашему кораблю, а в глубине вод Балтийского моря тихо и незаметно крались к нашему ордеру КПУГ (корабельной поисково-ударной группе) подводные лодки.

Каждый день этих весенних военно-морских учений был чрезвычайно напряжённым... Это не были парадно-выходные красивые и стройные учения типа "Балтика" или совместные учения с ВМФ государств-участников Варшавского договора, это были "рабочие" или простые учения, а значит, максимально приближённые к настоящим боевым условиям. Пощады и скидки на ошибки никто друг другу не давал, поэтому, вероятно, после стрельб МРК "Град" и МРК "Гроза приблизились к нам и я видел их чёрные обгоревшие борта. Я видел, как пролетали над нами и рядом с нами звенья истребителей и бомбардировщиков. Я видел своими глазами как величественно и плавно, гоня перед собой пенный бурун, всплывала наша советская дизельная подводная лодка, которая играла роль американской АПЛ...

Очень жаль, что я не видел и не мог видеть, как стрелял наш корабль торпедами, зенитными ракетами и артиллерийскими снарядами по надводным и воздушным целям, как искали, нашли и сопровождали наши гидроакустики подводную лодку и ей так и не удалось ни выйти на ударную позицию к нам, ни уйти от нашей погони, ни спастись от глубинных бомб-ракет наших РБУ-6000. Если бы я сейчас был рулевым, то стоял бы за штурвалом рулевой колонки "Альбатрос 22-11", я бы всё это видел, знал, ощущал! Однако теперь я вынужден был по сигналу "Боевая тревога!" сидеть только в своей ленкаюте и напряжённо слушать звуки команд и рапортов, вздрагивать от дрожи корпуса корабля во время старта ракет и стрельбы артустановок АК-726...

Вместо реальной боевой работы я теперь клеил пенопластовые буквы на стенд "Социалистические обязательства экипажа БПК "Свирепый". Мне казалось, что моя работа с этими "буковками" - это что-то смешное, несерьёзное, ненужное, пустое, никчёмное. Настроение было паршивое... Погода портилась, было очень пасмурно, фотографировать окружающий мир можно было только в моменты разрыва облаков и появления солнечного света. Море начало штормить, мы встали на якорь и мне оставалось, "героически" преодолевая сонливость и усиливающуюся качку, закончить делать стенд «Соцобязательства экипажа БПК "Свирепый" на 1973 год» и в 2 часа ночи уже 11 апреля 1973 года, "в одиночку", вывесить стенд в коридоре личного состава и пойти спать остаток ночи и раннего утра. Вот почему я записал в дневнике: "Нового ничего нет"...

Фотоиллюстрация: МРК "Град" (?). Старт противокорабельной ракеты "Малахит". Фото Зинура Шабикова (группа в ОК "МРК Дивизион плохой погоды ШТОРМ ГРАД МОЛНИЯ РАДУГА").