Deja vu - антология Татьяны Ивлевой

Анжелика Миллер
«Дежа вю» - «deja vu» - чёрточки над "е" и "а" программа выкидывает...

Антология
Составитель Татьяна Ивлева
Издательство АЛЕТЕЙЯ (Санкт-Петербург)
Издательство КАЯЛА (Киев)
ISBN: 978-617-7390-72-4
Дизайн обложки И. Граве
Художник Д. У. Уотерхаус
Обложка твёрдая, цветная, ламинированная
Печать офсетная
Формат 70х100
Страниц – 387
2018 год

В данной антологии, название которой «Дежавю», собраны стихи и образцы малой прозы наших современников – поэтов и писателей, бывших соотечественников, разбросанных по всему свету, но продолжающих писать на русском языке. Этим и уникальна данная антология.

С детских лет меня завораживали слова: «экстрасенсы», «предсказание», «хиромантия», «эзотерика». Вероятно, вместо крови в моих венах течёт лунное сияние. Ведь луна – одно из самых загадочных и магических небесных светил.

  Уже с первых страниц становится понятно, что книга непростая, потому что вступительное слово Татьяны Ивлевой называется: «Магия дежавю». Естественно, все понимают, что «дежавю» - французское слово и переводится оно так – "уже виденное".

  Пара слов об авторе идеи: составителе и организаторе Татьяне Ивлевой.  Она родилась и окончила школу в Казахстане. Первые публикации стихов в областной газете «Южный Казахстан» и в литературно-художественном журнале Казахстана «Простор». Диплом филолога получила в Одессе, там же работала в Русском драматическом театре им. Иванова. В Минске была сотрудником комитета Белорусского радио и телевидения. В Германии с 1986 года. Работала преподавателем русского языка, переводчиком, а также в различных театрах Рургебита. Сотрудничала с известным театром «Theater an der Ruhr» (Мюльхайм), принимая участие в большом интернациональном проекте «Шёлковый Путь» под эгидой ЮНЕСКО. Печаталась в Германии, во Франции, в Америке, в России, в Украине, Казахстане и Узбекистане. Редактор и составитель нескольких альманахов и антологий современной русскоязычной поэзии, автор шести поэтических сборников. Член Союза русских писателей в Германии, лауреат нескольких литературных премий. Живёт и работает в Эссене.
  Антология начинается прекрасными авторами-классиками современной русской словесности: Александром Городницким и Вероникой Долиной.

  В книге около 40 авторов, среди них достаточно известные фамилии: Виталий Амурский, Бахыт Кенжеев, Сергей Ильин, Борис Марковский, Леонид Блюмкин, Марина Зарецкая, Екатерина Душина, Рената Вольф, Анна Шаф, Марта Коган, Владимир Авцен, Татьяна Ивлева и др.

  Вероника Долина – мой кумир. Очень много знакомых фамилий я встретила в сборнике. Некоторых поэтов я знаю лично, и достаточно давно. Стихи же неизвестных мне поэтов я читала с преогромным удовольствием. Что-то удивило. Что-то поразило. И вот, в совокупности все эти факторы повлияли на мой благой порыв – взять у Тани Ивлевой интервью. Я составила вопросы и отослала по электронке. Таня похвалила вопросы, сказала, что они достаточно оригинальны и интересны, но прошёл месяц, а ответы на вопросы интервью я так и не получила. Не люблю, когда материал долго лежит в моей Word-овской папке, поэтому на свои же вопросы отвечу я сама. Как сумею. Просто нужно закончить статью. Итак.

ВОПРОСЫ:

МШ: Расскажите о своих предыдущих антологиях, где вы – составитель, организатор и вдохновитель проекта в аналогичной серии, (как и этот сборник «Дежавю») – «Коллекция поэзии и прозы», в бессменном Санкт-Петербургском издательстве Алетейя. Кто работал с вами рука об руку? Кто помогал? Вдохновлял? Снабжал идеями? Чем отличаются предыдущие антологии от нынешней «Дежавю», назовите участников «Дежавю», тех, кто «зацепил», кто въелся в душу и в мозг, кто оставил неизгладимый след (или же мимолётных росчерк) на скрижали вашей памяти? Можно цитаты.

АМ: Насколько я знаю, Татьяна Ивлева всегда работала рука об руку с Борисом Марковским. Связи в Петербургском издательстве «Алетейя» именно от него. Часто Борис ездит в ту сторону, в ту неблизкую сторону, и попутно со своими делами, отдаёт в издательство макет антологий. Так было и с антологией «Четвёртое измерение», «Прощание с Вавилоном», «Ностальгия», «Певчий ангел», «Талисман», а теперь вот вышла книга и «Дежавю».

МШ: Название «Дежавю» пришло свыше или же всё намного прозаичней? Кстати, ученые дали этому феномену и другую трактовку (нежели та, которая общеизвестна широкой публике – «уже виденное») — парамнезия, что означает «обман памяти». Существует мнение, что дежавю возникает в результате своеобразных сбоев в главном мозгу человека, которые провоцирует стресс или усталость. Чисто теоретически – к какой версии склоняетесь вы?

АМ: Татьяна Ивлева пишет в предисловии, цитирую: «Это понятие по одной из версий приписывается Наполеону, по другой – психологу Эмилю Буараку. Что такое дежавю? – этому вопросу посвящены книги, статьи, научные исследования. Над этим загадочным термином ломал голову и общеизвестный философ карл Густав Юнг, и писатель Джек Лондон, и Конан Дойл, и Марсель Пруст. Шекспир сочинял сонеты, режиссёр Тони Скотт снял фильм. Дежавю использовали в своих работах многие известные люди: Андрей Тарковский в «Солярис», Герман Гессе, Зигмунд Фрейд.

МШ: Есть ещё одна версия, она была выдвинута профессором психологии Артуром Аллином в 1896 году. Он считал, что дежавю — это забытые сновидения, которые мозг время от времени воспроизводит в нашем подсознании, но мы просто не знаем об этом. Магия сна. Предсказательные сны. Пророческие. Предчувственность своей судьбы через сновидения. А как вы относитесь к снам? Расскажите свой самый яркий сон (два-три), который был пророческим.  Я уверена, что вы, как многие поэты и писатели, огромное внимание уделяете значению своих снов. Права? Ни для кого не тайна, что Анна Ахматова и Солженицын, Маяковский и Есенин знали точную дату своей смерти. Они предчувствовали её и писали об этом в своих стихах. А у вас бывало такое, вот вы, к примеру, напишите стих, (и кажется без особого умысла!), а потом, в будущем, то, что вы описали – сбывается?

АМ: На этот вопрос я не смогу ответить вместо Татьяны Ивлевой…

МШ: И всё же я склоняюсь совершенно к другой версии, и она намного интересней – версия мистическая. Многие полагают, что эффект дежавю — это не что иное, как пережитые события и воспоминания во время прошлых жизней. Существует мнение, что наша душа переживает несколько реиркарнаций, и из-за этого нам может показаться, что совершенно новые предметы и места мы уже где-то видели. Как вы относишься к реинкарнации? Какой по счёту жизнью, по-вашему, вы сегодня живёте?

АМ: Я отвечу за себя. Во всё этакое я верю трепетно и нежно. Реиркарнация действительно существует. Это научно доказанный факт. Есть много примеров и в литературе, и в истории разных народов. Какой жизнью живу я? Существует специальная таблица (по дате рождения), в неё в одну из клеток квадрата можно вписать количество жизней. Путём нехитрых расчётов. Однажды мне составили такую таблицу, и оказалось, что живу я девятой жизнью, то есть – последней. Я сразу поняла, отчего у меня такая жизненная мудрость в генах и почему я так осторожна, так предусмотрительна.

МШ: Религиозные люди считают, что дежавю имеет непосредственную связь с Богом, так как верят, что, перед тем как впустить душу в тело, Господь показывает ей все события, которые она должна будет пережить. И именно поэтому у нас возникает такое чувство – «это уже когда-то было». А вы верите в Бога?

АМ: Я знаю, что Таня Ивлева верит в бога, хотя я – нет. Я – атеистка.

МШ: Мне кажется, что вы знаете французский язык, который я так обожаю. Ошибаюсь?

АМ: Таня знает французский язык. Так же, как и я, она любит французские песни, Париж и много чего ещё, о чём я могу пока только догадываться…

Мари Шансон, 6. 04. 2018 г., Мюнстер