Вот как бывает

Раиса Яковлева
 На днях умерла Валя Моисеева. Ей было 89 лет. Она была добрым, чистым и светлым человеком. Валя выглядела в гробу так, будто, устав от этой жизни, прилегла отдохнуть и неожиданно для себя уснула. Ее дочь Геля, склонившись над телом в гробу тихо говорила:
- Мамочка, родная моя. Ты самая лучшая мама на свете. Как мне жить теперь без тебя?


 Валя приехала в Израиль в пенсионном возрасте вместе с мужем и старшей дочерью после того, как сюда прибыл их старший внук - сын Гели Антон с женой Верой и сыном Денисом, которому в то время было пять лет. Антон по профессии инженер-электронщик, его жена – медсестра. Они были молодыми, быстро освоили иврит и нашли работу по специальности. Вслед за ними потянулись и другие члены большой семьи.

 Сначала к бабушке с дедушкой приехал внук от среднего сына Виталия, Толик. Он жил у бабушки с дедушкой, нашел работу, связанную с продажей велосипедов. Какое-то время проработал нормально, потом решил прокатиться на одном из велосипедов, подлежащих продаже, за что его сразу уволили. Он нашел другую работу, но и на ней продержался недолго. Толик приехал после окончания школы, не успев повзрослеть и понять: то, что сходило с рук в школе, во взрослой жизни не сойдет.

 Бабушка с дедушкой переживали, прорабатывали внука, но справиться с ним не могли. Они облегченно вздохнули, когда в Израиль репатриировались родители Толи, сын Виталий со своей женой Зиной, и забрали его к себе.


 Судьба у Зины была нелегкая. Она была замужем, когда встретила обаятельного красавца, увлекательного рассказчика, веселого балагура Виталия. Он в это время был в разводе. Узнав об измене пьющего мужа, жена забрала маленькую дочку и уехала к родителям. Зина привлекла Виталия своей грациозностью и независимым характером. Чтобы завоевать ее сердце, он пустил в ход все свое обаяние.


- А знаешь ли ты, что я фокусник?
- Видела я таких фокусников!
- Тогда увидишь еще одного. Смотри!
Виталий сделал несколько быстрых движений руками, опустился перед Зиной на одно колено, наклонил голову и преподнес ей букетик майских ландышей.
- Ах! Ландыши! Мои любимые цветы! Как ты догадался?


  Он читал ей стихи, пел песни о любви, водил в ресторан. Виталий любил жить красиво. Зина не устояла, бросила мужа и ушла к Виталию. У них родился Толик. Счастье длилось недолго. Виталий не смог перебороть свою натуру: он продолжал пить, флиртовать с женщинами. Зина терпела. Она любила своего непутевого мужа, и еще больше маленького сына.
 Когда старшие Моисеевы уехали в Израиль, Толя оканчивал школу. У него не было большого стремления к знаниям, чтобы поступить в институт, так же как не было и желания работать. Он решил, что лучше всего поехать в Израиль, где жизнь ему представлялась похожей на сказку.

 Оказалось, что и здесь надо работать. Но с работой у него как-то не складывалось. Перед приездом родителей Толя устроился работать на стройку. Работа была тяжелой и опасной, так как, работал он на высоте.

 Но ему это даже нравилось. Он был легким и гибким, с высоты строящегося дома перед ним открывалась такая красота, что дух захватывало. Город находился на горе Кармель, с которой просматривалась не только равнина под горой, но и Галилейские горы вдали.

Как-то, гуляя по городу, он попал на выставку картин. В большом зале молодые художники выставляли свои работы на суд зрителей. Толя с интересом рассматривал пейзажи, цветы, натюрморты, портреты. Его заинтересовал портрет пожилого человека, который был чем-то похож на дедушку Наума. Ведь благодаря дедушке их семья оказалась в Израиле.


- Чья это картина? – Спросил Толя.
К нему подошла красивая черноволосая девушка с синими глазами.
- Это ваша работа?
- Моя.
- Кто на ней изображен?
- Мой дедушка.
- А можно с ним познакомиться? Он так похож на моего дедушку! Они могли бы стать друзьями.


- А вы напишите портрет своего дедушки.
- Но я не художник. Я не умею рисовать.
- Приходите к нам в студию. Научитесь!


 Жизнь понемногу стабилизировалась. Наум и Валя получали пособие по старости, Геля нашла какую-то работу. Антон с женой работали по специальности, но не видели для себя перспективы профессионального роста. Друг Антона уехал в Канаду и звал его к себе. Антон с Верой подумали и тоже уехали в Канаду.


 Прошло несколько лет. Близкие в Израиле получали от них восторженные письма и приглашение приехать погостить. Валя с Гелей, недолго думая, собрались и полетели к сыну и внуку в гости. Антон встретил их в аэропорту.


- Дорогие мои! Как я рад вас видеть! Мама! Бабушка! – Он обнял их и повел к машине. Семья Антона жила в просторном двухэтажном доме. У них родился малыш, назвали его почему-то Михель. Денис вырос, учился уже в седьмом классе. Бабушка Геля провожала его по утрам в школу до поворота. Там он встречался с девочками из своего класса, они целовались и дальше шли в школу вместе. Валя с Гелей готовили еду, возились с ребенком. В свободное время Антон возил маму с бабушкой по Канаде, показывал им красОты этой страны: национальные парки с первозданной природой, озера, Ниагарский водопад. Валя с Гелей радовались, что у Антона с Верой все благополучно.


 Оказалось, что за внешним благополучием кроется трагедия. Приехав в Канаду, Антон устроился на работу в электронную фирму, работал по специальности. Вера не смогла найти работу медсестры и вынуждена была работать в крупном супермаркете рядом с домом.

 Директор супермаркета - красивый, стройный, страстный итальянец начал ухаживать за Верой. И ей он понравился, у нее еще не было таких галантных поклонников, к тому же, директоров супермаркета.

 “Антон ничего не узнает” – решила Вера, и стала встречаться с итальянцем, объясняя сверхурочной работой позднее возвращение домой. Антон чувствовал охлаждение к себе со стороны жены и удивился, когда она сообщила ему о своей беременности. Когда родился мальчик и Вера назвала его Михель, Антон задумался, тем более, что ребенок не был похож ни на него, ни на Веру. Она призналась, что Михель сын итальянца, что Антон ей больше не интересен как мужчина и, вообще, она собирается замуж за своего директора и Денис останется с ней.

 Антон был ошарашен таким заявлением. Вскоре он тоже встретил симпатичную женщину, которая одна воспитывала двоих детей. Эвелина пригласила его к себе, познакомила с детьми. У них сложились добрые доверительные отношения. Эвелина предложила Антону перебраться к ней, дети поддержали маму. Они запрыгали, приговаривая:
- Перебирайся к нам! Перебирайся к нам!
Со временем он так и сделал.


 Для Вали с Гелей это признание прозвучало, как гром среди ясного неба. Особенно трудно было понять это Вале, которая прожила с Наумом в любви и согласии долгую, счастливую жизнь.


 После знакомства с синеглазой художницей Толя начал посещать художественную студию, учился писать картины. Он понял, что это как раз то, чего ему не хватало. Толя учился художественному мастерству, начал выставлять свои картины в выставочных залах.

 Он писал, в основном, городские пейзажи, которые открывались ему с высоты строящихся зданий. Когда Толя почувствовал себя более уверенно, он уговорил дедушку позировать и написал его портрет. Этот портрет был представлен в выставочном зале вместе с другими его работами и получил высокую оценку жюри. Вся семья Моисеевых пришла на выставку посмотреть Толины картины. Пришла и синеглазая девушка поздравить его с успехом.


 Виталий продолжал вести привычный образ жизни: пил, курил, менял женщин. Зина нервничала, устраивала скандалы. Он ушел от нее, снял себе небольшую квартиру.

 У Виталия было много женщин. Все они его очень любили. Летели к нему, как мотыльки на огонь, прощали ему все его выходки. Такой удивительной притягательной силой он обладал. Виталий постоянно поддерживал отношения с дочерью от первого брака. Она была замужем, имела двоих детей: девочку семи и мальчика пяти лет. Дочка приехала в Израиль повидаться с отцом и познакомить его с внуками. Настя с Аликом были очень шустрыми и неугомонными, бегали, прыгали, переворачивали вверх дном всю квартиру.


- Дети угомонитесь! – Говорил им дедушка.
- Нам скучно угомониться! Мы хотим играть!
- Тогда пойдемте на улицу, будем играть в прятки. Я буду прятаться, а вы будете меня искать.


- Папка! Какой ты у меня классный! – Говорила дочка, - как жалко, что мы так далеко от тебя.
Дочка с детьми вернулась домой. У Виталия появились проблемы с сердцем. Врач сказал, что ему нельзя пить и курить, но жить по-другому он уже не мог. В этот вечер Виталий был дома один. Ему стало плохо. Пробовал читать, не читалось. Выпил рюмку водки, потом еще. Легче не становилось.

 Позвонил сыну.
- Толик! Плохо мне.
- Папа, держись! Я сейчас приеду!
- Не надо, не приезжай. Я сейчас еще немного выпью и усну. Утром будет все в порядке.


- Хорошо, отоспись, завтра встанешь здоровым. Утром я приеду.
 Утром Толя застал в постели холодное тело отца. Сердце Виталия не выдержало нагрузки, остановилось. Виталия хоронили родители, старшая сестра, жена, любовница, сын и несколько друзей.

 Наум с Валей тяжело переживали утрату. Больно и горько хоронить своего ребенка даже если он уже имеет двоих внуков и прожил свою жизнь не так, как хотелось бы родителям.


- Ушел, как будто его и не было, - с горечью сказаа Валя.
- Что ты говоришь,- возразил Наум. – Он подарил нам двоих внуков – Лизу и Толю, двоих правнуков – Настю и Алика. Разве этого мало?


 Зина овдовела. На душе у нее было очень тяжело. Хотя и при жизни Виталия Зина не была счастлива, но она знала, что он жив, что он где-то есть, что его можно увидеть, услышать его слова... А теперь все кончилось... Она не представляла себе жизни без Виталия. Эти мысли подтачивали ее изнутри. Зина заболела. Ее душевное состояние не способствовало выздоровлению, жить ей не хотелось. Зине становилось все хуже. Она умерла через год после Виталия.


 У Наума с Валей был теплый гостеприимный дом. Они всегда были рады гостям. Валя умела вкусно готовить, она накрывала красивый стол с разнообразными блюдами. Там были и салаты, и супы, и мясные и рыбные блюда. На десерт подавались фрукты, чай, сладости. Все это съедалось под неторопливую, непринужденную, интересную беседу. Гости уходили от них умиротворенными, отяжелевшими, благодушными.


 Младший сын Наума и Вали оставался в России. Он был офицером, служил в авиации, в Забайкальском военном округе. Матвей несколько раз приезжал навестить родителей. Первый раз он приехал с женой Людмилой и младшей дочкой Анечкой. Старшая дочь с мужем и двумя детьми жили отдельно. Анечка училась в университете на факультете химии, хотела стать инженером-химиком, как мама. В дальнейшем Матвей приезжал один, так как, Анечка вышла замуж, родила дочку, а Людмила помогала нянчить внучку.

 Во второй приезд он помогал родителям перевезти вещи, когда они получили двухкомнатную квартиру в хостеле. В третий раз помог сделать ремонт в квартире и навести порядок после ремонта.


 Шли годы. От сердечного приступа в преклонном возрасте скончался Наум, теперь вот и Валя покинула грешную землю.
- Как же так получилось, тетя Геля, что из всей нашей большой семьи мы с вами остались вдвоем? – Спросил Толя.


- Так уж сложилось, Толик. Матвей со своей семьей остался в России, Антон уехал в Канаду, твои родители, Виталий и Зина, ушли в лучший мир. Потом мы потеряли дедушку Наума, а вчера похоронили бабушку Валю.
Они помолчали.


- Знаешь, Толик, ведь всего этого могло не быть, - сказала Геля, - не было бы ни меня, ни тебя, ни твоего папы, ни Матвея, ни всей нашей большой семьи.
- Как это?


- А так! Послушай. 22 июня 1941 года фашисты напали на Советский Союз. За пять месяцев они сумели захватить Литву, Латвию, Белоруссию, Молдавию, Эстонию, значительную часть РСФСР, Украины.

 Немцы угоняли молодых девушек для работы в Германии. Из городов Украины шли на запад эшелоны с бесплатной рабочей силой. В эшелоне, отправленном из Бердянска, вместе с подругами по несчастью ехала Валя Зайцева. В Германии она еще с несколькими девушками попала на военный завод.

 Там они складывали снаряды в ящики и ставили их один на другой. Валя любила петь, у нее был красивый голос. Она складывала снаряды и пела. Это скрашивало жизнь ей и ее подругам. Ведь от одного неверного движения снаряды могли взорваться. Валя говорила, что немцы, работавшие на заводе, относились к ним с сочувствием. Вечером 8 мая 1945 года объявили о капитуляции Германии и окончании войны.

 На следующее утро площадь перед Бундестагом в Берлине была заполнена людьми. Все радовались окончанию войны. Кто плакал, кто смеялся. Люди собирались в группы, пели, танцевали, обнимались. Валя и ее подруги радовались вместе со всеми.

 «Спой, Валя!» - просили девушки. Когда она запела, все вокруг стихли, прислушиваясь к ее голосу. На этот голос вышел молодой лейтенант Наум Моисеев. Он завороженно смотрел на поющую девушку и понимал – это судьба. Лейтенант подошел к Вале, заговорил с ней. У одного из его друзей был фотоаппарат, он сфотографировал их вдвоем. Вот эта фотография, ты уже видел ее. С тех пор они никогда не расставались. Благодаря им мы с тобой сейчас разговариваем и думаем о том, как жить дальше. Давай запомним их такими, как на этом снимке: молодыми, красивыми, влюбленными, счастливыми!