Маленькое эссе

Лариса Ратич
     … Когда-то давно мысль «приехать в Россию жить и работать» была не для меня. Да, некоторые мои земляки изУкраины ехали в Россию зарабатывать, но мало кто – жить. И я жила на Украине и не собиралась её покидать.
    А теперь – в эмигрантов превращаются не только трудовые мигранты; в беглецов превращаются миллионы (без преувеличения!) жителей Украины. И это печальная правда.
   Люди бегут от войны, от «революции достоинства», от людоедской «национальной идеи», от призывов «москаляку на гиляку»…
    Бегут – и их нельзя осуждать. Крымская весна – вот счастливый исход такого бегства, но той части Украины, где живут исконно русские люди, - до такого счастья пока что далеко. А возвращение к своим истокам неизбежно, что бы ни говорили! Другое дело – какой ценой это будет оплачено?
    Я теперь гражданка России. Так уж случилось. Живу в Санкт-Петербурге и вижу, что сюда едет огромное количество бывших земляков: они так хотят здесь «жить и работать»! И мечтают остаться навсегда, как только появится возможность.
    И, конечно, здесь существуют требования к уровню владения русским языком: самый минимальный предел для трудового мигранта – пятьсот слов. Этого хватит для того, чтобы худо-бедно ориентироваться в языковой среде.
    Но ведь русский язык – как раз не проблема для украинца. И в этом смысле его словарный запас – достаточный с самого детства! Русский - и его язык тоже!! И никаких нет сложностей и опасностей в России для украинца. Нет и быть не может!
    Поэтому глупая одурманенная девочка - украинская поэтесса, прокричавшая «Никогда мы не будем братьями!» (но почему-то на родном русском языке...), невольно лишний раз доказала: всё абсолютно наоборот.
   Недавно ко мне в гости приезжала подруга. Ступив на русскую землю, она ещё в аэропорту опасливо поинтересовалась: «Тут, наверное, надо помалкивать, что я из Украины? Мало ли что…»
   Я, конечно, рассмеялась: вот ерунду выдумала!
   Она не поверила, что ей ничего не грозит; но через пару дней мы вместе пошли на рынок, и подруга случайно оговорилась: «Сколько ГРИВЕН стоит эта вещь?»
   Оговорилась – и в ужасе прикрыла рот ладошкой…
   А продавщица выскочила из-за прилавка, бросилась обнимать:
   - Милая вы моя, дорогая! Из Украины приехали?! Как вы там, бедные? Держитесь, это всё обязательно скоро кончится!
   И снизила цену.
   Да, больше уже ничего не надо было объяснять…
   Вот если бы всем мигрантам довелось такое увидеть! Думаю, это заменило бы сотни ток-шоу и сняло тысячи ненужных вопросов.
   Я постоянно испытываю огромную душевную боль: после Майдана от меня отреклись многие бывшие коллеги и даже родственники. А некоторые ещё и тяжко оскорбили. И тогда я написала стихи:

    …Брат мой милый! Что с тобою стало?..
На тебя смотреть - и боль, и стыд…
Ведь не только водке или салу, -
ты ж ещё и разуму открыт!
Что же ты как будто в шорах узких?!
С автоматом, с факелом в руке…
Ты кричишь:
-  Я ненавижу русских!!  -
на чистейшем русском языке!
Брат мой, брат!! Твой дед и мой - в окопах
пополам делили хлеб войны,
чтобы у Америки в холопах
побывать мечтало полстраны?!!
Брат, ведь мы на вас не нападали…
Обманули жадные скоты!
Вы кого в Одессе убивали?
И в кого сейчас стреляешь ты?..
Вспомни, брат! Ведь мы с тобой - славяне.
Наша матерь - Киевская Русь.
И должны мы всё исправить сами…
Брат, ты болен! Я к тебе вернусь!
Брат, вставай! Я помогу, не брошу!
Лгут враги, что ты мне не родня!
Были мы всегда семьёй хорошей.
Брат, очнись!! Не предавай меня!!!

   … Какие фразы и слова нужно знать приехавшим в Россию?! Да простые, общечеловеческие: спасибо, пожалуйста, как пройти, не могли бы вы подсказать… Это совсем не трудно! Но, по большому счёту, дело не в словах.
    Главное – это улыбка, живое участие, доброе отношение, искренний интерес и настоящая дружба. А это интернационально, потому что не требует перевода ни в одной стране. В России – тем более: здесь улыбка и доброжелательная интонация – самый надёжный аргумент и пропуск.
    Я не понимаю украинцев, хающих русский язык в угоду грязным политиканам (по иронии судьбы – думающих именно на русском!). Вот я, русская от деда-прадеда, прекрасно владею украинским языком и люблю его; я никогда не позволю назвать его «козьим». Но я же - не дам никому унижать и уничтожать наше великое русское слово!
    В судьбах миллионов таких, как я, плотно переплелись две родных страны и два славянских языка. Но вот здесь, в России, никому не приходит в голову призывать к уничтожению братского народа и его языка.
    Приезжайте в Россию, украинские друзья и братья. Приезжайте не как мигранты, а в качестве дорогих и желанных гостей!
    Я верю, что это случится, потому что русское слово снова поможет нам всем объединиться и преодолеть беду, и тогда не будет нужды бежать на заработки из Украины в Россию.
    Или бежать, спасая свою жизнь…