Мистификация как практика избегания

Виктор Ляшенко
Чем дольше занимаюсь консультированием и психотерапией, тем больше становлюсь материалистом. А жена говорит - взрослею :)

В юности для меня соблазнительными были идеи о том, чтобы какими-то магическими манипуляциями что-то изменять в обстоятельствах своей жизни (то есть действуя нереальными средствами, получать реальный результат). Соблазнительными были и объяснения мистического толка, вроде кармических влияний прошлых жизней, энергетическими связями и т.п.

И вот, чем больше работаю с клиентами, тем очевиднее становится, что всякие мистические настроения, объяснения и интерпретации "эзотерического" толка являются ни чем иным, как способом избегания своего действительного участия в своей реальной жизни. Ведь когда нашёл объяснение своему страданию в том, что ты этим страданием платишь дань демонам, или что это всё проклятая карма, или это всё родовое проклятие и т.д. и т.п., то уже нет необходимости предпринимать усилия для исследования, осознавания и признания того, как ты сам портишь себе жизнь - уже найдено оправдание и снята ответственность.

Конечно, вполне логично пытаться найти хоть какие-то способы влияния на мир, в котором ты живёшь, и если ты не находишь реальных способов, то ищутся "магические", "тонкоплановые", "духовные", "эзотерические" и пр. Но эти же методы и лишают возможности обнаружения того, какими реальными средствами в каких реальных отношениях можно достигать нужного тебе. Все эти хитрые "эзотерические" способы являются не более, чем способом избегания своих реальных усилий, реальных отношений, реальных конфликтов, реальной боли от соприкосновения с реальным миром.

Уточню, что речь не об отрицании мистического (то есть таинственного, неизвестного, непознанного). Разумеется, существует и то, что мало известно или вовсе не известно науке, есть экстраординарные возможности и способности, случается опыт, который трудно укладывается в обычные представления и который трудно поддаётся описанию. Речь не об этом. Речь о желании мистифицировать, о нагнетании таинственности вместо трезвого исследования.

Другими словами, мистические настроения человека чаще всего являются диагностичными: они говорят о том, что человек устраняется из своей жизни в поисках окольных путей, о стремлении жить так, чтобы не вступать в реальные отношения с реальными людьми, с миром, и с самим собой; жить так, чтобы не осознавать своей собственной ответственности (и быть не виноватым в своих бедах, быть правым и хорошим); жить так, чтобы получать желаемое с минимумом усилий (а в идеале, и вовсе не своими усилиями).