2. Предмет Антропологии

Сергей Михальчук 2
Антропология

Курс лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005

учебном году.

Тема I

Введение в Антропологию

I. Что такое Антропология.
I. 2. Предмет Антропологии.

Как уже ясно из всего сказанного выше, предметом внимания Антропологии является человек.
Но понятие  «человек» очень широко и глубоко.
Вот что говорит об этом митрп. Филарет в своём выступлении:
Антропология - учение Церкви о человеке. Думаю, нет необходимости подробно говорить о том, насколько важна и актуальна эта тема. В течение всего минувшего XX века многие выдающиеся ученые, философы, богословы, писатели посвятили немало сил исследованию человека. По-разному они пытались ответить на вопрос: что такое человек? Что делает человека человечным, а что, наоборот, превращает человека во врага самого себя и других людей? Почему высокие идеалы гуманизма, провозглашенные в Новое время, не смогли предотвратить тех процессов дегуманизации, свидетелями которых мы были в недавнем прошлом и - увы! -  являемся до сего дня?
На вопрос о сущности человека давались разные ответы. Одни понимали человека как существо, прежде всего биологическое, другие основное внимание обращали на особенности психической жизни человека, третьи рассматривали человека по преимуществу с точки зрения социальной или социально-экономической. В свою очередь философы, которые призваны к созданию комплексного учения о человеке, предложили различные антропологические концепции, связанные с основополагающими постулатами того или иного философского направления. Эти концепции часто противоречат одна другой, в лучшем случае они взаимодополняют друг друга.
Таким образом, в современной «науке о человеке» существует плюрализм подходов, точек зрения, приоритетов.
Для того чтобы понятие «человек» научно, то есть систематически, исследовать с помощью тех или иных логических построений – познать (этим занимается наука Гносеология – теория познания), оно должно быть проанализировано - приведено в какую-либо единую, внутренне непротиворечивую систему. То есть все части, составляющие это понятие, должны быть оценены и связаны между собой относительно какой-то общей для них точки отсчёта. Затем каждая из этих частей исследуется отдельно (конечно, условно, насколько это возможно), соединяясь с другими частями принятой для исследования этого понятия системы, также проанализированными и осмысленными на новом уровне. Этим достигается, через научный синтез, качественно новое понимание исследуемого понятия.
Поэтому и нам с вами для исследования понятия «человек», предмета изучаемой нами науки, необходимо каким-то образом его структурировать.
Возвращаясь к определению, которое мы уже дали Антропологии:
«Антропология – это одна из систем богословского знания, которая «исследует» человека, эволюцию его природы и его историю, в свете Откровения Божия о сотворении человека Богом по образу и подобию Божию, последующему промышлению Его о спасении падшего «человечества» (человеческой природы). Его искуплению Крестной Жертвой Христовой и обожению «человеков» (человеческих личностей) путём приобщения их Божественной вечной жизни в Любви, чрез участие их в Таинствах Христовой Церкви»,
мы увидим, что она исследует происхождение человека, эволюцию его природы и историю раскрытия потенций его личности в свете Божественного откровения. Посему, наиболее подходящим основанием и отправной точкой для построения системы антропологического анализа и синтеза Откровения представляется мне именно Догматика Церкви, осмысленная в рамках Догматического же Богословия. Догматика Церкви открывает нашему уму правильное понимание откровенных истин о личности человека и его природной сущности. Она позволяет нам, через общение с божественными Лицами и причастием божественной сущности в таинствах, постичь то идеальное состояние и того, и другого к которому должны мы устремиться. Увидеть ту Икону, тот Образ совершенства Который и будет нашим спасением.
Для того чтобы современная церковная проповедь была обращена к реальным людям, но в то же время преподавала истины евангельской веры, необходимо выделить собственно богословские основания учения Церкви о человеке, так сказать, утвердить антропологию на камне веры. В противном случае, снисходя к человеку и пытаясь ответить на его собственные вопросы, можно удалиться от существа Благовестия и впасть в человекоугодие, - говорит Филарет.
Исходя из этого, мы можем само понятие «человек», являющееся предметом Антропологии, представить в виде следующей системы:
1. «Творение» Богом человеческой природы и его ипостасности (личности) в 6-ой день, по подобию и по образу Божию.
Здесь я бы хотел привлечь ваше особое внимание к некоторым понятиям, связанным с Творением:
а). «Прах земной»;
б). «Дыхание Жизни»;
в). «Душа живая»;
г). «Душа животная».
2. «Жизнь человека в Раю». Общение с Богом человеческой природы и отличительные особенности состояния его ипостаси (личности). Эдемская Церковь.
3. «Грехопадение». Выбор свободной личности и изменения в человеческой природе за этим последовавшие. Влияние повреждённой грехом природы на человеческую личность - умаление «образа Божия» в человеке. «Кожаные одежды». Церковь Ветхого Завета.
4. «Домостроительство», «Икономия» - промышление Божие о падшей человеческой природе. Узы законодательства ветхобиблейских заветов для сдерживания дальнейшего распада личности под давлением страстей греховной природы.
5. «Воплощение», «Искупление» (Крещение, Крестная Жертва) - уцеление Богом человеческой природы.
6. «Воскресение» - восстановление бессмертного достоинства человеческой природы.
7. «Вознесение» - обожение природы человека.
8. «Пятидесятница» - Церковь Нового Завета - Церковь Христова. Церковные Таинства – усвоение свободным выбором человеческой личности начатков новой природы Сына Человеческого и взращивания их в своей ветхой природе. Обожение человеческой личности путём активного Богообщения и понуждения своей воли к жизни по заповедям. То есть подчинение своей свободы игу Христовой Любви.
***
Существует, кроме того, ещё ряд тем, которые касаются будущего человеческой природы и его личности. Они непременно требуют для себя антропологического осмысления. Это следующие темы:
1). «Смерть», «Успение», «Частный суд», «Посмертие».
2). «Второе пришествие», «Страшный суд», «Всеобщее воскресение».
3). «Вечная жизнь».