Совок, продолжение 4

Юрий Мурашев
Сосновые плёнки
Во время войны, весной, когда у деревьев начиналось сокодвижение, мы - ребятишки, лакомились сосновыми плёнками.
Выглядело это так. Брали топор, ножи и шли в сосновый лес. Находили  сосну без сучков, диаметром около 15 сантиметров, и срубали её. Затем сдирали с сосны кору, а под ней был мягкий, сладкий, вкусный слой пластичного вещества, толщиной около 1 миллиметра.
Вот это вещество мы и срезали ножами, получались плёнки шириной до сантиметра, а длина определялась собственным желанием и количеством ребят. Обычно, на дерево приходилось два, три человека, они становились вдоль сосны на расстояние около 2 метров друг от друга. Поэтому плёнку можно было срезать длиной 2 метра, но срезали, обычно, короткие куски до 10 сантиметров и, сразу же, отправляли их в рот. Обычно, хватало одной сосны, чтобы насладиться плёнкой. В лес приходили ещё раза два, сокодвижение заканчивалось, лакомство тоже.
К концу лета, дерево становилось сухим, и мы приносили его домой на дрова и поделки. Сегодня это выглядит варварством, но во время войны надо было чем-то заменять отсутствие сахара, конфет и других сладостей.
Но вот почему у нас не собирали берёзовый сок, не знаю до сих пор.

Хрен.
У нас, в деревне Околок, хрен на огороде никто не сеял. На межах, вдоль колхозных полей, рос «дикий» хрен и его копали все и сколько хотели, хрену было много, как и щавеля на этих же межах. Как они оказались на межах, никто не знал.
Весной хрен, щавель(его у нас называли кислухой), крапива были нашими витаминами, но мы об этом не думали и не подозревали.
В памяти у меня, почему-то, осталась тюря из хрена, картошки и домашнего кваса. Мама посылала нас за хреном, мы брали лопату, ведро и шли в поле. На меже находили хрен, выкапывали, мыли в озере и несли домой.
Дома хрен снова мыли, очищали от мелких корешков и повреждений, а затем тёрли на мелкой тёрке, обливаясь слезами. Мама высыпала хрен в кастрюлю, добавляла варёную, нарезанную картошку, заливала квасом, солила и получалась прекрасная тюря, которую все с удовольствием ели.
Сейчас, когда мне уже почти 75 лет, я прочитал про хрен много интересного и полезного для человека, но тогда, в войну, никто об этом не знал, да и не думал, просто тюрю любили все, а она платила добром за нашу любовь.

Загадки
В школе, когда я учился в 5 классе, учительница дала домашнее задание: придумать хотя бы одну загадку и написать домашнее сочинение на любую тему, но только небольшое. Представить загадку и сочинение надо было через неделю.
Я долго ломал голову над загадками и, наконец, придумал. Первая загадка: «Не старик, а хмурится, не дитя, а плачет». Вторая загадка: «Маленький, пузатенький, спереди хоботок – сзади кренделёк».
Сочинение я написал очень краткое: «Посреди ржаного поля стояли две пышные берёзы. На их ветвях сидели воробьи и весело чирикали. Вдруг, на вершину, одной из берёз, стремительно упал и сел большой ястреб. Воробьи, быстро, спрятались во ржи».
Учительница за загадки и сочинение поставила пятёрки. В сочинении ей, почему-то, больше всего понравилось слово «пышные», а ответ на загадки класс долго не давал и мне самому пришлось дать ответ: туча и чайник.
Загадки всем понравились, в том числе, и мне самому. Первую загадку я придумал после дождя, вторую, когда пил чай.

Прыжок брата
Я учился в 7 классе, а брат Слава, во втором. Школа для младших классов размещалась над магазином, на втором этаже. В детстве, ребята часто подначивали друг друга: «Ты это не сделаешь, побоишься!», и так далее.
И вот, однажды, одноклассники Славы, во время перемены, стали спорить: кто не побоиться прыгнуть со второго этажа школы на дорогу. Все молчали, тогда Слава говорит: «Я прыгну!». «Слабо! Слабо!» закричали ребята.
Слава открыл окно, встал на подоконник и, прыгнул. Прыгнул неудачно, попав ногой на камень. Нога подломилась и, сломалась.
Прибежала учительница, заохала и отправила ребят за телегой. Через полчаса приехал на телеге врач, медсёстры, положили Славу на телегу и увезли в больницу. В больнице Славе наложили гипс на сломанную ногу и через несколько дней привезли домой. Нога быстро поправилась и Слава даже не хромал.
Сейчас Славе уже 70 лет и как чувствует себя его нога, я не знаю, так как живёт Слава за несколько тысяч километров от меня. Но, думаю, что нога помнит этот случай, временами ноет и «ругает» Славу.

Районные соревнования
Летом 1944 года наша школа участвовала в районных соревнованиях. В команду школы, из 6 человек, входил и я.
На соревнованиях надо было:
• пройти по буму на скорость;
• попасть три раза в отверстие щита, который находился в 10 метрах;
• бросить гранату на дальность;
• подтянуться на перекладине не менее 6 раз;
• прыгнуть в длину;
• выполнить всей командой групповое упражнение.
Соревнования начинались в 12 часов дня, в воскресенье. Наша команда собралась в 6 часов утра, у школы, и отправилась пешком в районное село Алёховщину. От нашей школы, в Тервеничах, до Алёховщины 15 километров.
Групповое упражнение я знал плохо, в дороге один раз потренировались, но оказалось, недостаточно.
В соревнованиях приняло участие 15 команд от разных школ района. Сначала выполняли индивидуальные задания: бум, бросание мяча  и гранаты, подтягивание, прыжки в длину. Наша команда все эти задания выполнила лучше всех и вышла, пока, на первое место.
Я бум прошел быстро и не упал, все три мяча забросил в отверстие, гранату бросил далеко, прыгнул в длину дальше нормы, подтянулся 11 раз, но в групповом упражнении ошибся, из-за чего наша команда заняла в этом, последнем виде соревнований 5 место.
В итоге, мы скатились с 1 общекомандного места, на третье. Я очень переживал и понял, что ко всякому делу надо готовиться, а не надеяться на «авось».
На фотографии: брат Слава, сестра Валя и я. 1943 год.