2. Введение

Сергей Михальчук 3
Данный курс предназначен для изучения в духовных семинариях, на теологических факультетах ВУЗов, или, при некоторой адаптации, в старших классах православных гимназий.
Цель курса «Основы Православной Аскетики» -  показать, что Христианство есть религия «аскетического действия», оно призвано помочь каждому уверовавшему во Христа человеку воспринять от Него, в силу и степень своей «веры» в Него, исцелённую Им в самом себе человеческую «первородную греховную повреждённость» – плод Его победы над смертью! В Курсе рассматривается устроение человеческой «природы» по Учению Православной Церкви, показываются главные психологические и онтологические аспекты Аскезы.
Цель Курса - изучение слушателями учения христианской философии об аскетическом действии, являющегося средостением «духовной жизни» христианина и позволяющего ему противостоять «греху», восходя по ступеням духовно-нравственного совершенства, получая себе помощь в благодатных таинствах Церкви.
Курс пытается глубоко заглянуть в человеческую «природу», оценить его предназначение в мире. Он показывает человеку самого себя не чем-то статичным, а находящимся в динамике процесса «духовной жизни». Проясняет, как человек может постепенно преобразить себя, постоянно имея перед собой пример самого Господа Иисуса Христа и множества святых. Курс способствует процессу самопознания человека и созидания им самого себя в личностном путешествии от «ипостаси» к «лицу». – «Личность – это ипостась в динамике лица!»
Курс достаточно сложен! Он содержит много необходимых философских и богословских сведений, как онтологического, так и психологического порядка. Но эта сложность не превышает сложности того, что современные молодые люди начинают изучать ещё в школе: интегральное и дифференциальное исчисление, законы генетики и чрезвычайно сложные химические формулы. Эта сложность лишь заинтригует тех, кто кажется себе «всезнайкой» и «знатоком». И, может быть, слегка отрезвит их. Покажет, что Христианская Вера это не какой-то примитив, а евангельские чудеса - не сказки, а законы «духовной жизни». Что заповеди - не устаревшие морально требования прошлого. Для этого привлекается мощь современной церковной догматики, чтобы показать, что церковное учение не менее сложное, чем самые современные науки. В Курсе содержатся некоторые сведения о христианской онтологии, антропологии, психологии и мистики для того, чтобы яснее показать саму суть аскетического делания.
Это учебно-справочное пособие не является учебником, а скорее хрестоматией. Оно даёт в очень кратком объёме необходимую справочную информацию для того, чтобы не отвлекаться на её записывание, на занятиях.
Известно, что «духовное образование» это вещь проблемная, требующая гораздо большего внимания, чем «светское образование». Особенно в сфере «воспитания». Поэтому необходимо, чтобы предложенный Курс очень точно преподавался с методической точки зрения. Необходимо разнообразить курс проблемными вопросами, вовлекая в работу всех учащихся. Важно суметь соотнести святоотеческий язык и язык повседневной жизни молодёжи. Ведь на самом деле христианская жизнь - это постоянная борьба с «грехом», а значит Аскеза. Надо уметь показать, что вовремя выключить телевизор и сесть делать уроки - это вопрос Аскетики. Вопрос внешнего вида и следования всем веяниям моды - это тоже вопрос Аскетики. Исходя из аскетического наследия, можно и нужно показать, необходимость терпения и уважения к учителям и родителям.
Изучение всего Курса поможет осознать в себе некие «тайные пружины» своих поступков и желаний, а также познакомит различным проявлениям «греха» и со средствами противостояния им.
При изучении «доброделания», аскетической практики, очень полезно обратить внимание на очень глубокую мысль о. Павла Флоренского: «Аскетику, как деятельность, направленную к тому, чтобы созерцать Духом Святым Свет неизреченный, святые отцы называли... «искусством из искусств», «художеством из художеств»... Созерцательное ведение, даваемое аскетикою, есть jilokalia - «любовь к красоте», «любокрасие». Сборники аскетических творений, издавна называющиеся «Филокалиями», вовсе не суть Добротолюбие в нашем, современном, смысле слова. «Доброта тут берётся в древнем, общем значении, означающем, скорее, красоту, нежели моральное совершенство, и jilokalia значит «красотолюбие». Да и в самом деле, аскетика создаёт не «доброго» человека, а «прекрасного». И отличительная особенность святых подвижников - вовсе не их «доброта». Она бывает и у плотских людей. Даже и у весьма грешных. А красота духовная, ослепительная красота лучезарной, светоносной личности, дебелому и плотскому человеку никак недоступная». [1] Аскетика не доказывается, а показывается. И соприкосновение с лучезарной, ослепительной красотой святости, надеемся, сможет пробудить в каждом человеке самые лучшие идеалы, надежды и стремления. Именно с этой целью и готовился этот курс, чтобы каждый, соприкоснувшись со святостью, мог возжелать, хоть в какой-то мере приобщиться к ней.

[1] Флоренский. П., свящ. Столп и утверждение истины. М. Лепта. 2002. с. 98-99.

***
Аскетика - раздел православного богословия, «предметом» которого является изучение «процесса возрождения» или «исцеления» падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества. Сам христианский подвиг именуется Аскетизмом.
Как научная дисциплина, Аскетика имеет ряд особенностей!
Во-первых:
- Аскетика не является абстрактной наукой, оторванной от духовной жизни, а напрямую связана с живым духовным опытом.
- Аскетика не даёт умозрительных знаний, не имеющих практического приложения. Её задачей является приобретение духовного опыта. Она даёт знания, которые могут быть востребованы в реальной духовной практике христианина. И это связано с тем, что:
- Источником Аскетики является святоотеческий духовный опыт, то есть практические познания христианских подвижников (Аскетов), уже прошедших путь «возрождения» человеческого естества.
- Аскетика опирается на письменные свидетельства христианских подвижников, «передавших» свой подвижнический опыт следующим поколениям христиан.
Во-вторых:
- Аскетика не изучает внутренний мир человека сам по себе. В отличие от психологии и антропологии, её интересует не «строение» человеческой «души» и всей человеческой «природы», а живое напряжение «сил души» и всего человека в нравственном и телесном (физическом) христианском подвиге, который требует как физических и психических человеческих усилий, так и благодатной помощи свыше.
- Аскетика также является необычной наукой, поскольку она не исчерпывается изучением человеческой реальности, но раскрывает «взаимодействие» человека с «нетварной» Божественной благодатью.
- Аскетика призвана показать синергийный смысл всякого христианского подвижничества. - Раскрыть его основание, находящееся во «взаимодействии» двух «воль». - Человеческой «воли» и «воли» божественной.
- Аскетика «выявляет» вышеестественное содержание христианского подвига. Учит «видеть» в нём «присутствие» Бога.
***
Рассматривая христианский подвиг как «живое сотрудничество» и «взаимодействие» Бога и человека, Аскетика неразрывно связана с богопознанием. Богопознание же раскрывается в стройных догматических формулировках Церкви. Именно поэтому Аскетика тесно связана с догматическим богословием. Она основана на православном учении о Спасении, догматически закрепленном соборными постановлениями.
С Аскетикой тесно связано пастырское богословие. Для определения норм и принципов «пастырства» необходимо знать путь духовного преображения «личности» и самому идти по нему. Именно поэтому теоретическое и, особенно, практическое изучение Христианской Аскетики важно для будущих и действующих «пастырей» Церкви.

Отношение Аскетики к другим богословским наукам и сущность Аскетизма.

«Как богословский предмет Аскетика связана со многими богословскими дисциплинами и особенна её связь с Сотериологией и Догматическим Богословием.
Учение о Спасении, является основным в Православной Догматике, и в то же время занимает центральное место в и Православной Аскетике. Ведь Аскетизм в своей «сути» проистекает из понимания Спасения и стремления к Спасению. Принять и понять Аскетизм, правильно подвижничать, без уяснения учения о Спасении, невозможно.
Сотериология и Аскетизм имеют неразрывное внутреннее единство. Постижение «Догмата о Спасении» должно производить в человеке глубокие внутренние изменения! -  Не к приспособлению учения под себя, а к изменению «ума», преобразованию «души» человека. К восстановлению главенства «совести» в человеке и возвращению его к «нравственной жизни». Должно делать человека «новым творением», что и совершается через крестный подвиг - Аскезу.
Аскетика, как «предмет», изучает область опытного богословия. В этом отношении Аскетика близка и к Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию, которые изучают практическую сторону Пастырства, касаясь его внутренней (психологической) стороны.
Предмет Аскетики, как науки, составляет - «Изучение законов развития и роста христианской жизни в «личности» спасающегося человека. Выяснение законов духовного подвига в его историческом проявлении и фактической данности».
Аскетика, в своём общем определении, есть - «Наука о подвижничестве или о том, как путём подвига совершается переход человека из царства диавола в царство Божие, с уяснением причин самого подвига и всех частных явлений в этом процессе перехода человека от смерти к жизни».
Сущность Аскетизма может быть понята и определена с точки зрения учения о Спасении, учения о способах и средствах усвоения Спасения, совершенного Иисусом Христом.
Аскетика, как предмет в духовных школах вытекает из существа пастырского дела - опытно самому переживать религиозную истину и истину Спасения во Христе и глубоко изучить религиозный опыт духовной жизни. Без личного подвига (Аскетизма) невозможно истинное пастырское служение, ибо оно превращается в простое требоисполнение и чиновничество.
Истина не может быть абстрактной идеей, созданной «умом» человека, истина должна быть конкретной, «личностной».
«Православная аскетика» (Зарин С. М.)

***

«Истиной может быть только человек как Лицо»!

***
«Греческое слово аскезис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающим себя определенным ограничениям. Метафорически же - на языке древних философов - аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей «воли».
Смысл аскезы - как физической, так душевной и духовной - состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету - венок лавровый, награда христианину - венец спасения. И потому христианский пост - аскеза направлен не на «умерщвление плоти», но на восстановление её «внутренней свободы» и изначальной «цельности духовно-телесной сущности» человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления «тела» и «духа» (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние Гармонии».
(Юрий Рубан; Из журнала «София» (Новгород), 1997, №1).

*** 

Аскетический подвиг - это не цель, а средство, средство для борьбы за Спасение, свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин: монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы, все его аскетические действия, определяется его любовью к Иисусу Христу, мерой его смирения, и готовностью любить своих врагов, прощением и терпением отвечая «добром» на «зло».

***

«Во всех случаях, когда в христианской аскетической литературе говорится о вражде между «плотью» и «духом» (начиная с апостола Павла: «плоть желает противного духу, а дух - противного плоти»; Гал. 5:17), речь идет о «греховной плоти» как совокупности страстей и пороков, а не о «теле» вообще. И когда говорится об «умерщвлении плоти», имеется в виду умерщвление «греховных склонностей» и «плотских похотей», а не презрение к «телу как таковому». Христианский идеал не в том, чтобы унизить «плоть», а в том, чтобы очистить её и освободить от последствий «грехопадения», вернуть к первоначальной чистоте и сделать достойной уподобления Богу».
Еп. Иларион (Алфеев)