Прыжок из окна

Федор Быханов
По неосторожности лишив гостя жизни, злоумышленник затем попытался замести следы совершенного преступления, а когда ему это не удалось, то пустился в бегство.
…Череда любых праздничных дней, по тревожной традиции, сложившейся в обществе, почти всегда оборачивается дополнительными хлопотами для сотрудников правоохранительных органов. Поскольку им приходится заниматься последствиями хмельного многодневного досуга, не всегда и не для всех участников торжественного застолья, завершившегося благополучно.
Так было и после тех январских каникул. Тогда вызов в «Дежурную часть» последовал с центральной улицы Приобской части Бийска, где дворник, вышедший затемно,  чтобы раньше появления жильцов расчистить тротуар от свежего снега, нашел в сугробе покойника.
Прибывшие на место происшествия полицейские нисколько не сомневались в том, что перед ними – жертва насильственных действий, поскольку на лице неизвестного молодого человека без верхней одежды имелись следы от полученных еще при жизни, телесных повреждений.
Однако решающее слово все же было за медиками.
Они, дотошно осмотрев останки несчастного, установили, что вероятной причиной его смерти стала закрытая черепно-мозговая травма, обернувшаяся обширным внутренним кровоизлиянием, тогда как предшествовавшие ее нанесению многочисленные побои, особой опасности, возможно, не представляли.
И уже криминалисты, с учетом мнения коллег в белых халатах,  предположили, что не здесь, на морозе под открытым небом, и не так давно кто-то столь жестоко расправился с  парнем. Так как ничто вокруг не говорило о случившейся потасовке и тело погибшего человека еще не успело окончательно закоченеть. Судя по всему, его вынесли в сугроб, чтобы спрятать, прямо из какого-то подъезда этого пятиэтажного дома. И уже следуя этой версии, обойдя с опросом квартиры, можно было бы установить истину.
Одновременно с проверкой данного предположения, началось выяснение личности погибшего. Помощь в этом оказала база данных, имеющаяся на лиц, находящихся в зоне риска. Так как сиротой при живой матери, лишенной родительских прав, человеком, прошедшим воспитание в детском доме, оказался Николай Окладов. Самостоятельность он обрел в городе, где приобретал профессию, занимаясь в среднем специальном учебном заведении.
Вот там сыщики и начали искать тех, кто мог знать подробности, связанные с появлением студента совсем не в том микрорайоне, где  был зарегистрирован на постоянное место жительства.
Таким свидетелем оказался Юрий Черников. Обучающийся в одном и том же колледже с Николаем Окладовым, он и поведал о том, что привело их обоих по окончанию зимних  каникул в тот злополучный многоквартирный дом, у которого впоследствии в сугробе обнаружили труп его бывшего друга.
По тому адресу сам Черников оказался вначале еще раньше. К тому же был тогда единственным гостем младшего по возрасту товарища. Как бывало прежде, снова наведался к земляку первокурснику Игорю Назарову не просто так. А в расчете на щедрое угощение  спиртом из запасов, привезенных односельчанином от деревенской бабушки «в медицинских целях».
Там же переночевав и опохмелившись наутро из уже знакомой бабушкиной бутылки, приятели связались по сети Интернет с Ольгой Горкиной – тоже общей давней знакомой и односельчанкой.
До переезда в город девушка жили почти по соседству с домом бабушки Игоря, в одиночку воспитывавшей внука, оставленного родной матерью. Продолжилось общение и в Бийске, куда отправилась на учебу. Так что давняя знакомая охотно приняла радушное приглашение зайти «на огонек» к тому, кому отвечала симпатией.
Да и всем от этого стало лучше, поскольку с появлением за столом настоящей молодой хозяйки отпала проблема в приготовлении закуски, порученной теперь умелым рукам девушки.
Но тут Юрий вспомнил, что ему непременно нужно побывать в учебном заведении, где от него ждут некоторых документов. Вот тогда-то, по пути туда и обратно, прямо на остановке общественного транспорта ему встретился еще один будущий специалист среднего звена – Николай Окладов.
Рассказ о хлебосольном хозяине, прямо с порога готового угостить любого желающего спиртом из деревни, так увлек и этого юношу, как видно, не чуравшегося крепких напитков, что он тут же согласился составить им компанию.
Знакомство прошло в теплой дружеской обстановке.  Правда, за столом лишь представители сильного пола звенели стаканами, провозглашая тосты, тогда как Ольга не увлекалась крепким подношением.
А вот новичку, как оказалось, имевшему богатый опыт употребления спиртного, удалось перепить своего провожатого. Спустя какое-то время Черников задремал, свернувшись калачиком на диване, под звуки застолья с участием, оставшихся в центре внимания, более устойчивых потребителей алкоголя.
Проснулся оттого, что его растолкала девушка, испугавшаяся драки, случившейся между земляком и бывшим детдомовцем. Но разнимать их Юрию не довелось, так как к его пробуждению все было кончено. Верх одержал хозяин, оказавшийся более подготовленным к такому единоборству. Поверженный им в кулачном бою соперник лежал на полу вниз лицом, в лужице набегающей крови.
Предложение проснувшегося гостя вызвать «Скорую помощь» победитель в стычке немедленно отверг, так как в таком случае не обошлось бы без вмешательства полиции. К тому же Николай вдруг пошевелился, показывая признаки жизни. Решили, что утро вечера мудренее.
Проводив Горкину до порога, двое из оставшихся на ногах друзей, потушили свет.  Легли спать на одном диване. И все же тревога заставило парней проснуться среди ночи. Она не была напрасной. Поверженный в драке Николай Окладов продолжал лежать на полу в прежней позе. Но уже не дышал.
Только это обстоятельство не особенно озаботило другого гостя. Сморенный тем, что накануне успел выпить, он снова заснул. Оставил хозяина наедине с его страшной  проблемой.
Когда утром Юрий уходил восвояси, то в квартире мало что напоминало ночные события. Разве что, смутно помнил, как Игорь при нем замывал тряпкой кровь на полу, прежде чем сообща вынести из квартиры неожиданную обузу. И не исключал того, что избитый собутыльник мог оказаться, таким образом, в сугробе у подъезда.
Эти показания стали существенным дополнением к уликам, собранным теми, кто пытался раскрыть преступление по горячим следам. Служебно-розыскная собака, использованная для установления места преступления, привела к двери квартиры на втором этаже, за которой никто не открывал на требовательные звонки оперативников. Пришлось, в присутствии понятых, вскрывать ее принудительно.
Распахнутое окно из жилища, еще не успевшего выстудиться морозным зимним воздухом, поступавшим с улицы, указало путь, каким совсем недавно воспользовался беглец, не желавший встречи с представителями закона.
Тут же отыскалось множество следов, указывавших на то, что следствие не ошиблось адресом. Об этом можно было судить по пятнам крови на пороге и коврике под ногами, нескольким окуркам сигарет в пепельнице и отпечаткам на посуде пальцев хозяина и его гостей, среди которых оказались и те, что оставил здесь погибший юноша.
При судебно-химическом исследовании экспертами крови погибшего юноши, оказалось, что в ней содержится  этиловый спирт в концентрации - 3,2 промилле, что у живых лиц может соответствовать сильной степени алкогольного опьянения.
Само происхождение того, что разливали по стаканам участники застолья, подсказало место, где может теперь скрываться Игорь Назаров, подозреваемый в совершении тяжкого преступления. Его и отыскали в родном селе, где проживала не только бабушка сироты при живых родителях, но и прочие родственники.
Один из них, которому приехавший из города пасынок поведал все начистоту, сообщил в полицию и о визитере, и о том, что тот готов к чистосердечному признанию. Правда, перед этим отчим свозил Игоря в больницу, где парню наложили гипсовые повязки на левые руку и колено, поврежденные после неудачного приземления, когда беглец выпрыгнул в окно, желая скрыться от, звонивших в дверь, сыщиков.
Тогда, в горячке, Назаров смог убежать со двора, куда вынес перед этим ночью труп погубленного им гостя. Затем добрался до автовокзала, откуда и отправился в родное село, когда-то подарившее ему первое высокое чувство душевной привязанности, а теперь выбранное для спасения от наказания, полагающегося за вину, совершенную, как раз при защите своей любимой девушки.
По словам Игоря, с кулаками он  набросился на пьяного Окладова лишь после того, как тот откровенно начал приставать к Ольге Горкиной, невзирая на все ее протесты против такого общения и глубокое неудовольствие, откровенно и недвусмысленно выраженное Игорем Назаровым. Возникшая драка обернулась трагическим исходом для чужака, которого и он, и девушка видели в первый и, как оказалось, последний раз.
Эти показания своего друга детства и поклонника, пригласившего ее в гости, Ольга подтвердила полностью. Потому обвинение предъявили в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
В качестве обстоятельств, повлиявших на смягчение участи подсудимого, учли его полное признание вины и раскаяние. А также явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления,  совершение преступления в состоянии психологического стресса впервые и в несовершеннолетнем  возрасте.
Не осталось без должной оценки и  противоправное поведение потерпевшего, явившееся поводом  для совершения преступления. Так что приговорили осужденного к пяти годам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.