Куда идти?

Людмила Возняк
Начало: «На распутье» http://www.proza.ru/2018/02/15/975
 

«Средний путь – самый безопасный» Овидий



Стоит витязь на распутье и думает – куда идти? Направо, налево, или прямо…

 После некоторых разговоров с Иисусом,  многие  последователи оставили Его. «Тогда Иисус спросил у двенадцати: «Вы тоже хотите покинуть Меня?» И Симон Пётр ответил Ему: «Господи, куда же мы пойдём?»( Иоан.6:67, 68).

«Куда идти?»  - довольно часто задаваемый вопрос.

Напомню вкратце суть выбора: пойти направо - потерять коня, или  свою животную природу,  пойти   налево - потерять голову,  но остаться с конём, т.е.   жить под управлением инстинктов,  будучи зверушкой: ловчить, приспосабливаться, хитрить,  изворачиваться, ну,  а прямо - потерять и голову и коня, и, как мне написали в комментариях к предыдущей теме, это  царский путь,  путь святости. 

«Конями», т.е. животными, мы быть не хотим, спаси Бог, значит, налево не пойдём.  Что же выбрать  –  направо или прямо?

«Приказываю всей банде построиться в колонну по четыре. Шаг влево, шаг вправо - считается побегом. Прыжок на месте расцениваю как попытку улететь. Стреляю без предупреждения!» из к\ф «Ширли-Мырли»

Прямо…! Хорошо…

 А если на пути гора? Ээээээ… «Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт».

Обойдёт справа или слева?

Справа. Хорошо. А если справа по курсу болото?

« Было бы болото, а лягушки будут»,  «Ввели в грех, как бес в болото», «Крупная рыба в болоте не водится»,   «Болото без чёрта не бывает», « Пошел на охоту, да засосало в болоте», «В болоте тихо, да жить там лихо».

Как на счёт  кандидатов в черти, лягушки,  или… безрыбье?
 
А что, слева? Там чертей ещё больше, говорят…

Однако, не все боятся чертей слева:

«И сказал Авраам Лоту: да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники;
 не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево.
 Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская;
 и избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую; и двинулся Лот к востоку. И отделились они друг от друга»(Быт.13:8-11).

Авраам дал право выбора своему племяннику, младшему по возрасту, и по статусу, а сам был готов пойти в любую сторону, не делая предпочтения. Но незрелый человек, даже при наличии выбора, скорее всего, пойдёт налево.

«Сердце мудрого - на правую сторону, а сердце глупого - на левую»(Екк.10:2).

А помните левшу Лескова? По статистике среди талантливых людей 20% левшей. Немало, если учесть, что вообще  леворуких  около 10 - 13%. Это из-за особого  взаимодействия  двух полушарий головного мозга. Есть, но ещё меньше, владеющие одинаково хорошо, и правой, и левой рукой,  и даже одновременно – это амбидекстры:

«И сии также пришли к Давиду в Секелаг, когда он еще укрывался от Саула, сына Кисова, и были из храбрых, помогавших в сражении.
 Вооруженные луком, правою и левою рукою бросавшие каменья и стрелявшие стрелами из лука, - из братьев Саула, от Вениамина»(1Пар.12:1,2).

В боксе есть удар, называется – прямой правый.

Прямой удар предполагает движение руки по кратчайшей траектории из точки А в точку Б. Кратчайшее расстояние между двумя точками – прямая линия, и движение по ней даёт возможность затратить минимум энергетического и временного ресурса. От того, насколько искусно боксер  владеет прямым правым ударом, во многом зависит его победа в поединке.

Может показаться, что это просто. Оно и просто, в смысле, без вычурности, наворотов, изгибов, взял и сделал. Но достигается такая простота через правильное техническое  исполнение,  при котором задействовано и туловище, и ноги. Другими словами, в боксёре задействовано много чего, чтобы прямой правый удар достиг своей цели - нокаута. И также, нокаутирующему прямому удару правой рукой  предшествует правильный прямой  удар левой рукой.

Сказать проще, дерутся обоими руками: и… правой, левой, правой… обоими. Но левши нередко становятся лучшими боксёрами лишь потому,  что правши не всегда показывают хорошие результаты в поединке с ними, будучи не готовыми к их тактике боя. А левшам, хочешь - не хочешь, а надо приспосабливаться, ведь вокруг правши, и мир устроен для праворуких.

Интересно, почему такое негативное отношение ко всему левому, если в принципе разницы нет?

Издавна бытует такое поверье, что справа от человека находится ангел-хранитель, который сопровождает его по жизни, защищает от невзгод и наставляет на истинный путь. А за левым плечом чёрт, который соблазняет, искушает, провоцирует на неблаговидные вещи. Это представление отражено в фольклоре: «Никогда не плюй на правый бок, на праву сторону, потому что ангел-хранитель при правом боке, а дьявол при левом: на него и плюй, говори: аминь, и растирай ногой» Даль,  « Правый глаз чешется - радоваться; левый – плакать»,  «Правая бровь свербит — хвалят, левая — бранят», «Правое ухо горит - хвалят или правду говорят, левое – напраслину», «Правая ладонь чешется - получать деньги, левая – отдавать, терять», «Два сапога пара, да оба левые», «Правой рукой строит, левой ломает», « Встать не с  той ноги» и т.д.

Но Авраам не боялся идти ни направо, ни налево:

« если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево»(Быт.13:9).

 Потому что «право и лево» это такая  же пара противоположностей  дуального восприятия мира, как свет и тьма, небо и земля, верх и низ,  юг и север, мужчина и женщина, добро и зло, Бог и диавол, и пр., которые  символически могут даже заменять друг друга. А зрелый человек перерастает «детскую болезнь» левизны, то бишь,  дуальности.

 Если на вопрос  болгарского таксиста «куда ехать?»,  скажите - «направо», то он уверенно повезёт прямо. Потому что по-болгарски «прямо», это значит – «направо». И это не случайно. Изначальное значение «правый» от праславянского - это именно «прямой». В болгарском  так и сохранилось.

Право, правый…

«от праслав. *pr;vъ, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск., ст.-слав. правъ «прямой, правильный, невиновный»,  русск. правый, укр. правий, белор. правы, болг. прав «прямой, правый», сербохорв. пра;в «невинный, прямой», пра;в; «правильный, настоящий», словенск. pr;v, нареч. «правильно», рrа;v, pr;vi, прилаг. «правильный, правый»; чешск., словацк. prav;, польск., в.-луж. prawy «правый, прямой, настоящий», н.-луж. р;аwу, полабск. pr;vy. Вероятно, из *рr;-vоs от *рr;- (ср. пра-), родственного лат. probus  «добрый, честный, порядочный» (*pro-bhu;os), др.-инд. prabh;; «выдающийся (по силе и изобилию), превосходящий», англос. fram «сильный, деятельный, смелый», др.-исл. framr «стоящий впереди, стремящийся вперёд»  Словарь М. Фасмера


«Пра;во» наречие, по Далю, уверенье в истине чего-либо, сокращенно «пра»  -  истинно, воистину, ей-ей, справедливо, уверяю: « Право, меня там не было!»,      «Право-слово не бывал я там», «А и  впрямь» – т.е., действительно, точно так, правда.

И Библия, кажется, тоже  поддерживает правых:

«Род правых благословится»(Пс.111:2), «дух правый обнови внутри меня»(Пс.50:12), «Бог сотворил человека правым»(Екк.7:29), «Правы пути Господни»(Ос.14:10) и пр. пр.

В славянском  мировосприятии слова простой, прямой, правый  воспринимаются как  близкие по смыслу: простой человек говорит правду прямо, и прямой человек говорит просто и правдиво.  Отсюда образовались такие слова как  прямодушие, правдолюбие, простодушие,  просвещение, правосудие,   православие. Это  из-за древнего корня «пра», означающего то, что было раньше, прежде,  изначально, первое, первозданное. Думаю, все  могут вспомнить,  как называют тех, кто был вначале - прадедушка, прапрабабушка, праотцы, пращуры,   прародители Адам и Ева. Также, протоплазма, или первичная основа живой клетки, праславянский язык - язык славянский народов до их разделения, праязык, прародина…

И, действительно, правый и первый очень близки.

На санскрите пурвас - p;rvas - «находящийся впереди».  Всем известный наш  - первый, на старослав. прьвъ.
Парама – parama - высший, единый верховный. А… прима–балерина, примадонна… Понесло… параматма – высший Абсолют, Сверхдуша.

Ну, хватит, я только хотела показать, что «право», оно же и «прямо», а «прямо» всегда «право»,  исходя из корнеслова. Но к «паре», как производной от «пра»,  я надеюсь ещё вернуться  в другой теме.

Таким образом, получается, что «прав, право» - это первоначальное совершенство сотворенного мира, добро. Поэтому   «направо» означает не просто  повернуться  и потопать  направо, а первобытное состояние,  порядок, возникший в  начале   творения,  первозданное устройство,  от начала сущее. Отсюда слова - правда, праведник, праведность.  И   Бог,  Который  не изменяется ,    прав, справедлив, правдив, праведен .  И справедливы и праведны  все Его действия.

Но  «правый» это ещё  реакционный, консервативный, враждебный передовым течениям в политической и общественной жизни. «Правая партия».  «Депутат правых взглядов». А «левые»... напротив, хотят  перемен.

«Эпоху обгоняют по левому ряду» Лешек Кумор

Считается, что термины «правые» и «левые» возникли в начале Французской революции и касались расположения депутатов в парламенте. Сидевшие справа выступали за сохранение Старого порядка (монархии, аристократии и государственной религии). Сидевшие слева выступали за учреждение республики, отмену сословного неравенства и отделение церкви от государства. Может быть так и сидели, но подоплёка тут другая. Правые потому ничего не хотят менять, потому что правое, т.е. первое,  совершенно. Зачем же его менять на менее совершенное? Но  мы приходим в мир, который уже довольно далёк от совершенства,  уходит всё дальше и дальше, и «правое», т.е. по старинке, уже не значит, что хорошее. Поэтому между «правыми» и «левыми»  постоянно происходят конфликты.

Когда человек болел, а потом выздоровел,  говорят, что он поправился, или оправился от болезни,  вернулся к прежнему состоянию.   И человека, осознавшего свои грехи, и переставшего их совершать, называют исправившимся,  оправданным, праведником. А  чтобы отклонившегося от истины вернуть в изначальное  состояние, его нужно исправлять, поправлять,  подправлять…

Правильный поступок, правильное движение  – это действия, направленные на восстановление  первозданного, верного и вечного порядка мироустройства. И прямая линия – это  наикратчайший способ движения.  Так и надо было идти  прямо к древу жизни за плодами. Но  наикратчайшим  путём не получилось. Гора затруднений, болото сомнений, ненадёжные советчики… и пошли по кругу.
 
«Бег на левизну» есть бег по кругу…» Александр Изгоев

Но на любом круге можно попытаться начать управлять своим движением.  Ведь Бог изначально хотел, чтоб мы были   управителями, и верно управляли своей природой, своим внутренним миром, своим движением:

«да владычествуют(в подстрочном пер. управляют, начальствуют) они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле»(Быт.1:26),


Поэтому право и прямо по сути одно и то же: «Дело право, только гляди прямо», «Боже правый!», «Путь праведника прям»(Ис.26:7).

Но откуда  выбор, да ещё из трёх позиций: направо, налево, прямо?

Представим себе прямую, соединяющую небо и землю. Что произойдёт, если прямая «устанет» быть  прямой, и начнёт наклоняться, изгибаться, прогибаться....  В молитве Господней есть  слова: «Избави нас от лукавого»(Лук.11:4). От кого… кого? Лукавое – это непрямое, непервое, изогнутое, подобно луку, или дуге. Или реке, т.к. лука (loka)  - изгиб, излучина реки,  кривизна.  Символом всего лукавого, изворотливого,  изогнутого стал хитрый змей, пиарщик соответствующего дерева, или «левое», как альтернатива «правому».

«Левые доходы имеются?» - т.е. нечестные, неправые, непрямые, нелегальные доходы. «Нет, живем на правую копейку, честным трудом».

Когда же эта вертикаль уже настолько прогнётся, что ляжет, то получается ложь, от слов лежать, ложе. А кругозор у лежачего каков? Поэтому,  ложь – это тоже  истина, как сказал кто-то умный,  но не вся, а лишь та, которая лежит на поверхности.

Снова вспомним  болгарского таксиста. Если хотите поехать  направо, то  надо сказать по-болгарски  - «надясную». Это и будет «направо». Знакомо?

Десница,  шуйца – вышедшие  из употребления названия правой и левой рук. Направо – одесную, налево – ошую.

Кажется в Библии особым почётом пользуется десница, и одесную, чем шуйца, ошую:

«Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих»(Пс.109:1),

«Стефан же, будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога»(Деян.7:55),

«Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь»(Пс.15:8),

«Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится»(Пс.90:7),

Понятно, Сын располагается справа от Бога, но страшно подумать, а кто расположен с левой стороны от Бога?

Мне попалась толковая проповедь по поводу десницы Божией, где автор возмущается идей приписывания Богу правой и левой стороны, будто Он человек, и имеет руки.  Логично, Бог не человек, но десница больше чем просто рука, иначе Бога надо было бы представлять  скорее одноруким:

«Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса; призову их, и они предстанут вместе»(Ис.48:13),

«одесную Его огнь закона»(Вт.33:2),

« Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!»(Пс.117:15),

«и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя»(Пс.138:10),

«И сказал я: "вот мое горе - изменение десницы Всевышнего "(Пс.76:11).

И  десница не только правая рука, в некоторых словарях,  это также и просто рука вообще, и сила, могущество,  власть правителя. А одесную может означать не только справа, но и  рядом.

Тогда, что  значит – получить начертание зверя на правую руку?

«И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку или на чело их»(Отк.13:16).

Почему на правую руку? Но сначала про зверя. Это кто?  Тот, кто слева: чёрт, диавол, «конь», козёл…

«и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую»(Мат.25:33).

Оказывается, можно поплевывать «налево», думая, что на чёрта(зверя), а тем временем получить его себе на правую руку или на чело как образ. Неспроста, в том же фольклоре, в русских народных сказках,  мОлодец вдруг  превращался в медведя,   царевна в лягушку, мальчик в козлёнка. А потом приходилось совершать разные подвиги, чтобы избавиться от этой напасти.

«Избави нас от лукавого»… Лучше  избавляться от нравственной кривизны, змеиной хитрости, как оснований для последующего начертания, потому что начертание на правую руку или на чело,  есть завершение создания звериного образа в душе. Осталось только на правую руку «поставить», потому что на левой оно и так уже  имеется(всадник-то на коне).

Сказки сказками, а о подобной напасти предупреждает и Библия. Получить начертание  зверя на правую руку означает, что человек  свяжет со зверем свою правду, положит на зверя свои силы, отдаст ему свои способности и таланты, и посвятит ему  свою деятельность. Потому что, надо добавить,  руки являются символом деятельности(деяние, дело, делать, деятель…), и именно правая рука ведущая: истинная, правильная, верная, деятельная. По-болгарски – дясна, на санскрите dakshina, на греческом ;;;;;;, на латыни  dexter, на итальянском  destro, по литовски de;ininis.

Если  в древние времена рабы, хоть и трудились на своих хозяев, но при любой подходящей возможности  пытались сбежать, поднять мятеж, т.к. их воля была  сохранена, поэтому они  не мирились  с рабством. Начертание же на правую руку или чело означает, что человек сам, своей деятельностью, добровольно, своими мыслями, своим движением «налево»  создаёт для себя это рабство, и  этот образ зверя, и никто тут кроме него не виноват:            

«Скажи: «Сообщить ли вам о тех, кто получит еще худшее воздаяние от Аллаха? Это - те, кого Аллах проклял, на кого Он разгневался, кого Он превратил в обезьян и свиней и кто поклонялся тагуту(тагут – ложное божество). Они займут еще более скверное место и еще больше сбились с прямого пути»(Коран,5:60).

Процесс по превращению в зверей идёт всё время, о чём свидетельствует Коран, и Библия. Но многие христиане вообразили, что придёт какой-то  супертиран - антихрист, зверь, и будет обращать их в зверей насильно. Диктатор  придёт, и он, действительно,  может быть антихристом и зверем, но только в том случае, если  бОльшая часть  «избирателей» станет антихристами и зверьми, ибо тогда они  и получат соответствующего правителя, а иначе пришествие антихриста невозможно. 

Что интересно, в дилемме с  витязем фигурирует конь, и в Откровении Иоанна Богослова несколько коней. Хорошее животное  – на войне безстрашно, служит своему наезднику, а в мирное время вообще трудяга. Но это всё же животное, которым надо управлять. Если идти «налево», где теряется голова,  т.е. человеческая природа, то управлять конём,  в смысле животной природой, станет некому. Животное без управления свыше становится зверем. 

Можно было бы крикнуть: «Товарищи, не ходите «налево», станете зверьками!» Но шествие «налево»  началось ещё в Эдеме. И всё последующее время Бог старался повернуть нас «направо», поправить, исправить:

«и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую»(Мат.25:33).

Понятно, будем стараться держаться правее…

Но не тут-то было! Крайности в дуальном восприятии  мира опасны, любые крайности,  будь то верх или низ, право или лево, мужчина или женщина – это неполнота, а потому несовершенство. Крайности могут даже переходить друг в друга, потому что если качнуть маятник в одну сторону, он непременно окажется и в другой, а потом опять в прежней, и снова в другой. Так из крайности в крайность бросает и человека, и звери могут приходить и справа, и слева, и даже неизвестно, откуда больше.

«На то оно и право, чтобы обходить его слева»,

«Бег на левизну» есть бег по кругу, в котором крайняя левая и крайняя правая точки совпадают» Александр Изгоев,

«Середина улицы с двусторонним движением меньше всего подходит для езды. А обе крайности, правая и левая, – в сточной канаве» Дуайт Эйзенхауэр

Куда же идти?

Апостолы никуда не пошли, да и зачем?

« У Тебя есть то, что приносит жизнь вечную, и мы уверовали, и знаем, что Ты – Святый Боже»(Иоан.6:67,68, соврем.пер).


«Будем знакомы, Симай. – Сыскарь протянул руку. – Спасибо тебе за помощь.
 – Права рука, лево сердце. – Симай протянул правую, левую прижал к груди. -Теперь мы товарищи»  Алексей Евтушенко «Колдун и Сыскарь».

Авраам, предоставив право выбора своему племяннику, ничуть не потерял бы при любом раскладе, потому что  нисколько не зависел от того, куда тот решит пойти, ведь сам шёл… прямо.

«Вода в реке всегда течет прямо, как бы извилисто не было русло» Лао Цзы,

«Средний путь – самый безопасный» Овидий

А средний путь, это прямой путь, путь между правым  и левым направлениями.

«Обдумай стезю для ноги твоей, и все пути твои да будут тверды.  Не уклоняйся ни направо, ни налево; удали ногу твою от зла» (Притч. 4:26-27),

«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины»(Коран, 2:143).

Будда тоже учил о срединном пути. В одной из проповедей, называемой «Сутра, приводящая в движение колесо», Будда  предостерегал людей от двух крайностей: от потворства чрезмерным чувственным наслаждениям, и от бесполезного стремления к излишнему аскетизму. Умение избежать таких крайностей свидетельствует о способности найти срединный путь.

Но, чтобы найти срединный путь, надо рычаги влияния на человека, желающего следовать по этому пути, как  послабление и упущение,  чрезмерность и излишество  забрать из рук диавола, чёрта, шайтана, и прочих зверей.

Чрезмерность и излишество подстерегает человека на правом пути, например, через непосильный и неразумный пост, ревность  не по разуму о Боге,  чрезмерную печаль о грехах, грёзы о совершенстве, изнурительную  работу. Хочется как лучше, но... получается зверёк с агнчьими рогами,  говорящий как дракон(Отк.13:11). И гордость, самонадеянность, мнимая святость тут как тут…  Недостаток, соответственно, обнаруживается на левом пути в виде безстыдства, лени, отсутствия интереса в духовных вопросах, слабостью перед соблазнами и пороками, редкими, непостоянными молитвами, или их отсутствием.

«Итак, добродетели, как я сказал, суть средина между излишеством и недостатком. Поэтому и сказано в Писании: «не совратитися ни на десно, ни на лево» (Втор. 5:32) Авва Дорофей

Чтобы сказал  на это Иисус Христос?

«возьми крест свой, и следуй за Мною»(Марк.8:34).

«глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему;
 всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;
 и узрит всякая плоть спасение Божие»(Лук.3:4-6).

Это библейское свидетельство о среднем,  царском, прямом  пути. Чтобы по нему следовать, надо взять не одну какую-то перекладину, будь то вертикальную, или горизонтальную, правую, или левую, а крест целиком. Ибо крест  является прообразом  единства противоположностей, и среднего пути.

«… и узрит всякая плоть спасение Божие». Что должна должна узреть всякая плоть? Явление Господа.  Он приходил и придёт  по прямому, царскому, среднему пути, когда горы излишеств  понизятся,  долины недостатков  наполнятся, кривизны, т.е. закругления вправо или влево распрямятся...

 



Фото из интернета: "Витязь на распутье".