Женя, Женечка и Евгений Онегин

Любовь Матвеева-Поротикова
               
              «Прожитого не пережить, а прошедшего не воротить» (русск. пог.)

               
                В разгорячённом после прекрасного исполнения оперы «Евгений Онегин» зале Петропавловского Областного Театра Драмы имени Погодина ещё не смолкли аплодисменты, когда главный герой спектакля - во фраке, цилиндре и белых перчатках -  прямо со сцены вошёл в нашу ложу:
                - ЕВГЕНИИ Владимировне от  ЕВГЕНИЯ Онегина! – громко произнёс он,  с поклоном,  в манере девятнадцатого века, вручил букет  роз скромной, если не сказать застенчивой, женщине, и поцеловал её руку. Зал снова разразился аплодисментами!  Для скромной учительницы так навсегда и осталось загадкой, как лауреат Всероссийского и Международного конкурсов оперных певцов А. Хмыров узнал о ней, нашей землячке – лауреате Всесоюзной народной телевикторины «Ай да Пушкин!», а я, сидевшая в той же ложе,  не стала ей «открывать глаза»… В тот год отмечали 200-летие со дня рождения А.С.Пушкина, ему и были посвящены гастроли омичей в Петропавловске. 
                -  Как пришёл Пушкин в вашу жизнь? – спросила я бывшую учительницу,  Евгению Владимировну Эрленбуш. Она задумывается, потом приносит старую фотографию, на которой снята красивая пара:
              - Это мои родители. Папа очень любил маму, поэтому и меня назвал её именем. Её он звал Женей, а меня  - Женечкой. Мы жили тогда на Украине, в немецком селе, где он преподавал украинскую литературу. Мы с мамой очень любили, когда по вечерам папа брал в руки однотомник Пушкина, и читал нам вслух его сказки и стихи. Ещё помню, что он очень ждал 1937 год – год столетия со дня смерти  поэта, чтобы приобрести юбилейное издание.
                Однажды ночью я проснулась – папа пристально смотрел на меня – я и сейчас вижу эти глаза. Он поцеловал меня, и его увели. Это было 13 декабря 1937 года. В эту ночь в селе забрали всех мужчин, но было тихо – ни плача, ни криков. Родным арестованных запретили выходить на улицу, только один отчаянный мальчишка тайком выбрался из дома и проколол шину автомобиля, в котором увозили его отца. Что он мог ещё сделать? «Это дело рук жён врагов народа» - сказал один из чекистов о проколотой  шине, и мы поняли, что они ещё вернутся, ведь  оставшимся  запретили покидать село. На следующую ночь мама собрала узелок, взяла меня за руку, и мы покинули свой дом. Мне было девять лет…
               Четыре года жили у тёти в Крыму, а в 1941-м нас депортировали под Петропавловск, в село Бугровое – как немцев. Школу я закончила на «отлично», мои подруги поехали в город учиться дальше, мне же этого не разрешалось, как дочери врага народа. Государство определяло, кому быть грамотным, кому – нет, стала я работать. Однажды захожу в сельскую библиотеку, а на столе – томик Пушкина. У меня сердце так и дрогнуло: ну, совсем, как тот, наш!  Вспомнилось время, когда мы были счастливы, когда мы не были врагами народа. Наши семейные чтения, разговоры, мечты, папины сильные руки, его добрые глаза… Мы с мамой уже знали, что больше ПАПУ никогда не увидим, как знали, что и мама никогда не увидит своего ОТЦА, который БОЛЬШЕВИКОМ стал ещё до революции. Как не увидим её родного БРАТА, в своё время убежавшего из дома, чтобы стать БУДЁННОВЦЕМ – ВСЕ ОНИ  были АРЕСТОВАНЫ, ОСУЖДЕНЫ по надуманным статьям, и РАССТРЕЛЯНЫ.
               Увидела томик Пушкина, слёзы подступили к горлу, я тотчас взяла эту книгу, и несколько лет с ней не расставалась, время от времени продлевая срок пользования, даже на работу носила с собой. Читала и перечитывала, пытаясь представить, что чувствовал отец, читая эти строки. Мама тоже работала. В селе нас звали, как когда-то папа в семье – Женей и Женечкой, а потом закончилась война, пришли с фронта немногие уцелевшие мужчины. Однажды Володя Проводников, молодой учитель, стал читать на память в кругу девушек «Евгения Онегина», и сбился, я ему помогла. Снова сбился – я опять напомнила ему забытое место.
               - Да тебе надо учиться! – воскликнул он. Я и сама давно хотела, и, как только стало возможным, поступила в Петропавловское педучилище. За хорошие успехи в учёбе в конце первого полугодия мне подарили… томик А.С.Пушкина «Евгений Онегин»! Продолжила учёбу в институте, по окончании которого работала в своём селе, а потом меня пригласили в городское педучилище, на должность преподавателя русского языка и литературы.
                Однажды так увлеклась, что пол-года, забыв обо всём, изучала с учениками творчество одного Пушкина.  Но вовремя опомнилась, и была рада, что руководство ничего не заметило. Когда набралась опыта, получила предложение стать заместителем директора по учебной и воспитательной работе педучилища. Это было время его расцвета – во Всесоюзных соревнованиях по качеству образования оно прочно занимало второе место! Наш опыт приезжали перенимать со всего Союза. 
Однажды поехала в Бугровое навестить маму, повидать знакомых. Увидел меня соседский мальчик  Саша, побежал в дом, закричал:
             - Тётя Женя, Женечка приехала! – а Женечке уже за тридцать... Так что любовь  к Пушкину у меня от папы, а от мамы – любовь к песне. У меня большая фонотека, и петь теперь, на пенсии, хожу в два хора. А кое-кто из добрых  знакомых ещё помнят наши дуэты с моей мамой…
             Всё знает о гении наша Евгения! За великолепные знания, остроумие и находчивость удостоена почётного звания «Народный пушкинист». Как-то, включив телевизор, Евгения Владимировна услышала о викторине «Ай да Пушкин!» на знание жизни и творчества великого поэта, которая будет длиться целый год. Тут же прозвучал и первый вопрос: «В какой главе «Евгения Онегина» упоминается Большой Харитоньевский переулок? Вопрос для неё был лёгкий, а мысль участвовать в викторине – привлекательной, и она решила принять участие в соревновании.
                Всего вопросов было сорок восемь. Например, таких: «Кого из своих предков Пушкин дважды упоминает в «Борисе Годунове?» Или: «Какой отличительный знак был у лицеиста Пушкина, и где помещался?» Вы не знаете? А она знала! Сложнее было с расходами: ведь на пенсию не разгонишься. Много денег  ушло на почтовые издержки, зато телеграмма из Москвы гласила: «Ваши обстоятельные ответы, среди которых не было ни одного ошибочного, свидетельствуют о глубочайшем знании жизни и творчества великого поэта. Вы приглашаетесь на заключительный этап викторины на ОРТ.
                Но где найти деньги на поездку, ведь выезжать надо срочно? И вообще – в чём ехать?.. Вдруг раздаётся звонок: «Вы приглашаетесь на примерку костюма, ждём вас в нашем ателье»! - оказалось, бывшая ученица Евгении Владимировны, узнав о её проблемах, за свой счёт заказала ей костюм! И через три дня он был готов.  Восьмидесятичетырёхлетняя подруга матери Евгении Владимировны, ради такого дела, отдала ей в долг все свои сбережения. Так, с миру по нитке, и собрали бывшую учительницу русского языка и литературы в дорогу.
              В Москве она поселилась в гостинице «Минск». Радостное волнение от встречи  участников викторины с единомышленниками заставило нашу землячку забыть обо всех невзгодах. Первым делом пошли поздравить юбиляра. Памятник Пушкину стоял, как всегда, величественный и строгий. Любимый сын Отечества , его гордость, принимал  цветы и поздравления от всех гостей столицы. Повсюду ощущался канун праздника. Особенно трогательно и со вкусом оформлена станция метро «Пушкинская».
           Знакомства, экскурсии, встречи, театральные новинки – всё предусматривала программа проведения телевикторины. Вот и её заключительный этап. В жюри сидит правнук великого поэта Г.А.Галин. В своё время он, аспирант научно-исследовательского института культуры, изучал журналистскую деятельность поэта. Сейчас Георгий Александрович на пенсии, но продолжает активную общественную деятельность.
                Все, конечно, очень волновались. С трепетом открыла конверт и Евгения Владимировна. Задание гласило:  «Кому посвящено стихотворение «Подъезжая под Ижоры». Укажите среди рисунков Пушкина на названное лицо».  О том, что стихи посвящены Е. Вельяшевой, ей было известно, но портрет… Кто помнит наброски поэта, знает, как они схематичны, тем не менее с этими и другими заданиями наша землячка справилась. Она  сумела выйти на следующий тур: на лучшее знание пушкинской Москвы.
                Атмосфера проведения телевикторины была праздничная, дружелюбная, настроение у всех приподнятое. В группе была ещё одна женщина из Казахстана. Вдвоём они представляли весь Средне-Азиатский регион. Кавказ представляли четыре человека, один – Прибалтику. Были и посланцы Украины, Белоруссии. Возраст соискателей самый разный. Всеобщую симпатию вызывал Игорь Муратов. Четырнадцатилетний подросток в сопровождении мамы приехал из Охотска. Именно Игорю и улыбнулась удача. Было что-то символическое в том, что победа досталась ему, самому юному участнику телевикторины. Значит, есть кому наследовать всенародную любовь к великому поэту! Как победителю, ему вручили ключи от машины.
                После возвращения  Евгении Владимировны я побывала у неё в гостях. Маленькую квартиру педагога, полвека посвятившего себя возделыванию нивы образования, можно было бы назвать скромной, если бы не роскошь мыслей, собранных во множестве фолиантов классиков мировой и отечественной мысли, если бы не богатство чувств, заключённых в большой фонотеке. Отовсюду – со стен, с книжных полок,  с обложек журналов, календарей и пластинок смотрит на нас Пушкин. А тот, что стоит между нами на столе, то ли думает о своём, то ли прислушивается к нашему разговору. Эту статуэтку работы каслинских мастеров, памятные часы с профилем поэта и соответствующей гравировкой, роскошное издание  из «Золотой библиотеки русской классики, а ещё входной билет  «на вечные времена» в Государственный музей А.С. Пушкина привезла из Москвы Евгения Владимировна, как признание своих успехов в викторине.
                Она ставит на старенький  проигрываетль пластинку, и в комнате раздаются дивные звуки: «Я помню чудное мгновенье…» Хозяйка и сама хорошо поёт. 
               – Значит вы  – фанатка творчества Пушкина? – спрашиваю её.
               - Не люблю этого слова. Фанатизм – крайность, а я – сторонник гармонии. Пушкин и музыка помогают мне её обретать, когда жизнь выбивает из колеи. Все мои родственники уже в Германии, зовут и меня. Говорят: мы тебе поможем, вывезем все книги и пластинки. Но МНЕ ПОМОЧЬ НЕЛЬЗЯ, ведь не вывезешь всё, что меня окружает, тем более, главную мою любовь, мою страсть – РУССКИЙ ЯЗЫК,  язык Пушкина!.. – так сказала мне соотечественница, дедушку, отца и дядю которой ВЛАСТЬ убила без повода, суда и следствия, как врагов народа…

               Засиделись мы с Евгенией Владимировной допоздна, а вокруг со стен, с полок, обложек книг и календарей на нас смотрел Пушкин – гений и человек.