120

Виталий Воропаев
Кроме познания мира как единого, его основ и глубинной сущности, философская мудрость предполагала также раздумья о природе человека, его сущности, предназначении, смысле жизни, а также проблеме, что больше в человеке биологического или социального. Первоначальные представления о человеке сложились задолго до того, как возникла философия. Человек необъясним, загадочен, божественен. Древние люди всегда рассматривали человека, как часть общества, а общество, как часть космоса. С прогрессом сам человек начинает все больше вмешиваться в биологическую часть своей природы, мотивируя это, прежде всего гуманистистическими намерениями.
Управление по пищевым продуктам и лекарствам США в 2017 г. зарегистрировало чип, который позволяет получать о пациенте всю информацию, даже если тот находится без сознания.  Стоимость данного чипа не превышает 200 долл. И, по свидетельству разработчиков чипа данное изделие позволит существенно увеличить продолжительность жизни пациентов с довольно серьезными заболеваниями, так как информация о пациенте идет к специалисту - медику фактически в онлайн – режиме.
В последнее десятилетие, особенно с 2010 г. в Мексике выросло число преступлений связанных непосредственно с кражей детей и требованием выкупа за ребенка. Поэтому многие родители в Мексике, в том числе и довольно зажиточные, считают необходимым проводить чипирование своих детей, для того чтобы у сотрудников внутренних органов страны была бы возможность в случае фактического похищения ребенка непосредственно отследить его местонахождение.
Начиная с 2010 г., в США довольно значительное количество граждан подвергаются добровольному чипированию, так как считают более удобным вместо большого количества документов, которые могут пригодиться в данный момент, а это и страховое свидетельство и кредитная карточка и социальная карточка и даже магнитные ключи, просто воспользоваться встроенным чипом.
Таким образом, человек в данное время все более перестает быть только биосоциальным существом, а становится технобиосоциальным.
Итак, гражданин Н имеет электронный кардиоклапан в сердце, электрорецепторы в сетчатке глаз, несколько вживленных чипов, модульные электростимуляторы коленных суставов и при этом данный гражданин Н совершенно прозрачен для государственных органов, в любой момент можно будет установить его местонахождение.
С одной стороны гражданин Н без кардиостимулятора вообще бы не смог жить, без электрорецепторов в сетчатке глаз – не смог бы видеть, без модульных электростимуляторов коленных суставов не смог бы ходить, а без вживленных чипов специалиста медики не смогли бы вовремя оказать ему помощь с учетом множественных его заболеваний, поэтому данный гражданин должен быть вроде как счастлив в данный момент, но гражданин Н ощущает себя вроде механизированного андроида, обо всех действиях которого известно его хозяевам, не самое лучшее мнение о себе самом свободной личности.
Таким образом, философы не могут, как раньше рассуждать, что такой человек является больше социальным или биологическим существом, невольно напрашивается вопрос, что больше в таком человеке биологического, социального или техногенного. Кроме благ, которые приносит технологическая революция, которая проявляется, в том числе и в виде чипизации, есть и реальные проблемы, с которыми столкнулось человечество. Это, прежде всего получение фактического 100 % контроля над действиями личности у которого вживлен чип со стороны государственных органов. И вопрос о том, что приносит чипизация больше блага или вреда для общества не является однозначным.
При анализе данного кейса необходимо ответить на вопросы.
1. Древнейшей проблемой философии является анализ баланса социального и биологического в природе человека, как изменился данный баланс с увеличением технологической составляющей.
2. Что приносит больше блага или вреда для социального и биологического в природе человека со стороны техногенной составляющей.
3. Почему чипизация вызывает более негативный фактор у общества и до сих пор не имеет массовых характер.
Ответы по кейсу.
1. Техногенная составляющая является не менее значимой, чем социальная и биологическая часть в определении сущности человека. В настоящее время философам уже нужно говорить не о биосоциальной сущности человека, а о технобиосоциальной сущности человека.
2. Техногенная составляющая, безусловно, укрепляет биологическую составляющую природы человека, и прежде всего, негативно влияет на социальную сферу, так как, фактически ограничивает права и свободы отдельной личности, как это видно в примере с чипизацией.
3. Ограничение прав и свобод человека, в связи с развитием технологической составляющей, не прибавляет популярности чипизации, как одному из ярких проявлений техногенной революции.