Фотографы г. Ялта

Александр Одиноков 2
ФОТОГРАФЫ г. ЯЛТА

продолжение...

Фотограф Иван Иванович Семёнов

«Громадный выбор» открыток с видами Крыма и другими сюжетами, а также фотографии и альбомы видов Крыма собственного издания предлагал ялтинцам и приезжим фотограф И.И. Семёнов (1865 - ?)
Фотоателье Семёнова находилось в доме Латри на улице Морской (сейчас Морская, 3), где мастер работал с 8 утра до 7 вечера ежедневно. Фото делались и в ателье и на выезде, фотографии – будуарные, кабинетные, визитные, миньон.
Клиентам гарантировалось изящное исполнение при умеренных ценах.
В начале XX века Семёнов открыл художественный магазин на набережной в торговых рядах Стахеева (сейчас набережная им Ленина, 15/1). В нём продавались фото и открытки, фотографические принадлежности – «все изделия «Кодак», также писчебумажные принадлежности и сувениры. При магазине была «тёмная комната для фотографов-любителей – бесплатно».
В 1909 году в газете «Русская Ривьера» появилась реклама новых поступлений в магазин Семёнова. Это «партия керамических изделий Баран Эли и художника М. Латри».
Михаил Пелопидович Латри – внук И.К. Айвазовского. Его мать, старшая дочь великого мариниста Елена (в первом браке Латри, во втором – Рыбицкая) много лет жила в Ялте. Ей принадлежала знаменитая гостиница «Франция», дом на Аутской (не сохранился), её детям от первого брака – дом на Морской, где располагалась небольшая гостиница и, как уже говорилось выше, фотоателье Семёнова.
Михаил Латри – старший сын Елены Ивановны и Пелопида Савича Латри, выпускник Академии художеств, живописец, керамист.
В 1905 году он переехал из Петербурга в имение «Баран Эли» близ Феодосии, где оборудовал специальную керамическую мастерскую. Изделия из этой мастерской, а также собственные М.П. Латри, и были выставлены в магазине И.И. Семёнова в Ялте в 1909 году.
Напомним, что ателье Семёнова находилось в доме, принадлежащем семье Латри, и, скорее всего, у них были добрые отношения.
Жил же Семёнов тоже на Морской в доме Ворыпаевой (сейчас ул. Морская, 6), как раз напротив дома Латри.
                ***

 О личной жизни И.И Семёнова известно совсем немного.
По документам Государственного архива Республики Крым его родители Иван (или Яни) Пантелеймонович и Олимпиада Дмитриевна Семёновы переехали в Ялту из Бахчисарая и были причислены к ялтинскому мещанству в 1881 году. С ними прибыли их сыновья – Григорий, 1863 года рождения, и Иван, 1865 года рождения. Иван Иванович Семёнов и есть наш фотограф.
В 1882 году он подлежал призыву в армию, но в призывном списке за этот год против фамилии сделана приписка: «освобождён от службы навсегда». Скорее всего, в 1889 году И. Семёнов женился, так как в июне 1890 года у него и его супруги Феодоры Николаевны родился сын Пантелеймон, который был крещён в Иоанно-Златоустовском соборе Ялты, но вскоре младенец умер.
Вообще, из семи родившихся у Семёнова детей выжили четверо: сыновья Николай и Александр, дочери Елена и Мария. Любопытно, что один из сыновей И.И. Семёнова, Александр, считал своим родным языком русский, а второй, Николай, - греческий.
Стало быть, в семье говорили на русском и греческом языках.
Дети Семёнова учились в гимназии, а Николай был студентом Новороссийского университета.

Старший брат И.И. Семёнова, Григорий, был учителем начальных училищ в Феодосийском уезде. 27 февраля 1910 года ему было присвоено звание Личного почётного гражданина со всеми правами и преимуществами. После 1910 года Г.И. Семёнов жил в Ялте, служил помощником классного наставника в Ялтинской Александровской мужской гимназии.
Уроженец Ялты князь Александр Ратиев вспоминал, как поступал в гимназию: родители наняли для него репетитора по арифметике и письму Григория Ивановича Семёнова, который приходил к ним на дом. «Он служил в Александровской мужской гимназии, а его брат Иван Иванович Семёнов, известный всей Ялте благообразный старик с длинной седой бородой, был владельцем писчебумажного магазина».
Но в начале XX века И.И. Семёнов был хорошо известен в Ялте, как фотограф.
В 1910 году именно ему архитектор Н.П. Краснов предложил выполнить архитектурную съёмку Большого Ливадийского дворца.
Семёнов запечатлел те самые «17 мгновений весны», почти 17 месяцев строительства Белого Ливадийского дворца – от разборки стен старого дворца до освещения нового.
Фотографии Семёнова вместе с еженедельными отчётами о ходе строительства отправлялись в Главное управление Уделов в Санкт-Петербург, где их могли видеть император Николай Александрович и императрица Александра Фёдоровна.
Семёнову принадлежит авторство нескольких ценных для истории фотографий. Это фото принцессы Алисы Гессенской, будущей императрицы Александры Фёдоровны, срочно приехавшей в Крым в 1894 году для благословления на брак умирающим императором Александром III, фотографии ялтинского карнавала 1909 года, архитектуры Массандровского дворца.
Семёнов издавал открытки не только со своими фотографиями, но использовал сюжеты и других фотографов. Так в начале XX века Семёнов выпускает серию открыток (около сотни сюжетов) по фотографиям В. Сокорнова.
                ***
__________

Дополним последнюю информацию, что «Семёнов издавал открытки не только со своими фотографиями».
Иван Иванович Семёнов выступил в начале XX века (1900 - 1905 г.?) издателем Альбома «Воспоминание о Крыме», куда вошли 60 фотографий известного в России фотографа Карла Андреевича Фишера (1859 – 1923) – фотографа Императорских театров в Москве, а затем и в столице – Санкт-Петербурге, золотого медалиста Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде.
   В 1897 г. К.А. Фишер в Москве вводит трёхцветное печатание в своей художественной фототипии, изготовлявшей многокрасочные открытки высокого качества.
В обзоре одной из выставок, в адрес К.А. Фишера были высказаны следующие слова: «Другой фотограф – знаток фотографии во всём её объёме, соединяющий в неразрывную связь портретную фотографию с техническою, поставивший прекрасно фототипию и разработавший трёхцветное печатание; вместе с тем жертвующий своё дорогое время на службу русскому фотографическому делу – это московский фотограф К.А. Фишер. И пред его витриною-стеною можно было многому научиться: и художественному освещению портретов, и прекрасной ретуши, и превосходной фототипии».
Приведём один из отзывов о мастере фотографии: «Из воспоминаний Улитина В. И.: «В начале девятисотых годов было немало крупных фотографий в Москве, и во всех позитивная печать велась, главным образом, на дневной бумаге с видимым изображением и требовала большого штата квалифицированных копировщиков. Так, например, в фотографии Фишер – Москва, Кузнецкий мост и Лесная ул. соб. дом – фототипия, было около 40 чел. работников и среди них, кроме квалифицированных мастеров и художников, было несколько человек со специальным фотографическим образованием (полученным в Германии и Австрии). К. А. Фишер впервые стал широко применять для съёмки специальные дуговые лампы «Юпитер» и был единственный представитель [по продаже] этих ламп в России. С появлением ламп «Юпитер» впервые явилась возможность фотографировать театральные постановки, и Фишер был монополистом этого дела в Москве и в Петербурге, где он также имел фотографию в Мариинском театре. К. А. Фишер был тогда единственным фотографом театров – Большого и Малого, а также и Художественного.
После немецкого погрома в мае 1915 г. фотография Фишер на Кузнецком мосту и фототипия с мастерскими на Лесной ул. (соб. дом) были разгромлены до основания, а сам Фишер был арестован и выслан впоследствии в Германию [тоже неточно]».



…продолжение следует.