Неожиданная радость

Михаил Желамский
     Были мы сегодня с любимой женщиной на Ореховом острове – в крепости Орешек, или в Шлиссельбурге, как назвал крепость Пётр I. К своему стыду я там никогда не был, хотя жил недалеко, много раз проезжал мимо, но на острове никогда не был. Крепость на острове, в начале Невы, как раз посередине фарватера, где она вытекает из Ладожского озера. Сообщение с островом – с берега на корабликах, совсем рядом от центра города Петрокрепость. Узнал много интересного из истории крепости, включая новые потрясающие факты, о которых ранее не знал.
     Я думал, да и учили так, вроде, что крепость исконно шведская, и была поставлена шведами защищать Финский залив и Балтийское море от попыток славян проникнуть с востока. Оказалось, как раз наоборот – крепость построили новгородцы еще в XII-м веке чтобы не пускать шведов в Ладожское озеро, откуда они могли бы уже спокойно нападать на любые славянские регионы.
     Крепость всегда принадлежала России, кроме короткого периода в 90 лет в смутное время XVII-го века, когда шведы взяли её длительной осадой, в результате чего большая часть гарнизона в 1300 человек умерли от истощения, а оставшиеся 100 человек были вынуждены сдаться под влиянием слухов, что уже новгородцы собираются  присягать польскому королю Сигизмунду.   
     Пётр I в начале своего правления быстренько вернул крепость России, после чего пошел вниз по Неве, где и организовал Санкт – Петербург, как известно, завершив на длительное время военное значение крепости, оказавшейся далеко от границ с противником.
     Однако, исконное назначение крепости - защита рубежей России еще вспомнилось  уже при советской власти, сначала в финскую войну, когда крепость попала на рубеж с Финляндией, а затем в Отечественную войну совершенно немыслимым способом, о котором я просто не знал к своему стыду и позору.
     Оказывается, из крепости даже визуально просматривалась Дорога жизни от маяка Осиновец до Кобоны. И в этом смысле крепость занимала стратегическое значение по защите транспорта, следовавшего в осажденный Ленинград с Большой земли, и обратно. Наши сообразили он этом первыми, и уже на следующую ночь после прихода немцев, на остров были посланы 300 десантников, и 60 моряков, которые и создали основной отряд противодействия немцам.
     На правом берегу Невы были наши, на левом – фашисты. Крепость непрерывно бомбили немцы, наши жутко отбивать, была налажена связь с правым берегом, откуда поступали боеприпасы, скудное питание. И всю блокаду крепость противодействовала немцам в обстреле Дороги жизни. Там храм на территории – самая высокая точка крепости – наши туда постоянно поднимали красный флаг, а немцы пытались сбить его.
     Тот факт, что крепость сразу не разрушили бомбёжкой до основания, говорит о чрезвычайной эффективности и мастерстве защитников в части противовоздушной обороны – там были зенитные установки.
     Там есть самый нижний каземат, сырой, холодный и малого размера, задуманный изначально для обстрела противника из ружей снизу через узкие бойницы. В период защиты через больницы моряки стреляли из пушек, погибая  там сами от сырости, холода и голода, а в результате все оказались совершенно глухими от собственных пушечных выстрелов в малом замкнутом пространстве. Это невероятно, я никогда этого не знал, и думаю, что многие не подозревают тоже.
     В связи с происходившими на территории крепости событиями, уже после войны здесь сооружен величественный мемориал в память о защитниках крепости и Дороги жизни.
     В состав мемориал входит, например, памятная доска с текстом клятвы, которую давали защитники, такого содержания: «Мы, бойцы крепости Орешек, клянемся защищать её до последнего. Никто из нас при любых обстоятельства не покинет её. Увольняются с острова на время – больные и раненые, навсегда – погибшие. Будем стоять здесь до конца». Это потрясающий пример  боевого духа русских воинов. 
     Другое назначение крепости более прозаическое – тюрьма. Именно здесь держали в петровские времена младенца – императора Ивана VI, которого и закололи штыками при попытке освобождения.
     Сюда российские императоры ссылали своих конкурентов, а затем и фаворитов. Здесь сидел герцог Бирон – фаворит Анны Иоанновны после её смерти, да вышел живым. Сюда попала первая супруга Петра I – Евдокия Лопухина, да тоже вышла, отсидев срок.
     Интересно рассказала экскурсовод про шейха Мансура – первого чеченского лидера, вступившего в  войну с Россией при Екатерине II. Его схватили и везли на беседу с Императрицей, он уже шёл по двору, когда фаворит Потёмкин, взглянув на стройного, высокого и красивого мужчину, воскликнул: «Везите прямо в крепость, Императрице не показывайте», зная склонности своей подруги - повелительницы, которая могла за мужские достоинства быстро перевести смутьяна  из каторжников в фавориты. 
     И многие другие лица с известными фамилиями сидели здесь в разные времена – Долгорукие, Голицины, другие. Сидели в камерах с разными удобствами, в зависимости от собственной важности, некоторые имели даже музыкальные инструменты, но закончили все плохо, в основном. 
     Здесь сидели декабристы, на пересылке из Петропавловской крепости в Сибирь.
     В середине XIX века в крепости соорудили «новую» тюрьму, в добавок к «старой» которая уже всех не вмещала, и не соответствовала по уровню удобств  поступающим заключенным в лице революционеров. Новая тюрьма была устроена уже на американский манер – двухэтажная, и с сеткой внутри на уровне пола второго этажа, как в голливудских фильмах.   
     Сюда же свозили для расстрела наиболее выдающихся бомбистов и их пособников, особо, по словам экскурсовода, не разбираясь в деталях совершенных ими проступков – времена были такие…
     Порядка 18-ти человек по ночам были расстреляны в одном из углов крепости, где лишь в 1951-м году энтузиасты – краеведы посадили яблоню, стоящую до сих пор, и напоминающую  о местах и способах борьбы российских властей с первыми проявлениями бунта в стране в современных формах.
     В тени этой яблони, на стене, укреплена памятная плита такого содержания: «Здесь 8 мая 1887 года царским правительством был казнен брат В.И.Ленина революционер народоволец Александр Ильич Ульянов». На плите – барельеф…

     Потрясающая экскурсия получилась, сам не ожидал и не планировал таких эмоций - слёзы на глазах, гордость в душе и спокойная радость на сердце за нашу богатейшую историю, насыщенную как совершенно жуткими событиями, так  и великолепными проявлениями доблести, чести, силы духа, целеустремленности, любви к Родине…
    
     Вечная память павшим героям!

     Многочисленные фотографии стоят на моей странице сайта vk.com.

СПб,
крепость Орешек
10 июня 2018