Кукурузные рыльца

Наталья Майхофер
(Рассказ художественный и написан на основе реальных событий, имевших место в восьмидесятые годы в одном из городков Средней Азии. Все имена вымышлены, а совпадения случайны).

Осенний день  начинался, как никогда, спокойно. Алёну приятно удивили родители мирно беседующие за завтраком. Из их разговора она поняла, что у отца начинается отпуск и две недели он будет дома.

Трёхлетний брат,  Миша,  притих, внимательно наблюдая, как отец разливает в чашки чай, а девочка   робко спросила:
—  Пап, если ты будешь дома, может сходишь с нами в "Детский мир"?
Отец замер на мгновенье и сделал вид, что не расслышал просьбу дочери.  Тогда Алёнка посмотрела на мать, которая в это время ставила на стол  тарелку с блинами. 
Она,  в бежевом платье с виноградными гроздьями, в этот момент была  очень похожа на добрую волшебницу из сказок.

Алёнка всякий раз любовалась её нарядами, её тёмно-каштановыми волосами, всегда модно подстриженными, и мысленно удивлялась, как она, такая красивая, вышла замуж за  мужчину с простым не выразительным лицом и даже чуть меньше её ростом. Девочка как-то спросила её обо этом, но мама только рассмеялась.

В отличие от отца, мама услышала Алёнку:
—  Антон, и правда,  сходи с детьми на прогулку и купи наконец  Алёнке куклу,  ведь она уже давно просит.
—  А мне машинку, —  крикнул маленький Миша и с надеждой посмотрел на отца.
Антон поставил на плиту чайник, присел за стол и  торжественно объявил:
—  Уговорили! Завтра все вместе идём  за подарками!

Услышав это, Алёнка взвизгнула от счастья. Кукла была её давней мечтой. Как-то с мамой она зашла в магазин и увидела её —  изящную белокурую "принцессу" в кружевном голубом платье и белых башмачках, которая  могла  хлопать ресничками. Но тогда мама даже слышать не хотела о покупке дорогой игрушки.
И вот, видимо, настало время.
 
Алёнка уже представила, как она будет играться со своей новой куклой, какие красивые наряды  ей сошьёт из разноцветных лоскутков, которые ей даёт мама,  и какой прекрасный домик для неё  смастерит, но тут  кто-то позвонил,  и неистово залаял Шарик.

Увидев, что в кухню заходит сосед дядя Вася, Алёнка замерла в страхе. Она не любила соседа, потому что, когда он улыбался, то смотрел  холодными застывшими глазами и после его визитов всё хорошее в их семье лопалось, как мыльный пузырь.

Как только незваный гость расположился за столом, детей сразу выпроводили из кухни. Алёнка и Миша  выбежали в зал,  залезли на диван и затаились, прислушиваясь, о чем говорят  взрослые.

Из доносившихся до них отдельных фраз, девочка поняла, что сосед  приглашает отца на сбор каких-то кукурузных рыльцев. Маме эта затея не понравилась  и она стала  возражать.
Дядя Вася не пререкался с хозяйкой.  Не попрощавшись, он,  не смотря на свой преклонный возраст и полноту, быстро прошмыгнул к входной двери, и, уже  с порога, крикнул:
— Антон! Жду тебя в машине!

Алёнка чуть не расплакалась, потому что  родители начали спорить. Отец попытался договориться с мамой:
—  Лена!  Успокойся! Василий приглашает меня на хорошую подработку,  а ты  всё портишь!
Мама  пыталась образумить его:
—  Послушай! Он же не бесплатно это делает. Почти все отпускные ты отдашь на бензин, на закупку продуктов, на палатку, а сколько заработаешь —   ещё неизвестно. Да и отдохнуть мне с тобой хочется. Уж не помню, когда мы вместе куда-нибудь ходили.

Но отец и слушать ничего не хотел:
—  Устала —  отдыхай! Я Алёнку возьму с собой!
Он стремительно выбежал в зал, держа в руках дорожную сумку. Алёнка всё слышала и плохо верила в происходящее, но отец, взяв её за руку, поспешил на улицу. Миша  захныкал и побежал за ними, но мама остановила его.
 
 Василий, как и обещал, ждал отца в своём стареньком "Москвиче".  Увидев Алёнку, он покачал головой:
— Зачем малую взял, мы ведь не на прогулку едем.
Отец  ему не ответил и усадил дочь на заднее сиденье. Семилетняя малышка, когда увидела хмурое лицо соседа, уже не рада была, что отец взял её с собой.  Она испугалась, что у отца  из-за неё могут возникнуть неприятности. Сжавшись, она молча наблюдала за происходящим.
 
Вопреки её опасениям, дядя Вася  вёл машину, не обращая внимания на пассажиров.  Постепенно девочка успокоилась и во все глаза  смотрела по сторонам. Особенно ей стало интересно, когда показались кукурузные поля. Они тянулись до самых предгорий и Алёнка с замиранием сердца смотрела на этот "океан" кукурузы, который увидела первый раз в жизни.

Сентябрьское среднеазиатское солнце палило нещадно и время приближалось к полудню, когда Василий съехал с асфальтовой дороги на  грунтовку, ведущую в глубь поля.
  — Что-то далековато, —  начал нервничать отец.
  — Уже подъезжаем! —  успокоил его сосед, —  вот заберём компаньонов и мы почти на месте.
 —  Кого кого?
 —  Сейчас увидишь, —  невозмутимо ответил дядя Вася.
Вскоре у развилки они увидели четверых парней.   

Алёнка хоть и была маленькой, но сразу поняла, что все они не поместятся в машине, и подтверждая её догадку, сосед попросил девочку — выйти.
  — Ну тогда и я с дочей останусь, а ты езжай с ребятами, —  заявил отец.
  — Не кипятись Антон! Тут не далеко, минут через десять вернёмся.  Парни останутся на  полевом стане, а ты обязательно должен всё там посмотреть, чтобы потом не возникло недоразумений —  возиться с тобой во время работы никто не будет. Каждый сам за себя.
  — А как же Алёнка...
  — Да ничего с ней не случится! Подождёт!

Девочке было очень страшно, остаться одной, но она поверила отцу, пообещавшему вернуться  быстро. Она нехотя присела на край высохшего арыка и вяло помахала вслед "Москвичу".
И время потекло тягучей патокой, отец задерживался, кругом не было ни души, и только от небольшого ветерка чуть слышно шелестели стебли кукурузы. На  беду,  отец, впопыхах, забыл оставить Алёнке воды, а ей очень захотелось пить.  Хорошо ещё, что мама успела дать ей в дорогу панамку.

Мучившая жажда заставила девочку, пойти в направлении уехавшей машины.  Она шла и шла, но дорога не кончалась, и тогда она  пошла прямо через поле, решив, что  так быстрее найдёт отца.
Но ряды  кукурузы почему-то не  заканчивались. Алёнка решила вернуться. Пыльные стебли кукурузы царапали до крови  руки и ноги, но всё это было мелочью по сравнению с жаждой, мучившей всё больше, и мыслью, прожигавшей  детский разум "калёным железом" —  "Вдруг с папой случилось что-то страшное и поэтому он не вернулся?"

Сил у девочки оставалось всё меньше и меньше, и  она замерла, глядя в небо. Она уже не могла, ни плакать, ни звать на помощь. Вдруг ей послышалось, как будто сигналит машина. Звук  прорывался издалека и звучал глухо, но потом стал громче, и девочка, превозмогая слабость, пошла  в его сторону.
 
И тут случилось чудо — она вышла на грунтовку и увидела приближающееся  облако пыли.  Обессиленная,  Алёнка присела на обочину.
К  счастью, это была машина дяди Васи,  и  когда  девочка  увидела отца, она сразу забыла все свои страхи, радуясь, что  он жив и нашёл её. Когда ехали домой, она, уставшая от  пережитого,  вздремнула и почти ничего не слышала из того, что говорил отец о  компаньонах, из-за которых ему и Василию  пришлось задержаться...

Дома Алёнка ничего не рассказала маме о том, что случилось на кукурузном поле.  Она не хотела, чтобы из-за неё родители начали ссориться. Хватало и того, что мама спорила с отцом и не  отпускала его с Василием на сбор  злосчастных кукурузных рыльцев. Однако, он всё равно сделал по своему.
 — А как же твоё обещание, купить детям подарки? —  спросила его мать перед отъездом.
 — Ничего, подождут! Через две недели всё и куплю! — крикнул он, хлопнув калиткой.

Через два дня  Василий привёз маме первый мешок с "рыльцами". Увидев, что  соседка, рассматривая "добычу", растерялась, он  посоветовал, разложить "рыльца" в сухом месте, чтобы не сопрели.  Опережая  расспросы, он сказал, что Антон домой приезжать не будет, так как кому-то нужно оставаться на  полевом стане, чтобы не украли их имущество.
 
Каждый день сосед привозил  кукурузные рыльца, но даже Алёнка видела, что мешки  были полупустые. Как-то и мама поинтересовалась насчет этого. Не моргнув глазом, дядя Вася ответил:
 — Сама спросишь у Антона, что да как? Моё дело — доставка!
***
Алёна хорошо помнит тот день, когда  отец возвратился с полевого стана домой.  Девочка, и, тем более, её братик не узнали его, и закричали, испугавшись.
Перед  ними  стоял чужой  мужчина в грязной и оборванной одежде. Его, заросшее щетиной лицо, было чёрным  от грязи и пыли... 
Так закончился отпуск у отца  и, как поняла Алёнка, он ещё остался должен денег дяде Васе.  Сосед, однако, не появлялся и в их доме стало спокойно.

Девочка не напоминала больше про куклу, ведь она, в отличии от младшего брата,  знала, что деньги у них появятся на подарки, когда они переберут и просушат кукурузные рыльца, а потом сдадут их в аптеку.

В один из дней,  за завтраком,  мама спросила:
 — Антон, а как же "рыльца", ведь они до сих пор лежат в сарае.
Отец нехотя  ответил:
 — Не лезь не в своё дело! Василий  сообщит, когда начнут принимать в аптеках.

Сосед пришёл как-то под вечер, когда  семья Алёны  ужинала.
Он расселся, как у себя дома,  и, не дожидаясь приглашения,  потянулся за хлебом, а  хозяйке пришлось  налить ему борща.  Когда его тарелка опустела, он  обратился к хозяину:
 — Вот что, Антон!  Давай-ка свои "рыла" ко мне в летнюю кухню! Она у меня большая. Там  товар лучше сохранится. К сожалению, его пока нигде не принимают.
 — Как это  не принимают? — вмешалась в разговор хозяйка, —  мало того, что обворовывал, когда возил мешки; мне  Антон сказал, что набивал полные. Ворюга!
А теперь и остальное забрать хочешь? Лучше в печке сожгу, чем тебе отдам!

Сосед сузил крысиные глазки, что-то  соображая, но, видимо не захотел  оправдываться:
 — Ваше дело. Я хотел как лучше, — промямлил он и с обиженным видом  ушёл.

Отец никак не ожидал такого поворота событий и удручённо спросил:
 — Как я долг теперь отдам Василию?
 — Что? Это ты о чём? — изумилась мама, — что так и не понял — он тебя обворовывал, а теперь захотел забрать все остальные "рыльца"!

***
На следующий день мама отпросилась с работы  и сама пошла в аптеку. Там она узнала, что кукурузные рыльца принимают в неограниченных количествах.

Алёна до сих пор не знает, сколько мама получила денег, но, видимо, очень много, потому что, когда отец пришёл с работы, он очень удивился, увидев в её руках денежные купюры.
 —  Откуда деньги? — спросил он.
 —  Дурень! Твои "рыла" сдала в аптеку!

Отец, как и обещал, купил подарки всем:  Алёнке куклу, Мише заветную машинку, а маме красивое голубое платье с белыми цветочками. А дядя Вася больше не приходил  и все были этому рады...

Эта история  из далёкого детства  нет нет, да и всплывает в памяти Алёны, щемя её душу тоской по давно ушедшим дням, где она была маленькой девочкой, и  где были живы её родители, которые  любили её ...
Нет уже давно той куклы и той машинки, и  нет обиды на дядю Васю, и если бы ей предложили вернуться в то время, она бы,  не задумываясь, согласилась...