А что если попробовать?

Валентин Спицин
То, что творится вокруг российской экономики, не поддается описанию. Глава государства, только что одержавший потрясающую победу над целой кучей шантрапы, набравшей в сумме около 10% голосов, провозглашает, что у нас все в ажуре, остается только повысить пенсионный возраст и кое-что по мелочи, и нас ждет прорыв. Нет, не трубу прорвет, но что-то вроде этого, от денег будем только увертываться.

Три четверти (76%) владельцев и управленцев предприятий, работающих в реальном секторе, оценивают состояние российской экономики как кризисное или катастрофическое. Таковы результаты исследования ВЦИОМ, проведенного среди 1 тысячи 400 представителей несырьевых отраслей в мае 2018 года.

Средние и малые предприятия более остро ощущают сложности: о кризисе или катастрофе в экономике заявили 77% их представителей, по сравнению с 73% владельцев и топ-менеджеров крупных компаний.

Отвечая на вопрос исследователей ВЦИОМ о влиянии текущей экономической ситуации на их бизнес, почти две трети (63%) предпринимателей заявили об ухудшении положения их фирм за последний год.

Еще четверть опрошенных (25%) сообщили, что состояние их компаний не изменилось. Однако учитывая, что в 2017 и 2016 годах 59% и 73% предпринимателей соответственно отметили ухудшение ситуации на их предприятиях, отсутствие изменений в этом году может указывать на то, что как минимум часть из них просто зацементировались в кризисном состоянии.

Лишь 12% предпринимателей сказали, что положение их фирм улучшилось или скорее улучшилось за последний год, против 15% бизнесменов, сообщавших об улучшениях годом ранее.

Среди самых крупных проблем, мешающих развитию их бизнеса, предприниматели назвали неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения и снижающийся спрос на внутреннем рынке.

В частности, больше половины бизнесменов (51%) сообщили о росте налоговой нагрузки на их предприятия за последний год. Кроме того, почти две трети (64%) предпринимателей заявили о росте в среднем на 16% затрат на услуги принадлежащих государству естественных монополий, что фактически тоже является косвенным налогом, который, кстати, душит и «внутренний спрос».

В числе прочих ключевых препон владельцы и топ-менеджеры компаний указали на рост в последние годы административных препятствий со стороны госструктур, включая проблемы, связанные с качеством регулирования экономики и отсутствием четкой экономической программы у правительства, сложностью бюрократических процедур, несовершенством судебной системы, избыточной активностью контрольно-надзорных и правоохранительных органов, и непрозрачностью государственных закупок.

Также предприниматели указали на рост цен на энергоресурсы и издержек на содержание персонала, недостаток квалифицированных кадров, нехватку инвестиционных средств и монополизацию рынков.

На вопросы об эффективности экономических мер, принимаемых правительством РФ, 69% опрошенных высказали мнение, что усилия властей являются нерезультативными. Почти три четверти (74%) бизнесменов считают, что у правительства либо вообще нет никакого стратегического плана по стимулированию экономического роста, либо этот план нельзя считать эффективным.

Предприниматели также теряют надежду на улучшения в будущем. Так в мае 2018 года всего 53% опрошенных высказали надежду на хотя бы минимально положительную динамику роста экономики России в ближайшие два-три года, в то время как годом раннее число оптимистов оставляло 60%.

Причем больше всех приуныли представители среднего и малого бизнеса: лишь 47% средних и 54% малых предприятий верят в возможность улучшений. Годом ранее показатели оптимизма среди этих категорий составляли 61% и 60% соответственно.

Отвечая на вопрос о возможности улучшений конкретно для их предприятий в следующие три года, предприниматели продемонстрировали еще меньше оптимизма: лишь 45% выразили надежду на положительное развитие событий (по сравнению с 50% в 2017 году). Еще 53% считают, что ситуация не изменится или ухудшится (годом ранее таких было 49%). Остальные не знают, что и думать.

Такая бравурная симфония, - только вот официальная экономическая наука что-то молчит, как воды в рот набрала, а ей бы и карты в руки. Нет, mille pardon, вот высказалась:

«Вопрос в том, какие силы способны подтолкнуть новый подъём? В том-то и дело, что ясности в этом нет. Улучшение ситуации в 2017-2018 годах опиралось на повышение нефтяных цен после договорённости России и ОПЕК в 2016-ом году. А что ещё. Снова нефть, газ, ещё сельхозпродукция положения в корне, для выхода на рост ВВП 3% в год, не изменят. А что? Надо выходить на новые технологии, на инновационную экономику, вероятней всего на малых и средних предприятиях. Обязательно с опорой на отечественные науки и образование, а главное – на резкое повышение эффективности рыночной экономики на усиление конкуренции экономической и особенно политической. Это значит полноценное воплощение институтов демократии. А также реформа судебной системы. Это минимум.

Сказать, что всё это сработает за 2-3 года, нельзя. Потребуется столько времени, сколько нужно для адаптации бизнесу, да и всему гражданскому обществу. Вы скажете – невозможно, у нас нет столько времени. Но все же имейте в виду, что рыночной экономике у нас 26 лет, не так много. Из них 18-20 лет ушли на частичный возврат советских институтов или даже на методы Николая I и Александра III. Только правительство Ельцина-Гайдара, максимум 8 лет, возобновляло развитие вслед за реформами Александра II с 1861-го года.

Но другого метода открытия нового подъёма просто нет. Не сможем повернуть – будет, видимо, продолжаться стагнация.

Это мысли от общения с Т. Фраем накануне Праздника. Надо думать!

До встречи,

Евгений Ясин»

До следующего свиданьица, то есть. А я подумал, а что если прислушаться к профессору? Один хрен, как в анекдоте про зебру, который он же и привел: черная полоса, белая полоса, снова черная полоса, белая полоса, а в итоге-то всё равно ж&па! Кстати, тут он и обладатель заоблачного рейтинга едины: оба про фатальную полосу, только один про черную, а другой про белую, а в итоге все равно ж&па.

Представляете, сплошь малые и средние «предприятия» типа «Рога и копыта» (по закону, кто не знает, предприятия делятся на три категории: 101-250 человек – среднее предприятие, 15-100 – малое предприятие, до 15 – микропредприятие. ... - средние предприятия – 2 млрд. рублей; - малые предприятия - 800 млн. рублей; - микропредприятия - 120 млн. рублей), и все так интенсивно изобретают и изобретают как полоумные, чтобы «выходить на новые технологии, на инновационную экономику, обязательно с опорой на отечественные науки и образование», от которых давно остались рожки да ножки, кстати, стараниями тех самых Ельцина-Гайдара, когда НИИ громили как «кулаков» при Сталине. Да сейчасашного выпускника ВУЗа, из которых ни один не входит не то чтобы в World Top-100, а просто в подзаборный анекдот или в телесериал «6 кадров», нельзя даже в секретари принимать, он в слове из трех букв четыре ошибки делает!

Но уж если ж&па куда ни повернись, почему не послушать корифея? Воплощение институтов демократии у нас уже из рук вон замечательное, что ни выборы, то 99%. А реформа судебной системы тоже не проблема, Правда, судей придется из-за границы выписывать. Наш, если над ним не будет начальства, совсем оборзеет, весь навар будет брать себе, что депутатам останется? А депутаты у нас, вон один своей жене купил квартирку в Москве в пентхаусе за $143 млн.

Нет, тут тщательнЕе надо, но ничего, глаза страшатся, а руки делают. Вдруг не врет прфессор? Вот заживем-то!

Валентин Спицин