И снова здравствуйте!
Хотел написать отзыв о фильме, но понимаю, что без очередной порции своего понимания и видения не обойдусь, поэтому заранее прошу прощения у всех тех, кого это может покоробить. Хотел написать отзыв, а получилось…. Что получилось.
То, во что приходилось раньше верить людям, живших в средневековье или позднее, пытаясь трактовать увиденные сны, не описать в одном томе о тысяче страниц мелким шрифтом. Сонмы чудовищ рождали беспокойные умы человечества, бьющихся о гранитные стены мертвых замков тайн и скрытых истин. И конечно, Святая Инквизиция, направлявшая страждущие умы на костры, а находящихся в смятении – под лоно церкви. Зачем объяснять очевидное – нет никаких «Я», «Эго», «СупеЭго» и «Коллективного бессознательного».
-Кого беспокоит память предков? Его на костер!
- Земля круглая? Вертится? Говорите – вам приснилось? Его туда же! На костер!
А потом были те, кто просто смог обойти гранитные стены, перелезть через них, перепрыгнуть. Не разбивая и не осаждая крепости. Без жертв.
Галилей, Юнг и Френк Герберт.
Это они, кто умел задать вопрос во сне и там же получить на него ответ. И написать о нем, дать людям знания силу, Гефестов огонь зажечь в сердцах.
И к тому времени, как Нолан придумал сценарий к этому фильму, идеи воплощенные в нем, перестали быть гипотезой, приобретая оттенки аксиомы. Для нашего времени и современных взглядов на когнитивную психологию, уже не стало новостью та часть художественной истории, в которой нас ставили перед неоспоримыми фактами возможности управления своими снами.
И это лишь правда. Всем известная и скучная, понятная и принятая. Доступная.
А вот после….
После уже Нолан показал то, о чем тайком в кулуарах поговаривают ведущие профильные специалисты. Ученые-аксиомометры. Пока еще не наука.
Но уже скоро. И уже по Нолану….
Немного удивительных фактов об этом удивительном фильме.
Согласно некоторым утверждениям, режиссеру Кристоферу Нолону идея фильма пришла в возрасте 16 лет. И что же тогда его остановило в попытке произвести этот фильм?
Злые языки поговаривают, что виной стал его возраст и отсутствие 200 000 000$.
А еще говорят, так же о том, что актеры, которые снимались в этом кино, понятия не имели, что они делают и что получится в итоге.
Множество того, что есть у Кристофера в его фильмах, является научным и пограничным исследованием. Обязательно это должно быть на острие открытия, для того, чтобы про это снял фильм именитый режиссер. Но вот одно, что коренным образом влияет на восприятие открытия, прочувственно-примеренное на себя, словно костюм, истошно-истеричное, до абсурдности поверхностная эмоциональная поведенческая оценка главных героев. Там нет места для тонкости, нет масштаба для частности. Зрителя окружают раскрашенные в цвета эмоций, синапсы создателя, который снимает с себя костюм и передаёт нам, чтобы мы смогли его примерить. Нолан честно пытается с нами делиться своими чувствами.
Жаль, что у него этого не выходит. Жаль, что нет масштабируемости, по Спилберовски точности.
Примечательно, что Нолон предложил, в первый раз, снять картину в 2002 году, и обещал написать сценарий к этому фильму через пару месяцев. В итоге на сценарий у него ушло восемь лет.
И вот главный вопрос:
Допустим, мы в чужом сне и даже случилось так, что нас не восприняли за чужеродный объект. Но вот прошло время и начинает вылезать, словно иголки и булавки из головы Страшилы, наши навязчивые идеи, фобии, попытки контролировать ситуацию. Тогда это будет сродни Ноловскому костюму. Тогда во сне чужом нас лишат всех кредитов доверия, и миссия будет провалена.
За такое Оскаров не дают.
И напоследок.
Если представить на месте Ди Каприо некого другого актера – будет ли этот фильм восприниматься так, как он сейчас воспринимается:
- Иногда просто придуманное и качественно исполненное вызывает у нас восторг, ну а здесь воплощение современного Станислава Лема, и плюс исполнение по Станиславскому. После этого фильма прочный потолок горизонта и представления о материи рухнул.
???
К примеру – Дмитрий Нагиев, который по популярности в России мало чем уступит Ди Каприо?
Последнее о популярности скажут цифры, по всему миру фильм собрал 825 532 764 $. Больше бы таких задумок, и качественного исполнения.
Всем приятного просмотра.