Сказка. Бедный художник. Гл 2

Лариса Евсикова
Глава 2.

Целый день Серёжа ждал, когда наступит вечер и мама продолжит сказку. С наступлением сумерек он и игрушки за собой прибрал, и зубы почистил, и сам постель расправил.
- Мам, я уже лёг.  Иди сказку рассказывать.
Мать домыла посуду, вытерла руки и присела на край кровати:
- На чём мы вчера остановились? – она хитро прищурила глаза. – Что-то я запамятовала.
- А я помню! Красавица сказала ему, чтобы он разбогател. Тогда она замуж за него пойдёт.
- Ага! Точно! Ну так вот…

Задумался Ваня как ему-бедному разбогатеть, чтобы самая красивая в деревне девушка согласилась бы выйти за него замуж. Думал он, думал, да и придумал. У него в городе дальний родственник был, работал в газете журналистом. Перо, говорят, у него лёгкое…
- Как это «лёгкое»? – не понял малыш.
- Это значит, что хорошо пишет, интересно. Люди его с удовольствием читают и верят ему.
Вот и подался Ваня к своему родственнику с просьбой помочь. Одел свою единственную нарядную рубаху, расчесал курчавые волосы и поехал в город.
Родственник его – журналист – очень удивился, увидев Ивана. Но когда узнал в чём дело, с радостью согласился помочь:
- О твоём таланте, Вань, уже легенды ходят, - говорит ему родственник, - давно уже пора тебе из своей глухомани вылезать. Надо организовать выставку твоих работ. Я в газете распишу тебя так, что все сбегутся посмотреть на самобытного деревенского художника. Ты ж у нас, брат, самородок, а это нынче в моде. Не оскудела Русь талантами. Только дорого тебе выставка-то обойдётся.
- Да ничего, - махнул рукой Ваня, - сговоримся. Главное, чтобы люди пришли.
На том и порешили.

Перевёз Иван в город все свои картины, устроил выставку, а в газете о нём статья вышла. По всей округе пошёл слух о невероятно талантливом самородке. Народ и хлынул в назначенный день на выставку. Все смотрели, головами покачивали, удивлялись мастерству неизвестного деревенского художника. Многие подходили, пожимали ему руку и предрекали блестящее будущее: славу и популярность. Ваня смущённо улыбался…
- Мам, а ему же не слава нужна была, а любовь. Так?
- Ты прав, сынок. Зачем ему известность, если он о своей красавице мечтал, да о семье и детях. А для этого нужно дом построить, хозяйство завести…
- И что, купили его картины? – перебил Серёжа маму.
- Да не просто купили, а расхватали. И посыпались на него заказы, только успевай поворачиваться. Ваня денно и нощно работал, не покладая рук, старался как можно больше денег заработать. Нанял хороших мастеров, они ему и новый дом построили, и коровник соорудили, и даже пасеку для пчёл. Дикие пчёлы, которых он спас от ос, к нему перелетели, довольные жужжат, новые домики обживают. Ваня и Веснушку у хозяина выкупил, лежит теперь она-сытая в просторном и тёплом коровнике, жвачку свою жуёт, а в курятнике петухи песнями заливаются да куры кудахчут. Всё у Вани чин по чину. Одно плохо: его избранница не стала дожидаться, когда он разбогатеет, упорхнула с каким-то залётным кавалером за моря-океаны. Ваня погоревал-погоревал, да решил другую девушку себе сосватать.
- Он теперь богатый, любая за него пойдёт, - со знанием дела заявил малыш.
Мать улыбнулась:
- Любая пойдёт, да не всякую возьмёшь. Вот когда подрастёшь, сынок, поймёшь. Ну слушай дальше!

Всю округу Ваня обошёл, многих девушек видывал, да ни одна ему не приглянулась: то ряба да худа; то красива да глупа; то не в меру толста да ленива; то хитра да жадна, до чужого богатства охотлива. Иван уже всякую надежду потерял найти ту, что по сердцу придётся. А тут ещё одна напасть на него свалилась: талант пропал.
- Как пропал?
- Ну вот так! Исчерпал Иван свой талант на разные заказы. Никогда он себя таким бедным и несчастным не чувствовал. Раньше ему даже есть было нечего, а кисть в его руках так и танцевала по холсту. А теперь что ни нарисует, всё получается какое-то плоское, безжизненное. Если пишет портрет красавицы - она почему-то на восковую куклу похожа со стеклянными глазами. А если цветы нарисует, то они как пластмассовые. И как ни бился Иван, ничего не выходит. Забросил он это дело, собрал котомку, попросил соседку за хозяйством присмотреть, а сам подался на поиск своего таланта, каким Ваня всегда был богат, и которое его делало по-настоящему счастливым…
- А что, мам, без таланта художник не может быть счастливым?
- Конечно! Ну ты сам посуди: как художник может без таланта? Это тоже самое, что птица без крыльев.
- А дальше что? Нашёл он свой талант? - сынишка нетерпеливо заёрзал.
- Вот слушай дальше.

Ходил он, ходил по полям и лесам; ел, что придётся; спал, где попадётся, да только свой талант нигде найти не мог. И вот однажды прилёг он отдохнуть под ветвистым кустом и уснул. Сколько проспал Ваня, не помнит, а проснулся от красивого пения. Открыл парень глаза, выглянул из своего укрытия, чтобы посмотреть: чей это голос он услышал? Глядь, а по лугу девушка гуляет, цветы собирает, венки плетёт и песни поёт. Смотрит он на неё и ничего понять не может: красавицей её не назовёшь, - обыкновенная девушка, каких немало. Но есть в ней что-то такое, что заставляет смотреть так, что глаз не отвести. Она идёт как будто плывёт, еле земли касаясь, каждому деревцу приветливо кивает, улыбается. А улыбка у неё такая нежная, что Ваня позавидовал тем деревьям, что на её пути встречались.
Смотрел он на неё, смотрел, и тут почувствовал в руке такой нестерпимый зуд, что мочи нет. Быстро вытащил он свой альбом из котомки, схватил карандаш и давай наброски делать. Карандаш уверенно бегает по чистому листу, а глаз художника подмечает все жесты девушки, лёгкость походки и гибкость фигуры, ухватывает её взгляд и лучезарную улыбку.
Ваня тихонько сидит за своим кустиком, боясь спугнуть это чудо. И даже, когда девушка уже ушла, он продолжал работать над её портретом до самых потёмков. А когда совсем уже стемнело, пошёл он в деревню и попросился на ночлег к одной старушке.
- Мам, значит, к нему талант вернулся?
- Выходит, что вернулся. Вот так бывает, сынок. Талант то улетает неведомо куда, то неожиданно возвращается неведомо откуда.
- А дальше? Дальше что?
- А что дальше? Узнал Иван от старушки, у которой на ночлег остался, что эту девушку Сашенькой зовут. Она девушка добрая, хорошая хозяйка, на все руки мастерица. Да вот только отец у неё лютый, всех местных женихов от неё отваживает, о богатом зяте мечтает.
Ваня вернулся домой, принарядился, запряг тройку лошадей и, купив дорогие подарки, поехал свататься.
- И что, отдал строгий отец свою дочь за него?
- Ещё бы! Слава о талантливом художнике давно разлетелась по всей округе. Когда отец Сашеньки узнал, что самый знаменитый человек к нему в гости приехал, расстелился перед ним скатертью-самобранкой: лучшие блюда на стол выставлял, дорогими винами желанного гостя угощал. Вот так наш дедушка Иван Матвеевич и женился на нашей бабушке – Александре Степановне.
- Так это не сказка, мам?! Это всё по-настоящему было?
Мать лукаво посмотрела на сынишку и пожала плечами:
- Может сказка, а может и быль. Только твой прадедушка знатным портретистом был. Если бы он не умер, возможно и тебя бы рисовать научил. Спи, сынок.
- Мам, ты сказала, что человек может быть богат талантом. А я, выходит, совсем бедный, - горестно вздохнул Серёжа.
- С чего ты это взял? – удивилась мать.
- А у меня нет ни велосипеда, ни таланта. Петь я не умею, голоса нет; рисовать не люблю. И вообще… ничего делать не умею.
- Х-м… это дело поправимое. Велосипед мы тебе купим, а вот свой талант ты сам будешь искать.
- Я обязательно его найду... - сонным голосом пролепетал сынишка, - чтобы быть богатым.
Мать выключила свет и, крепко поцеловав малыша, прошептала:
- А я хочу, сынок, чтобы ты был... счастливым.