Грузинские впечатления - 5. Тбилиси

Михаил Бортников
Продолжение. Начало - http://www.proza.ru/2018/05/31/707.

Стараюсь вспомнить, что ещё мы с дочерью видели в Тбилиси, что нас удивило, и что понравилось. С тем, что не понравилось проще - такого было мало, и я уже упомянул, что названия улиц и фамилии на памятниках чаще всего написаны только по-грузински, а для иностранцев это очень неудобно.
 
Не понравился мне ещё своим внешним видом тридцати четырёхэтажный семизвёздочный отель, сооружённый арабской компанией из Эмиратов в виде башни, построенной пятилетним карапузом. Нет, я охотно верю, что жить в нём приезжим во всех отношениях удобно, и вид из любого окна замечательный. Но очень уж он выбивается из общей застройки города, и снаружи смотрится инородным телом, как одинокий клык во рту беззубого старика. Построили бы такое здание в Батуми, эффект был бы совершенно другим, там он легко бы вписался в ансамбль нового города.

Впрочем, это единственное, что мне не понравилось категорически. А так Тбилиси смотрится замечательно с любой точки, что с горы, что из вагончика канатки, что с моста через Куру. Районы старого города: Абанотубани, Авлабари, Метехи, Мтацминда, Сололаки, очень живописны и своеобразны. Конечно, у нас с дочерью не было времени даже просто неспешно пройтись по ним.

Об архитектуре последних пятнадцати лет сами тбилисцы много спорили, но прошло время, и никого уже не удивляют ни Дом Юстиции, окружённый огромными бетонными зонтиками, ни стеклянная волна  Министерства Внутренних Дел, ни "подвешенные" офисы здания Прокуратуры, ни концертный зал внутри огромных стеклянных труб на набережной, в парке Рике, ни пешеходный Мост Мира через Куру.

"Мост Мира" открылся в 2010-м, и сразу же вызвал бурные обсуждения. С чем только не сравнивали эту дугообразную конструкцию из металла и стекла итальянского архитектора Микеле Де Луччи. Называли его и Мишиной прокладкой, и новым символом города, сравнивали даже с Эйфелевой башней. Но прошло несколько лет, и мост превратился в одну из городских достопримечательностей. Туристам "Мост Мира" пришелся по вкусу. В вечернее и ночное время мост переливается тысячами лампочек и выглядит очень красиво.

Всё это трудно описать, и можно только посоветовать посмотреть самому, хотя бы и в интернете. А лучше побывать, и не только в Тбилиси, а и в Мцхете, в Сигнахи, в Кутаиси, в Батуми. Все новые постройки привлекают множество иностранных туристов так же сильно, как старинные грузинские храмы, монастыри и горные пейзажи.

Много в Тбилиси и памятников: величественных, конных, как уже упомянутый мною памятник Вахтангу Горгасали, или генералу Петру Багратиону на набережной левого берега Куры, и более скромных, назовём их "гражданскими".

На высоком постаменте посредине проспекта Руставели возведён памятник двум просветителям Грузии, писателям и поэтам, Илье Чавчавадзе и Акакию Церетели.

На улице Шардена мы увидели довольно необычный памятник Сергею Параджанову, установленный к его восьмидесятилетию.

На набережной, рядом с мостом, названным в его честь, расположен памятник поэту Николозу Баратишвили, прожившему всего двадцать семь лет.

На набережной находится и памятник Александру Грибоедову, оба они выполнены в полный рост, и установлены на высоких пьедесталах.
 
Скульптурная группа героев всеми любимого фильма "Мимино" встретилась нам совершенно случайно. В тот день, как раз в обед задождило, и я прилёг отдохнуть.

 - Папа, пойдём, что дома сидеть, - позвала Катя, - Зонтики же у нас есть, и тёплые вещи есть.
- А куда пойдём? Ноги мочить не хочется. Кроссовки у меня матерчатые.
- Высохнут. У тебя и запасные есть. А пойдём через мост на правый берег. Я хочу новый кафедральный собор посмотреть. Цминда Самеба.
Его в 95-м только построили, самый большой и высокий собор Грузии.

И направляемые указаниями Гугла, мы двинулись в путь. Спустились по Гришашвили, перешли Метехский мост, и кружа по улочкам, стали медленно подниматься по холмам. И напротив станции метро Авлабари встретились нам знакомые лица, мокнущие под дождём. Там я и сфотографировался, держа раскрытый зонтик над Евгением Леоновым.

А кафедральный собор стоял огромный, стометровой высоты, на высоком холме, как положено, и возле входных ворот на территорию храма, было кафе со знаменитыми водами Лагидзе. Известное всем заведение на проспекте Руставели почему-то закрыли. В грузинских храмах, как и в наших, женщины должны быть в головном уборе, а в брюках их внутрь пускают после того, как они обернут бёдра специальным фартуком. Фартуки выдают без проблем во всех церквях.

Возле стадиона "Динамо" имени Бориса Пайчадзе установлена скульптура с его изображением - с мячом, и в игре. Этот замечательный футболист был много лет капитаном знаменитого "Динамо", которое дало советскому футболу не один десяток выдающихся мастеров. Не буду их перечислять, так как старые болельщики их и сами помнят, а другим их фамилии ничего не скажут. К стадиону мы вышли от рынка "Дезертирка", на который вернулись перед отъездом домой за сыром. (Вино покупали на вннзаводе в Кахетии).
 
Я, конечно, с Пайчадзе тоже сфотографировался, как и с Пушкиным, и с Грибоедовым. На стадионе нам делать было нечего, и мы перейдя дорогу, попали в парк "Муштаиди".

Красивый, зеленый, тенистый парк в центре Тбилиси. Отличное место для отдыха в летнюю жару, особенно для отдыха с детьми. Там много скульптур знаменитых персонажей из мультфильмов установлено, много разных аттракционов, среди которых выделяется детская железная дорога.

Отдохнув, мы вышли из парка, немного неудачно вышли, в сторону, где никакого общественного транспорта не было, и попали на набережную Куры. Ну, как набережная? Два метра полоса рядом с парапетом и машины, мчащиеся без остановки рядом. От светофора до светофора - с километр. Прохожих - никого, только два рыболова по пути попалось. Но делать было нечего, там даже такси не остановишь, пришлось идти до Михайловского моста, за которым расположен Сухой мост, как его продолжение.

В прошлый раз Катя там неплохую турочку купила для кофе, теперь она искала изделия грузинских рукодельниц. Я же устроился на скамейке напротив выставки работ местного художника. Горные пейзажи и виды старого Тбилиси давали представление о его таланте и возможностях, но на абстрактные изображения Женщин я смотрел глазами Никиты Сергеевича Хрущёва, и молча матерился.
 
В Пантеон, место захоронения великих сынов Грузии, нам удалось попасть уже перед вылетом в Одессу. Как я уже писал, находится он на склоне горы Мтацминда, и попасть в него можно на фуникулёре, выйдя из вагончика на промежуточной остановке, она так и называется "Пантеон". От неё уже не далеко, пару минут пешком.

Мы же приехали в этот раз на такси, но не к самому Пантеону,  ещё  минут десять поднимались по серпантину в гору. Вышли прямо к гроту, в котором покоятся сам Александр Грибоедов, знаменитый поэт и дипломат,  и его жена, Нина Чавчавадзе, грузинская аристократка.
 
На могилах - красивые надгробия, особенно на могиле Грибоедова, где скульптурно изображена коленопреклонённая женщина, обнимающая распятье, а на надгробии высечены слова: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя!".

От грота небольшая лестница ведёт к храму святого Давида и Преображенскому храму, возле которых и находится собственно Пантеон. Мы провели на кладбище около часа, осмотрели памятники, заглянули в храмы,... и всё! Понять, где чьё захоронение находится, мы, конечно, не смогли.

И вот уже сейчас я нашёл в интернете сайт "Грузия для всех", который ведёт Алексей Мухранов, в котором я обнаружид полный список сорока восьми захоронений Пантеона и даже их схему. Из наиболее известных мне имён я бы отметил Екатерину Геладзе-Джугащвили, Вахтанга Чабукиани, Серго Закариадзе, Звиада Гамсахурдиа.


* Продолжение следует - http://www.proza.ru/2018/06/10/1661.