Счастливый случай или Божий промысел...

Аскольд Де Герсо 2
   В 1731 году в Симбирской губернии в небольшой чувашской деревушке в бедной крестьянской семье на свет появился мальчик Пётр. Что обнадёживало, так на каждого члена семьи мужеского пола полагался надел, чего были лишены девочки. Но едва ли кто-то из окружающих мог догадаться, что сего мальчика ждёт блестящая судьба, тем паче что сейчас он представлял из себя плачущий розовый комочек, тянущий свои крохотные ручонки.

   - Мужик! – всё же радовался отец Петра…

   Застоявшаяся засуха в сороковых годах восемнадцатого века по Волге уничтожила все посевы крестьян. Повсюду свирепствовал голод, разруха. В деревнях едва ли можно было найти хоть какую-то живность, крестьяне вымирали целыми деревнями и сёлами, голод не щадил ни малого, ни старого. И таким образом маленький Пётр, с младых ногтей остался один-одинёшенек на белом свете. И всё же Высшие Силы не дали пропасть ему. А как ещё можно объяснить подобное чудо? Как бы ни казалось странным, его с самого раннего возраста тянуло к знаниям, а цепкая память крепко хранила полученную информацию.

   В то время, на его счастье или опять же по воле Провидения, грузинский князь Дадиани, один из приближённых императора Петра Алексеича, совершал объезд своих Волжских поместий. Оказывал помощь едва оставшимся в живых, голодным крестьянам и в одной из деревень приметил мальца. Чем-то уж задел смышлёный малец сердце князя: ум-то напоказ не выставишь. Не долго думая, князь, удостоверившись в том, что малец круглый сирота, забрал его к себе в усадьбу. Из беседы с мальцом князь раскрыл для себя, что малец не так уж и прост: смышлёный, заинтересованный в желаниях постигать учения. И уже в усадьбе, князь надумал нанять учителя для сироты, не жалея средств, но и Пётр сам тоже полностью оправдывал ожидания князя. Таким образом начальное образование по точным наукам, как математика, по прикладным – рисование, архитектура Пётр получил у нанятых князем учителей, которым малец также приглянулся своей тягой к знаниям. Во многих схожих ситуациях нанятые учителя не столько стремились учить, сколько отбыть положенное время. Избалованные чада не проявляли никакого особого ни усердия, ни стремления к учению.

   То ли дело Пётр. Он с жадностью впитывал знания, вникал в детали, что сослужило свою службу и уж никак не осталось не замеченным князем и в году 1755 Дадиани пишет рекомендательные письма  к влиятельным господам из стольного града с просьбой определить на обучение. Как добирался крестьянский сын, ни разу не выезжавший за пределы барской усадьбы, об этом отдельный рассказ можно написать. Но добравшись до Петербурга, он с лёгкостью выдерживает вступительные экзамены, демонстрирует свои способности, что позволяет ему влиться в архитектурную команду школы.

   «Родом я чувашенин, вывезен в малолетстве господином генерал-майором артиллерии князем Дадиани в Москву….» - оставил в своих записках воспоминаниях будущий архитектор. Уже в самом начале едва приступив к учёбе, преподаватели заметили в нём недюжинные таланты, поразительное усердие и работоспособность. Всё своё свободное от учёбы время он всецело посвящал самопознанию и архитектуре и в этом его вполне сравнить с великим Гением Эпохи Возрождения Леонардо Да Винчи. И в году 1756, ровно через год, как он оказался в столице, ему вверяют начертить генеральный  план града Петергоф, что говорило о высочайшем доверии. Спустя три года после этого он уже вычерчивает проекты отдельных залов Зимнего Дворца с его лепнинами, сводчатыми потолками. И как он сам признавался сослуживцам: я готов всю свою сознательную жизнь посвятить архитектуре, застывшей песне камня. Его изысканные проекты особенно выделялись среди тех, что до сих пор создавалось в камне, воплощалось в жизнь другими видными архитекторами.

   Его первая самостоятельная работа  - Церковь Успения Святой Богоматери , чей проект он выполнил в 1763 году, воздвигнутый на Балтике, должен был стать образцом православных церквей. И за три года в городе Пярну по его проекту церковь была построена. Отдельные элементы из проекта этой церкви впоследствии были использованы при строительстве в городах Тарту, Курессааре да и других городах в этом регионе. Возвышающийся в столице Латвии, городе Риге Собор Петра и Павла, также возведён по проекту Петра Егорова.

   Помимо этих монументальных зданий, архитектор Егоров принимал непосредственное участие в подготовке проектов Смольного монастыря, Петропавловской крепости, Мраморного дворца, да и немало других достойных восхищения зданий. Не только итальянским зодчим мы обязаны красотами Петербурга, но и своим самородкам, как Егоров. Жаль только, не у всех на пути повстречался благородный человек, как у Егорова генерал-майор Дадиани.

     Всего одиннадцать лет понадобилось начинающему архитектору, чтобы возглавить школу архитектуры при Императорском Управлении. Незадолго до него школу возглавляли именитые архитекторы Ж. Леблон, М. Земцов, С. Волков, что само по себе говорит о высокой оценке Егорова. В этой школе в своё время преподавали такие знаменитости, как Коробов, Растрелли, Валлент-Деламот и многие другие архитекторы.

   В течение двух лет Пётр Егоров трудится над проектами по обновлению домов адмиралов Сенявина, Спиридонова. Затем с Фельтенем он трудится над проектом помещения Иордань. До сегодняшнего дня сохранились два варианта проектных работ.

   В 1779 году Пётр Егоров готовит проект Рождественского Собора на песке, возведено в течение девяти лет. В этом отношении, если сравнивать с нынешними строительными компаниями, имеющими под руками всю необходимую технику, просто блестящая работа. Правда надо учитывать и тот факт, что о никаких откатах и помышлять не могли, что демонстрируют нынешние застройщики сплошь и рядом.

   В следующем уже году он приступает с командой архитекторов к проектированию двухэтажного служебного корпуса Мраморного дворца, он же занимается проектом двора соединяющего корпус непосредственно с дворцом. По тому же проекту выполнено ограждение Летнего сада Санкт-Петербурга.

    Уже в последние годы он немало принимал участие и в проектировании других заметных зданий и по сей день служащих украшением славного Петра творения. А сколько других одарённых, талантливых людей не состоялось, по одной-единственной причине: им не повстречался человек с большим сердцем, как князь Дадиани.